Технологии профилактики правонарушений и социально опасного положения несовершеннолетних. О.Ю.Ткачева, заведующий кризисным отделением МОУ «ПМС Центра»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
Advertisements

Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Организация службы медиации в образовательной среде.
Что такое Школьная служба примирения? Институт консультирования и тренинга «Статус» Оренбург.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
Школьная служба примирения в школе – интернате 1 г. Красноярска. Выполнила: Федорова С.А. 2011г.
Составители: Киселева М.Ю. – социальный педагог МБОУ СОШ 19 г.Канска Валова Е.Н. – социальный педагог МБОУ СОШ 18 г.Канска Полоненко С.В. – социальный.
Структура и задачи служб школьной медиации в образовательных организациях.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия» год.
СТАНДАРТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией Восстановительной медиации 17марта 2009г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической, медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»
Педагогический консилиум как механизм обеспечения качественной профилактической работы с учащимися группы риска.
Подготовили: социальные педагоги Шевченко Н.В., Хрипунова К.Ю., Социально-педагогическая служба сопровождения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Создание школьной службы примирения. Конфликт – выраженное нарушение партнерских взаимоотношений. В конфликте всегда присутствует противостояние и взаимная.
Восстановительные программы как эффективная технология в профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних В.Е.Терентьева руководитель.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Создание и развитие Служб примирения Морозова Н.Н.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Транксрипт:

Технологии профилактики правонарушений и социально опасного положения несовершеннолетних. О.Ю.Ткачева, заведующий кризисным отделением МОУ «ПМС Центра» г.Перми

Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства в учреждениях образования Дети группы «норма» Дети группы «риска СОП» 3,4% Дети группы СОП 1,3% Внешний агент Выявлениебрака школы Дети группы риска злоупотребления ПАВ 20% скрыто 15%

Методы и технологии профилактики 1.Внедрение стандартных базовых услуг первичной профилактики. 2.Школьная и муниципальная служба примирения 3.Досуговая занятость. 4.Организация пед.поддержки ребенка в ОУ. 5.Детский телефон доверия 6.Раннее выявление жестокого обращения и организация работы со случаем. 7.Выявление правонарушений. 8.Разработка и реализация ИПС. 9.Сопровождение семьи. 10.Специализированная психологическая помощь несовершеннолетним.

Отличие восстановительного подхода (ВП) от административного административныйвосстановительный преступлениедействие против государства, нарушение закона действие против другого лица и конкретного сообщества наказаниеЭффективно: а) сдерживает от преступления б) наказание меняет поведение не изменяет поведение и нарушает связи, отношения между людьми пострадавшийвключены в процесс косвенноцентральные фигуры в процессе принятия решения цельустановить вину, акцент на прошлом (совершил(а) ли он(А) это?) примирение/восстановление: решение проблемы, установление ответственности/ обязательства, акцент на будущем (что надо сделать?) ответственнос ть правонар ушителя определяется как его наказаниепринятие ответственности и выполнение действий по исправлению вреда. Возмещение ущерба как средство восстановления положения обеих сторон технология состязание в отношении сторон Диалог и переговоры

Особенности подростков с отклоняющимся поведением Значительные эмоциональные нарушения (тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни) Нарушения в социальном взаимодействии Преодоление сопротивление среды способствует к развитию деструктивных эффектов. Высокая личностная включенность и сниженная критика к поступку=«геройство»

Цели агрессивного поведения Причинение боли и ущерба жертве Место за принесенные страдания Власть Получение материальных благ Аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта Повышение самооценки Защита от реальной или воображаемой угрозы Отстаивание автономии и свободы Завоевание авторитета в группе сверстников Удаление препятствий на пути удовлетворения потребностей Привлечение внимания

Группы агрессивно-девиантных подростков Ситуативный нарушитель (единичная ситуация) Субкультурный нарушитель (группа) Невротический нарушитель (внутриличностный конфликт и тревога) «Органический» нарушитель(мозговые повреждения с преобладанием импульсивности) Психотический нарушитель (тяжелое психическое расстройство) Антисоциальная личность

Семейные факторы агрессии Холодность и отвержение родителей Физические наказания Непоследовательность в отношении к проявлениям агрессии (поощрение, игнорирование, наказание за проявления) Несовпадение темпераментов ребенка и родителя Нарушение границ между ребенком и родителем в сторону близости

Зависимость подростка от группы Умение быть агрессивным=быть сильным Мифы и ритуалы, поддерживаемые лидером Обостренное чувство «мы» и «они» Общие цели и общие эмоциональные проблемы Диффузия ответственности Психическое заражение и подражание

Процесс исцеления «нарушителя» Стадия отрицания Стадия угрызения совести Раскаяние Искреннее желание попросить прощения

Общие принципы профилактических технологий Системный подход Комплексность услуг Адресность Своевременность: опережающий характер Проблемная адекватность Индивидуально-личностный подход

Восстановительная медиация это процесс восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Результат восстановительной медиации: организация диалога между сторонами восстановительные действия (извинение, прощение, заглаживание причиненного вреда), которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, передавший заявку на проведение программы

Школьные службы примирения команда учащихся под руководством взрослого, которая занимается разрешением конфликтных ситуаций на основе восстановительного подхода воспитательно- образовательная технология, направленная на формирование конструктивных межличностных взаимоотношений в школе

внедрить в школьную жизнь восстановительную практику разрешения конфликтных ситуаций, цивилизованные нормы взаимоотношений в школьном социуме Миссия службы

Организация службы примирения в школе Анализ ситуации в ОУ (виды конфликтов, участники конфликтов, способы их разрешения, кадровые ресурсы) Подготовка нормативных документов Обучение взрослого (специалиста) руководителя ШСП, педагогов, поддерживающих ВП Отбор учащихся для работы в службе Подготовка учащихся-медиаторов Обеспечение материальной базы для работы службы (кабинет, техника) Проектирование деятельности службы на год, места службы в воспитательной системе ОУ Проведение PR-мероприятий для пед.коллектива, учащихся, родителей Проведение программ примирения, кругов, школьных конференций Подготовка внутренней документации, отчетов Проведение тренингов коммуникативных навыков Обучение новой команды ШСП

Поддержка развития ШСП в Перми 2010 году Краевой конкурс «Лучшая ШСП » ; IV краевая конференция ШСП ; Краевой обучающий семинар для руководителей ШСП – 1 модуль – 2 модуль; супервизии ведущих ШСП.

Организация взаимодействия сотрудников ОДН и ШСП Административное совещание при директоре школы Рабочая группа инспектора ОДН и руководителя ШСП Информационное совещание для педагогов о задачах деятельности ШИМ Участие в консилиумах по выявленным случаям правонарушений и преступлений Итоговое административное совещание по результатам работы

Муниципальные службы примирения Команда специалистов ППМС-центров, занимающаяся разрешением конфликтных и криминальных ситуаций на территории района. Миссия: содействие социальной коррекции и реабилитации несовершеннолетнего через внедрение восстановительного реагирования на правонарушение и преступление

Направления деятельности МСП: Реализация восстановительных программ с несовершеннолетними района Методическая поддержка ведущих восстановительных программ, руководителей ШСП в районе. Подготовка команд учащихся для деятельности в ШСП. Сопровождение мониторинга реализации восстановительных программ в районе. Создание и поддержка информационного поля о восстановительном подходе и выстраивание эффективного взаимодействия с КДНиЗП, ПДН, ШСП в образовательных учреждениях района.

Направления педагогической поддержки ребенка с агрессивным поведением 1. Изменение взаимоотношений в семье (отреагирование негативных эмоций родителя, запрет на физическое и эмоц. насилие) 2. Помощь ребенку в выражении и понимании своих негативных эмоций 3. Обучение управлению агрессией 4. Выработка адекватного отношения к проявлению жестокости 5. Переориентация ответственности за жестокость 6. Преодоление двойственного отношения к агрессии родителей 7. Выработка альтернативных способов решения конфликтов

Миссия телефона доверия для детей и подростков - содействие переменам

Экстренная психологическая помощь – это оказание непосредственной психологической помощи в кризисных ситуациях или состояниях, которые могут оказать негативное влияние на психологическое и физическое здоровье ребенка, а также нанести серьезный вред его развитию. острое горе (потеря родителей или близких людей, резкие изменения в семье и другие острые психологические травмы) острые конфликты в семье и нарушение отношений с родителями суицидальное поведение эмоциональные и поведенческие нарушения в детско-подростковом возрасте (уходы из дома, воровство, ложь, прогулы школьных занятий и т.д.) переживание физического, психологического или сексуального насилия и их актуальных и отдаленных последствий нарушения школьной адаптации, обусловленные психологическими причинами различного рода психологические проблемы подросткового возраста, в том числе связанные с половым воспитанием и социальным созреванием, трудностями взаимодействия со сверстниками, учителями родителями

Алгоритм выявления жестокого обращения с ребенком по проекту 1. Выявление и регистрация факта жестокого обращения с ребенком Выявление факта жестокого обращения в ОУ. Передача сигнала в городскую кризисную службу по телефону доверия «Перемена» Регистрация сигнала. Прояснение информационных данных по сигналу. Принятие решения о проведении расследования сигнала, назначение «выявителя» для оценки риска.

Алгоритм выявления жестокого обращения с ребенком 2. Определение статуса случая Расследование фактов жестокого обращения: визит в семью с целью первичной оценки риска. Разработка плана безопасности в случае высокого риска. Принятие решения об открытии случая. Разработка плана защиты прав ребенка. Назначение куратора семьи.

Технология работы со случаем 1. Установление контакта с семьей куратором. –Диагностика причин семейного неблагополучия. –Заключение соглашения о реализации плана реабилитации семьи с представителем семьи. 2. Разработка и утверждение плана реабилитации –Разработка плана реабилитации семьи. –Экспертиза, корректировка и утверждение плана на территориальном консилиуме. 3. Реализация плана реабилитации –Реализация плана реабилитации. –Проведение мониторинга состояния ребенка и семьи. 4. Подведение итогов работы –Представление результатов реализации плана реабилитации. –Принятие решения о продолжении работы со случаем или его закрытии.

Особенности подхода Социально-психологическая работа с семьей на основе семейно-ориентированных ценностей Семья – активный участник процесса реабилитации Жестокое обращение с ребенком - критерий семейного кризиса Формирование активного ответственного отношения педагогов к жестокому обращению с ребенком Технологическое оснащение деятельности куратора