Портрет особенного ребёнка. Происходит в течение всей жизни. В детском возрасте это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ ! ТСШ 116. Определение понятия «одаренный ребенок» Определение понятия «одаренный ребенок» Одаренный ребенок это ребенок, который.
Advertisements

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Одаренность Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Технология работы с одаренными детьми (теоретический аспект) г. Чердынь, 18 сентября 2013 г.
Выполнила: педагог-психолог МОУ СОШ 6 им. Крылова И.В. Мезина И.Ю.
Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
«МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ в рамках работы с одарёнными детьми»
Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
«ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.
Одаренность- талант- гениальность. системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более.
Презентация к уроку по психологии по теме: Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Транксрипт:

Портрет особенного ребёнка

Происходит в течение всей жизни. В детском возрасте это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

Причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка : например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения.

Одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность ( в силу условий жизни ) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии

для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности ( т. е. « маску » одаренности, под которой обычный ребенок ) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов

- смена возраста, - образование, - освоение норм культурного поведения, - тип семейного воспитания

Динамика формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности ( рассогласованности ) психического развития. При высоким уровне развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи ; Высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от « обученности » учащегося. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. В практической работе с детьми вместо понятия « одаренный ребенок » следует использовать понятие « ребенок с признаками одаренности ».

Проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий, связаны с высоким уровнем выполнения практической деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий « могу » и « хочу »,

Инструментальный характеризует способы его деятельности, Мотивационный отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения ; - использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации ; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Сформированный качественный своеобразный индивидуальный стиль деятельности, который выражается в склонности « все делать по - своему » и связанный с самодостаточной системой саморегуляции ребенка. Способность практически мгновенно схватывать существенную деталь. Быстро находить путь решения задачи рефлексивный способ переработки информации

- высокая структурированность ; - способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей ; - свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени ; - категориальный характер ( увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности ).

Знания ребенка имеют особенности, они отличаются : - повышенной « клейкостью » ( сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию ), - высоким удельным весом процедурных знаний ( способы действия и условия их использования ), - большим объемом управляющих, организующих знаний, - особой ролью метафор, как способа обработки информации

Может проявляться : - в высокой скорости и легкости обучения, - замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. С раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, нуждаются не в целенаправленных учебных воздействиях, а в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Повышенная избирательная чувствительность к : - сторонам предметной действительности ( знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.), - определенным формам собственной активности ( физической, познавательной, художественно - выразительной и т. д.), - переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. - Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, - Чрезвычайно высокая увлеченность каким - либо предметом, - Погруженность в то или иное дело, - Поразительное упорство и трудолюбие.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, - Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. - Высокая требовательность к результатам собственного труда, - Склонность ставить сверх трудные цели, - Настойчивость в их достижении, - Стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т. п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности

( инструментальные и особенно мотивационные ) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. 2. Степень сформированности. 3. Форма проявлений. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности. 5. Особенности возрастного развития.

- практическая, - теоретическая ( учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности ), - художественно - эстетическая, - коммуникативная, - духовно - ценностная.

интеллектуальная – в интеллектуальной сфере различают : - сенсомоторный, - пространственно - визуальный, - понятийно - логический уровни.

Эмоциональная В рамках эмоциональной сферы : - уровень эмоционального реагирования, - уровень эмоционального переживания. Мотивационно - волевая сфера В рамках мотивационно - волевой сферы : - уровень побуждения, - уровень постановки целей, - уровень смыслопорождения.

Практическая - в ремеслах, спортивная, организационная. Познавательная интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( естественные и гуманитарные науки, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы ). Художественно - эстетическая хореографическая, сценическая, литературно - поэтическая, изобразительная, музыкальная. Коммуникативная - лидерская, аттрактивная. Духовно - ценностная - проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности.

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели, и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.

Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.

Актуальная одаренность это психологическая характеристика ребенка с такими наличными ( уже достигнутыми ) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами, не только в учебной, но и в широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин ( трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо ( как бы « сама по себе »), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытые формы одаренности это сложные по своей природе психические явления. Идентификация детей с таким типом одаренности это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.

Психологический компонент : - результат интеграции умственных способностей, - мотивационная сфера и система ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности, - умственная активность и ее саморегуляция, Общая одаренность определяет : - уровень понимания происходящего, - глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, - степень ее целенаправленности.

Обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей ( поэзия, математика, спорт, общение ), оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребёнка. Формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название « вундеркинды ». Вундеркинд ( буквально « чудесный ребенок ») это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком - либо определенном виде деятельности математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении

Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 23 лет, освоение чтения, письма и счета ; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса ; выбор сложной деятельности по собственному желанию ( пятилетний мальчик пишет « книгу » о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей ( блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.).

Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования

Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одарённость, со средней возрастной нормой достижений. При градации одарённости следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать ( естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани ) на одарённость с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

гармоничный тип развития можно назвать « счастливым » вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одарённые дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

В основе этого варианта одарённости, возможно, лежит другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одарённости, как таковой. Процесс становления одарённости таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в « группу риска ».

- Стремление к творческой деятельности - высказывают собственные идеи и отстаивают их, - открывают новые способы решения проблем, - нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы, - проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения

- Связана со сформированностью « саморегуляционных стратегий » обучения, которые они легко переносят на новые задачи. - Мера « автономного самообучения » может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. - Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания.

- высокий уровень познавательной потребности, - огромная любознательность, - страстная увлеченность любимым делом, - наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одарённые дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на « проблеме », и даже своего рода одержимость.

высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одарённый ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать « ненужные », с его точки зрения, школьные предметы, вступая из - за этого в конфликт с учителями.

Характерная особенность мотивацией иной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально « засыпают » окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности

ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК стремится к новым познавательным ситуациям они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Признаться в своем непонимании - всегда ситуация стресса и неудачи.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК получает удовольствие от самого процесса познания достаточно легко признается в своем непонимании приоритет содержанию деятельности Устойчиво высокая самооценка значительно больше волнует результат важен результат и его оценка

Одна из основных характеристик одарённых детей и подростков независимость ( автономность ): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одарённость, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одарённые дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Можно говорить об определенной не комфортности ярко одаренных, творческих детей.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одарённых детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают « разбрасываться », связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.