Теория и методика школьного исторического образования в России © С.К. Свечников 2006 svechnikov-sk@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении истории и обществознания»
Advertisements

ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
1 Интегрированное обучение в школе Выполнила: Панькова Екатерина Петровна Учитель Частинской средней общеобразовательной школы Частые, 2010.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
ПЕДСОВЕТ «Ш КОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТЫ»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Применение деятельностного подхода на уроках исторического краеведения Выполнила Малышева.
Коломина Н.Н. Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
1 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Использование исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе в условиях ФГОС.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Педагогический сценарийРазработка педагогического сценария Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Транксрипт:

Теория и методика школьного исторического образования в России © С.К. Свечников 2006

Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования I.1988 – 1992 гг. – распад прежней системы исторического образования и поиск подходов к построению новой системы. II.1992 – 1996 гг. – начало разработки стандартов исторического образования, попытка перехода на концентрическую систему. III.1996 – 1999 гг. – продолжение разработки стандартов, принятие концентрической системы, усиление международного сотрудничества в области исторического образования. IV.C 2000 г. – критическое переосмысление итогов реформы образования в 90-е годы и поиск новых приоритетов его развития, начало модернизации исторического образования.

Проблемы построения современной системы исторического образования Поиск соотношения между традициями, преемственностью и новациями Поиск соотношения между традициями, преемственностью и новациями Поиск соотношения российского и международного опыта Поиск соотношения российского и международного опыта Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной) Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной) Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом

Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе Средние века Теологический подход Эпоха Просвещения Экземпляристский подход Середина XIX – I пол. ХХ вв. Историко-социологический подход II – III четв. ХХ в. Культурно-исторический подход Конец ХХ в. – начало XXI вв. Микроисторический, «ризомный» подход

Топические уровни В.С. Ефимова и Д.В. Лаптевой Пропедевти- ческий курс Экземпляристский подход Уровень детского сказочно- мифологического мира Первый концентр Историко- социологический подход Уровень объективного знания о вещи самой по себе Второй концентр Культурно- исторический подход Уровень осознания мира как объекта действия и осознания присутствия в мире высшего Бытия

Линейная структура ( , гг.) Достоинства последовательно раскрываются этапы развития общества; последовательно раскрываются этапы развития общества; предстает широкая панорама прошлого; предстает широкая панорама прошлого; имеется возможность свободного обзора основных событий; имеется возможность свободного обзора основных событий; помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности; помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности; сведена к минимуму опасность дублирования тем; сведена к минимуму опасность дублирования тем; общее содержание легко поддается корректировке. общее содержание легко поддается корректировке.Недостатки изучение ранних периодов истории только в V-VIII классах; изучение ранних периодов истории только в V-VIII классах; история преподается бегло, «галопом по Европам»; история преподается бегло, «галопом по Европам»; преподаватели акцентируются на информативных задачах преподавания; преподаватели акцентируются на информативных задачах преподавания; выпускники основной школы не получают знания по всему школьному курсу истории. выпускники основной школы не получают знания по всему школьному курсу истории.

Концентрическая структура ( гг. и с 1993 г.) Недоработки гг. не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов; не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов; сократился запас фактических знаний; сократился запас фактических знаний; ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности; ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности; упрощенное толкование событий, описательность; упрощенное толкование событий, описательность; неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной истории неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной истории Преимущества нового варианта историческое образование превращается в постоянный, последовательно усложняющийся процесс; историческое образование превращается в постоянный, последовательно усложняющийся процесс; более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; в старших классах события ранней истории рассматриваются на более высоком проблемно-теоретическом уровне; в старших классах события ранней истории рассматриваются на более высоком проблемно-теоретическом уровне; возможность систематизации и обобщения исторического материала во втором концентре; возможность систематизации и обобщения исторического материала во втором концентре; профильное и модульное обучение во втором концентре, ориентированное на интересы и профориентацию старшеклассников профильное и модульное обучение во втором концентре, ориентированное на интересы и профориентацию старшеклассников

Пропедевтический курс Традиционный вариант Курс «Рассказы по истории Отечества» Курс «Рассказы по истории Отечества» Изучаются наиболее яркие и значительные факты из прошлого России Изучаются наиболее яркие и значительные факты из прошлого России Главные усилия сосредотачиваются на усвоении информации, чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п. Главные усилия сосредотачиваются на усвоении информации, чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п. Новые варианты Курсы, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплины Курсы, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплины Акцент переносится на формирование образного мышления и развитие эмоциональной сферы школьников Акцент переносится на формирование образного мышления и развитие эмоциональной сферы школьников Целью является развитие широкого круга умений, необходимых для активного и творческого изучения истории Целью является развитие широкого круга умений, необходимых для активного и творческого изучения истории

Первый концентр Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи. Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи. Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1). Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1). Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания. Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.

Второй концентр К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества. К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества. Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов. Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов. Ориентация на развивающее обучение. Ориентация на развивающее обучение. Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем. Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем. Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям. Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.

УМК по истории Научная, научно- популярная и художественная литература Наглядные средства обучения Методические издания Учебные пособия

«Старые» учебники Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической конъюнктуры. Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической конъюнктуры. Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы. Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы. Стереотипы мышления, присущие советской историографии. Стереотипы мышления, присущие советской историографии. Традиционная структура методического аппарата. Традиционная структура методического аппарата.

Учебники «нового поколения» Отказ от моноидеологии. Отказ от моноидеологии. В центре внимания люди. В центре внимания люди. Понятийная система сменилась образной. Понятийная система сменилась образной. Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Усиление доли фактологического материала. Усиление доли фактологического материала. Информационная избыточность текста. Информационная избыточность текста. Новые выразительные способы изложения. Новые выразительные способы изложения. Многоуровневая система образов. Многоуровневая система образов. Новый способ формулирования названий параграфов. Новый способ формулирования названий параграфов. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Новая иллюстративная метасистема. Новая иллюстративная метасистема. Сквозная сеть вопросов и заданий. Сквозная сеть вопросов и заданий.

Общие подходы к анализу урока 1.Осмысление учителем значимости и места конкретного урока в формировании у школьников исторических представлений. 2.Направленность всех педагогических действий на раскрытие нравственного потенциала истории и ее личностной значимости. 3.Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому восприятию мира. 4.Создание на всех этапах урока оптимальных условий для проявления творческой индивидуальности учащихся. 5.Конструирование учебного занятия по «нарастающей». 6.Мотивация отбора содержания с учетом как традиционных, так и нетрадиционных факторов, обучение работе по алгоритму. 7.Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблемам урока. 8.Рефлексия собственных учебных достижений каждым школьником и их анализ учителем

Типология названий уроков истории Время и место действия. Время и место действия. Вопросительная форма. Вопросительная форма. Сквозная линия (принцип «от… до (к)…»). Сквозная линия (принцип «от… до (к)…»). Заимствованное из художественных и исторических текстов. Заимствованное из художественных и исторических текстов. Прием «отстранения», т.е. освещения знакомого факта под новым углом зрения. Прием «отстранения», т.е. освещения знакомого факта под новым углом зрения. Проблемные ситуации (принцип «или-или»). Проблемные ситуации (принцип «или-или»). Недописанные ключевые слова. Недописанные ключевые слова. Скрытый план. Скрытый план. Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов. Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов. Вычленение учащимися ведущей проблемы. Вычленение учащимися ведущей проблемы. Графическое оформление. Графическое оформление. Расстановка учащимися знаков препинания. Расстановка учащимися знаков препинания.

Типология хронологических заданий Тесты на соотнесение года с веком. Тесты на соотнесение года с веком. Стандартные задачи («сколько лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?») Стандартные задачи («сколько лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?») Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления. Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления. Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры. Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры. Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности ( ), следствия ( )). Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности ( ), следствия ( )). Рисунки по датам. Рисунки по датам. Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы. Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы. Знакомство с календарями изучаемых стран. Знакомство с календарями изучаемых стран. Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.) Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.)

Типология картографических заданий Универсальные: Универсальные: - локализация исторических фактов по карте; - анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников; - локализация исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач; - творческие образные задания. Тесты: Тесты: - с несколькими вариантами выбора; - восстановление соответствия; - группировка по разнообразным критериям; - соотношения по аналогии; - «исключение лишнего»; - определение последовательности; - с ограничениями на ответы. Картографический диктант. Картографический диктант. Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения). Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения). Задания, рассчитанные на образное воображение. Задания, рассчитанные на образное воображение. Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов. Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов. Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п. Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п. Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи. Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи.

Тестовые задания для проверки формализованных знаний I. Тесты специальных способностей и достижений: 1)с несколькими вариантами выбора; 2)альтернативные задания; 3)восстановление соответствия. II. Тесты интеллекта: 1)группировка исторической информации; 2)определение аналогии; 3)«исключение лишнего». III. Тесты со свободными ответами: 1)с ограничениями на ответы (заполнение пропусков в тексте); 2)со свободными ответами.

Познавательные задания для проверки субъективированных знаний и умений 1. Логические задания – мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно- логическое мышление учащихся. 2. Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. 3. Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.

Формы итоговой аттестации учащихся Экзаменационные билеты СобеседованиеРефератыЕГЭ

Дополнительная литература 1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: основы профессионального мастерства. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). М., Голышева З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., Гречко И.К. Концептуальные модели истории. М., Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. М., Историческое образование в современной школе: Альманах. М., Вып Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М., Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. М., Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И. Тюляева. М., Преподавание истории и обществознания в школе. (Журнал, издается с июля 2000 г.). 21. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. М., Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000.