Грамматическая сказка.Правописание гласных после шипящих. Разработала Землякова В.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что Шёпот Шороху шептал?. Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось.
Advertisements

О-Ё-Е после шипящих. Хочешь проверить, как ты усвоил орфограмму «О-Ё-Е после шипящих» и ликвидировать имеющиеся пробелы? Если ДА – этот тренажер для тебя!
Гласные после шипящих и Ц Опорный конспект. Вставьте пропущенные буквы Товарищ…м, Товарищ…м, Врач…м Врач…м Кумач…вый Кумач…вый Плюш…вый Плюш…вый Печ…шь.
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных 1. Выдели часть слова 2. Поставь ударение 3. если гласная после шипящей или Ц у д а р н а я б.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Буквы О Ё после шипящих в корне слова
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Тема урока: " Буквы О - Ё после щипящих и Ц в корнях слов" Цели урока: 1.Изучение правописания О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов. 2. Формирование умения.
? Словарный диктант Уд..вительный Л..нивый Б..да Ф..милия Ж..лище Верш..на Ч..йка Ч..десно Ж..ри Параш..т.
Разделите слова на группы Предложение, растение, выращенный, располагать, росли, щётка, изложение, решётка, чёрный.
Фрагмент урока по теме: Буквы О-Ё после шипящихБуквы О-Ё после шипящих.
БУКВЫ О – Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЯХ СЛОВ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС Подготовила Ярцева Н.М., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 44 г.Липецка.
Геометрические сказки. Дружно жили Чистюлька и Карандаш. Но трудолюбивый Карандаш заскучал, - линии, проведённые им, перестали быть тоненькими. Но друзей.
«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил» А.П. Сумароков.
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ: Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам. Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Тема урока Правописание гласных после шипящих и Ц Цели урока 1. Повторить орфограммы, изученные на уроках. 2. Формировать навыки структурного анализа слова.
Презентацию подготовила Колесникова Ирина Борисовна МОУ «Средняя школа 7 г.Калуги»
Составитель: Падалко Татьяна Викторовна учитель русского языка 23 слайда 2011.
Что Шёпот Шороху шептал? Котынова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей» г.Великие Луки Псковской области.
Выполнила Выполнила Байдина Галина Николаевна Байдина Галина Николаевна учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы Иловская.
О ё после шипящих и ц в существительных и прилагательных, образованных от существительных Корень Суффикс Окончание Чёрный – чернеть, шёпот – шептать, дешёвый.
Транксрипт:

Грамматическая сказка.Правописание гласных после шипящих. Разработала Землякова В.А.

Найди лишнее слово! Желуди, смычок, шёпот, цирк, щёголь.

Цель урока: Закрепить знания по теме «Правописание О-Ё после щипящих и Ц.»

Проверка домашнего задания: Каков опознавательный признак изученной орфограммы? Для чего нужно изучать данное правило? Проговаривание алгоритма. Узнать слово по лексическому значению.(С помощью сигнальных карточек определить орфограмму О или Ё).

Правописание О-Ё после шипящих и Ц В корне О Ё Нет проверочного слова есть проверочное слово со звуком (э) шоссе Шёпот-шепчет В суффиксе О Е Под ударением Без ударения Снежок Горошек В окончании О Е Под ударением Без ударения Врачом Невежей

Мишка страстно любил ужастики. Фантастические, с немыслимыми чудовищами, лабиринтами, и злодействами. Как часто мнил себя Мишка этаким суперменом - супергероем, побеждающим в самых крутых ужастиках.

Самым ужасным следствием ужастиков явились двойки, кучно гнездившиеся в его дневнике. Стоит ли добавлять, что и Мишкина мама была от этого зрелища просто в ужасе?

И вот однажды……Привычно засветился экран.Проступили огненные буквы: «Непревзойденный фильм ужасов» «Правописание о, е после щипящих»

Сначала Мишка оторопел, потом расхохотался: -Комедия, да и только! Какой ужас может быть в буквах, пусть даже и шипящих? Да хоть бы они не только шипели, но и рычали- все равно не испугался бы!

В то же мгновение экран вспыхнул ярче, послышался треск, затем взрыв. «Мама-а!- успел крикнуть Мишка. «Мама….»- уже шептал он, испуганно.

Перед ним в зловещей тьме пещеры что-то рычало, шипело, скрежетало, извивалось и брызгало огненной пеной вокруг Мишка пригляделся внимательнее и….. обомлел. Это были буквы: ч, ш, щ, Ж,Ц

Жалкий хвастун, теперь ты в наших руках ! -прожужжала ж Щипать его, щипать!- пищала Щ

«Шлепать, шлепать»,- шепелявила Ш «Ч- четвертовать!»- рявкнула Ч Мишка замер от ужаса

Жалко еще желторотого,- рассуждала Ж.Пусть он опровергнет свои слова поступком-поступком геройским и спасет себе ж-ж-жизнь». «Что я должен делать?»-прохрипел Мишка.

Ты поможешь нам!-прошипела Ш.-Ты,неуч, виноват в том, что рассердил волшебницу Грамматику. Ты постоянно путал буквы О и Е после нас, щипящих.И грамматика в ярости похитила их, наших маленьких сестричек, и они смогут вернуться к нам лишь тогда, когда ты, Мишка, исправишь все свои ошибки и не будешь повторять их впредь! Тебе придется отправиться на поиски пропавших букв,- вступила в разговор Ж

-Ты пойдешь в шатер Корня, затем в замок Суффикса, а в конце пути проникнешь в обитель Окончания. Там ты должен найти наших сестер, суметь отличить их на письме, решить все поставленные задачи

Мишке ничего не оставалось делать, и он отправился в путь

На исходе дня он добрался до восточного шатра, в котором жил сам Корень. Многочисленная его челядь- однокоренные слова-окружили Мишку. Шепот- шепчет- шепоток-шептун- прошептал Корень выслушал Мишку внимательно и, хитро улыбаясь, велел привести О и Е, но при условии, что Мишка различит их самостоятельно в припевках:

Припевка Ж_сткой щ_ткой ш_рстку трет Добродетельный енот. И расч_ской чешет ч_лку Дочке ж_лтенькая пч_лка Скользкий, влажный, словно ш_лк Дождь на улице пошё_л. Помогите Мишке вставить буквы!

Проверь себя! Жесткой щеткой шерстку трет Добродетельный енот И расческой чешет челку Дочке желтенькая пчелка Скользкий, влажный, словно шелк, Дождь на улице пошел.

Мишка был в смятении: О или Е? Они, как близнецы, звучали совершенно одинаково! Но Мишка вспомнил, в чьем замке он находится.Корень! Значит, Щ_ТКА- Ш_РСТКА- ПЧ_ЛКА- Ж_ЛТЕНЬКАЯ- Какие однокоренные слова подобрал Мишка? Какую букву он поставил на месте пропусков ?

Проверь себя! Щетка-щетина Шерстка-шерсть Пчелка-пчела Желтенькая- желтеть

Корень, улыбаясь, продекламировал: Верно в царствии моем Смело пишем букву Е. Но,однако,Не всегда Догадайся, О когда?

И тут Мишка вспомнил! Вспомнил стишок, который учил на уроке: Шоколад, шофер, крыжовник Шов, шоссе, обжора, шорник Капюшон, жокей, чащоба Шорох,чопорный,трущоба.

-Ну что же,- одобрительно подытожил Корень, - ты справился с моими вопросами. Но я не могу вернуть тебе буквы О и Е. Их вернет тебе Грамматика, когда ты выдержишь экзамен у Суффикса и Окончания! Удачи тебе!

В замке Суффикса было тихо. -Что привело тебя в столь поздний час?- сухо осведомился Суффикс. Мишка поведал свою историю. -Ну что же,- хмыкнул Суффикс, -действительно, у меня живет одна из сестер, Но кто она- о или е, -ты должен решить сам

Он позвонил в серебряный колокольчик, и сбежались слова, построились в стихотворный рядок.Но в них не хватало буквы-какой?

ЗНАЧ_К СВЕРЧ_К ГРОШ_ВЫЙ ЗАЙЧ_НОК ПАУЧ_К ЕЖ_ВЫЙ ГАЛЧ_НОК СТАРИЧ_К ДЕВЧ_НКА МЕДВЕЖ_НОК РУБАШ_НКА

Проверь себя! Значок Сверчок Грошовый Зайчонок Паучок Ежовый Галчонок Старичок Девчонка Медвежонок рубашонка

Этот суффикс был хитрец, Но и Мишка – молодец! Он заполнил первым делом Буквой О ну все пробелы! Догадался-нет тут Ё, Как у сыщика чутье! Где-то слышал он давно, Может быть, в стихотвореньи, В суффиксе-лишь букваО, Коль стоит под удареньем!

Суффикс: Ты на верный след напал- Получаешь новый балл! И осталось треть пути Тебе доблестно пройти!

Оканчивался Мишкин столь трудный и долгий путь в чертогах Окончания. Целую ночь шел измученный путешественник, а когда забрезжил рассвет и в утреннем тумане проступили витиеватые контуры прямоугольной ограды, у Мишки вырвался возглас: «Неужели конец наконец?»

Но окончание не сулило благополучного окончания.Оно честно предупредило, что укрывает у себя не только О но и Е. И Мишка должен разобраться, где чье место. И затанцевали, запели хором слова-стишки:

Будь внимателен! Свеч_й, невеж_й, и ключ_м. Плащ_м, товарищ_м, и Миш_й. Врач_м, плеч_м, мяч_м, луч_м. Вставь буквочки в четверостишье!

Проверь себя! Свечой,невежей, и ключом. Плащом, товарищем, и Мишей. Врачом, плечом,мячом, лучом.

С писком и визгом кинулись буквы О и Е к Мишке, повисли на нем, проскандировали хором: Хотим скорей в объятья К нашим милым братьям!

Мишка вспомнил про милых братьев, и его в очередной раз охватил ужас. Они замучают его своими клацающими щупальцами! Не-е-т!-заорал он.

Молодец! Умен, дружок! Верный выполнил шажок. Кто ты?- ошарашенно выдохнул Мишка. -Твой внутренний голос! -Что же ты на уроках-то молчал, когда я тонул, а?- с укоризной спросил мальчик. -На уроках ты не желал меня слушать, я был тебе не интересен!

А теперь он будет слушать не только тебя, но и учителя,- наставительно сказала Грамматика Это была именно она! Твой успех перед глазами- Что ж,ты выдержал экзамен. Ты умен, пытлив,хитер- забирай с собой сестер!

-Ты опять отказываешься отвечать, Михаил? У Мишки над головой стояла учительница и протягивала руку за дневником.Мишка недоуменно огляделся вокруг: -Спал он что ли?

Одноклассники в свою очередь с любопытством смотрели на него. -Я такое кино видел!- бухнул Мишка.-Ужас! -Про ужасы ты потом расскажешь, а сейчас пожалуй к доске-будешь писать диктант на правописание гласных после шипящих. -Ура!-победно заорал Мишка и ринулся к доске.

Заполни таблицу: Правописание гласных после шипящих и Ц О е

Словарная работа Бечевка- Парчовый- Шок- Дирижер- Чащоба- Трущоба- Шорник- Чопорный- Жокей- Кошелка- Холщовый-

Диктант «Собачонка» В самой чащ_бе леса, в старом доме, заросшем диким крыж_вником, жила-была собач_нка по кличке Прыж_к. Она сидела на холщ_вом матрасике и мечтала. Ей хотелось вырасти и стать смелой, не бояться мальчиш_к и девч_нок, ш_рохов и ш_пота. Она представляла, как станет дириж_ром в Больш_м театре с парч_вым занавесом. Волч_нок и медвеж_нок, зайч_нок и бельч_нок в ч_рных капюш_нах и ж_лтых ш_ртах будут играть в ее оркестре. Повар будет приносить им в кош_лке любимую печ_нку. От хорош_й пищи их ш_рстка будет блестеть. Не надо будет бегать по деш_вым закусочным в поисках косточек. Ах, мечты, мечты……

Диктант «Собачонка» В самой чащобе леса, в старом доме, заросшем диким крыжовником, жила-была собачонка по кличке Прыжок. Она сидела на холщовом матрасике и мечтала. Ей хотелось вырасти и стать смелой, не бояться мальчишек и девчонок, шорохов и шепота. Она представляла, как станет дирижером в Большом театре с парчовым занавесом. Волчонок и медвежонок, зайчонок и бельчонок в черных капюшонах и желтых шортах будут играть в ее оркестре. Повар будет приносить им в кошелке любимую печенку. От хорошей пищи их шерстка будет блестеть. Не надо будет бегать по дешевым закусочным в поисках косточек. Ах, мечты, мечты……

Мы сочиняем.Соколова Света 5а кл. Весенний лес. В лесу слышен шорох и шепот листьев. Рядом с лесом течет маленькая речонка. Эта речонка заросла камышом. В лесу на березах много скворцов. Громко щелкает на дереве дятел, он делает гнездо для своих птенцов. Скоро на вербах появится нежный пушок. Пчелки вылетят из своих домиков и соберут нектар с цветов. Хорошо в лесу!

Коннов Алеша 5а кл.

Бельчонок. Бельчонок Пушок жил в лесу на дереве, он любил щёлкать орешки. И он был большой любитель попрыгать с ветки на ветку. Бельчонок упал с ветки и попал в руки мальчишек, и тихонько шепчет:» Помогите.!» Один мальчонка взял его и положил в дупло. На дереве, где жил бельчонок, было много шишек.Бельчонок дружил с медвежонком и каждый день носил ему в кошелке шишки. А медвежонок подарил бельчонку капюшон. Иногда они ходили в гости к пчёлкам менять шишки на мед. Любили они ходить к маленькой речонке. Медвежонок был хорошим пловцом. Так они жили дружно. Здобина Света 5а класс

Тихонов Стас 5а класс

Собери словечко! Расческа Счёты Счастливый Желтый

Проверь себя! Расческа Счеты Счастливый Желтый Расчетливый

Итог урока. С чем познакомились на уроке? Как будем узнавать новую орфограмму? Что нужно знать, чтобы правильно писать О-Ё после шипящих? Интересно было на уроке?

Домашнее задание: Разгадать кроссворды своих товарищей. Выучить алгоритм. Спасибо за внимание!