Тема исследования «Цветная музыка стиха. Цветопись в произведениях Сергея Есенина» Гипотеза исследования: в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРУЖКИНА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 4» г.Великий Новгород.
Advertisements

> учебный комплекс > учебный комплекс Новая школа 4-1 класс Стихатварение.
PowerPoint – примеры хороших работ – что такое хорошо и что такое плохо – найдем ошибки вместе! – хорошая презентация – это… Другие инструменты электронных.
Трубачевская средняя общеобразовательная школа Трубачево, 2009 Шлёнкина Рита, ученица 5 класса.
Осень долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сы­ рость. Осень это.
Цветная музыка стиха Семь вкусов спектра пробует язык Б.Ахмадулина Исполнители: Ермак Екатерина Мамонтова Ксения Мамонтова Ксения Руководитель: Пешкова.
Семь вкусов спектра пробует язык…Семь вкусов спектра пробует язык…
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Фоносемантический анализ стихотворения С. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
АкварельныекраскиАкварельныекраски Выполнила ученица 2 «А» класса МБОУ гимназии 26 Фех Дарья Prezentacii.com.
Наш земляк – поэт Сергей Данилович Овсянников. Автор: Чаговец Анастасия Сергеевна, 11-А класс Руководитель: Цуканова Л.А., учитель литературы «СОШ 16»
Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. (Учащиеся 10 класса на экскурсии в селе Константиново Рязанской области, родине поэта Сергея.
Тема урока: «Весна в поэзии, музыке, живописи» Подготовила: Карманова А.А г.Кунгур.
Тайна Поэтической улицы Сергей Александрович Есени н С добрым утром!
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Проблемная ситуация на уроках технологии в начальных классах Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Да, недолго глядел он на Русь голубыми глазами поэта… Н.Рубцов.
Что это значит?. Красным Огненно-рыжий Жёлтым Ярко-зелёное голубая. Синего Тёмно-сиреневым радужной Красным горит на закате багрянец тревожно. Огненно-рыжий.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Транксрипт:

Тема исследования «Цветная музыка стиха. Цветопись в произведениях Сергея Есенина» Гипотеза исследования: в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия Цели исследования: 1.знакомство с теорией А.П.Журавлева о звуко-цветовых соответствиях; 2.подбор стихов С.Есенина для анализа; 3.анализ стихов; 4.доказательство того, что в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия. Актуальность исследования: исследование помогает по-новому посмотреть на звуки речи и роль в языке, учит читать «с пониманием».

"Гласные". А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый. О - синий: тайну их скажу я в свой черед, А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана. Блеск горных родников и хрупких опахал! И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых волн широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной - О - дивных глаз ее лиловые лучи. Артюр Рембо

«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка? Учёные решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад. Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" или "белый", Ы - "черный". Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем».

А - ярко-красный, О – яркий, светло-белый или белый, И - светло-синий, Е – светлый, желто-зеленый, У – темный, сине-зеленый, Ы – тусклый, темно-коричневый или черный. В чистые цвета окрашены только три звука - А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов - красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка? Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии

Звуко-цветовые соответствия в представлении учащихся Большесалырской школы. Гласные Цвет Ярко- крас-ный Тёмно- коричне-вый или черный Свет-ло- синий Желто- зелё-ный Сине- зеле-ный Свет-ло- белый или белый 1Е 18 2О 12 3Ы 23 4У 5И 11 6А22 Число информант ов 26Количество выборов Исследования показали, что для наших информантов гласные тоже окрашены в различные цвета. В нашем эксперименте участвовало 26 человек. Восемнадцать из них выбрали для гласной « Е» жёлто-зелёный цвет. Двенадцать определили, что звук «О» окрашен в белый цвет. Почти на сто процентов совпали гласные Ы, У, А. Первый и второй оказались окрашенными в тёмно-коричневый и сине-зелёный цвета для двадцати трёх информантов, звук «А» ярко-красного цвета для 22 участников исследования

Осень Р.В.Иванову. Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг её подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Осень Транскрипция текста Р.В.Иванову Тиха в чащи мажживэла па абрыву. Осинь – рыжайа кабыла- чэшит гриву. Над ричным пакровам биригов Слышэн синий лязг ейо падков Схимник-вэтэр шагам астарожным Мнот листву па выступам дарожным И цилуйэт на рибинавам кусту Йазвы красныйэ низримаму Христу Е (Э)- Желто-зелёный 5 О- Светло-белый или белый 6 Ы - Тёмно-коричневый или черный 9 У - Сине-зеленый 7 И - Светло-синий 21 А - Ярко-красный 23 Результаты анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина «Осень».

В стихотворении двадцать три раза встречается ярко-красный звук А. Это один из самых ярких цветов осени. На втором месте стоит синий И. На первый взгляд это может показаться странным, но только на первый взгляд. Во- первых, стихотворение блестяще демонстрирует нам любовь Есенина к синему цвету и его оттенкам. Ведь даже Русь у него голубая. И осень описана поэтом не где-то, а именно на его родине. Поэтому вполне понятно большое количество голубого звука «И». Во-вторых, поэт всегда стремится точно нарисовать картину действительности. А что происходит осенью? Осенью листья облетают с деревьев, сквозь обнажённые ветви яснее проступает синева неба, вокруг становится светлее. Чувствуется, что природа готовится сменить пестроту красок на однообразие белого цвета. Кроме того, синий цвет считается «холодным» цветом. А ведь зима, которая сменит осень, не отличается теплотой! Кроме звуко-цветового соответствия в стихотворении, мы обратили внимание на рифмующиеся звуки. Обратить на это нас заставил образ Христа в последней строке. Красные кисти рябины вызывают у поэта воспоминания о Христе. Почему? Конечно, потому что красный цвет – это цвет крови, пролившейся из ран Христа. А ещё почему? Какая связь между осенью и Христом? Что такое осень? Что приходит на смену осени? Что было с Христом после распятия?.. Воскресение. А на смену осени придёт белоснежная холодная зима, за ней - ласковая и юная весна. Природа опять воскреснет. Значит, вновь воскресение!.. Об этом ли думал автор? Да. И убедиться в этом поможет цветовая гамма рифмующихся слов.

Первая строфа: рифмуются слова: обрыву – гриву (зелёный); вторая: берегов – подков (светло-белый или белый); бездорожным – дорожным (тёмно- коричневый или чёрный); кусту – Христу (зелёный). Начальные и конечные рифмы в стихотворении окрашены в зелёные тона. От начала к концу цветовая гамма меняется: зелёный – белый – чёрный – зелёный. Зелёный – цвет жизни; белый – цвет чистоты; чёрный – цвет боли, горя; зелёный – вновь цвет жизни. Невольно возникает ассоциация с жизнью Христа: молодость, чистота – гибель - воскресение… И тут приходит понимание: это стихотворение не только об осени. Это стихотворение о том, что мир вечен, что его нельзя уничтожить, так как он способен к возрождению!!!

Чёрная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнёт благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костёр окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Тихо, на корточках, в пятнах зари Слушают сказ старика косари. Где-то вдали на кукане реки, Дрёмную песню поют рыбаки. Оловом светится лужная голь… Грустная песня, ты, - русская боль. Чорнайа, потам прапахшайа выть! Как мнэ тиба ни ласкать, ни лубить? Выйду на озира в синуйу гать, К сэрдцу вичэрнайа льнот благадать. Сэрым вирэтьэм стойат шалашы, Глуха байукайут хлупь камышы. Красный кастор акравил таганы, В хворасти бэлыэ вэки луны. Тиха, на кортачках, в патнах зари Слушайут сказ старика касари. Гдэ-та вдали на кукани рики, Дромнуйу пэсну пайут рыбаки. Олавам свэтится лужнайа голь… Грустнайа пэсна, ты, - русскайа боль. Стихотворение «Чёрная, потом пропахшая выть» мы предложили прослушать учащимся шестого класса и попросили их нарисовать цветные иллюстрации. В тексте названы всего четыре цвета, обозначающие цвет: чёрный, синий, красный, белый. На иллюстрациях был и зелёный и жёлтый цвет. Чем это объяснить? Неумением вслушиваться в текст? Или звуко-цветовыми соответствиями, вновь проявившимися здесь?

Подсчёт гласных звуков подтвердил точность цветового восприятия стихов С. Есенина нашими информантами. В тексте стихотворения нет слов, обозначающих зелёный и жёлтый цвета, однако, гласных, обозначающих их, достаточно (если сложить количество гласных жёлто-зелёного и сине- зелёного цвета, то мы получим число 31. Таким образом, они стоят на втором месте после гласного «А»). Как точен автор в передаче того, что происходит в природе! Не случайно в тексте 57 раз встречается звук «А», ведь речь идёт о вечерней заре, а зори бывают яркими, как костёр. На втором месте звук «И», обозначающий синий цвет. И здесь тоже всё очень точно отражает происходящее в природе: с наступлением вечерней зари голубой цвет постепенно переходит в темный, затем в чёрный, и на землю опускается ночь. Всего восемь раз встречается в тексте стихотворения звук «О». И в этом тоже свой смысл: день сменяет ночь, потому и не должно быть светлого, белого «О» много в стихотво рении!

Заключение. Проанализировав ответы информантов, приходим к выводу, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем; проанализировав стихотворения С.А.Есенина «Осень», «Чёрная, потом пропахшая выть», «В том краю, где жёлтая крапива» приходим к выводу, что в стихотворениях поэта есть звуко-цветовые соответствия. Поиски в области соответствия цвета и звука в поэтическом тексте перекликаются с открытием, которое в 1910 году сделал композитор А.Н.Скрябин. Впервые Скрябин ввёл партию света «Luce» в симфоническую партитуру, обозначив нотными знаками цвета тональностей. При Казанском авиационном институте было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей», поставившее своей целью развитие скрябинской идеи цвето-музыки. С тех пор прошло много времени. И теперь никого не удивляет сочетание музыки и цвета. А ведь музыкальный тон тесно связан со звуком. Следовательно, наши поиски цвето-звуковых соответствий в стихах С.А.Есенина имеют реальные основания.