Работа с художественным текстом в старших классах. Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.Г.Распутин «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…» А.Вампилов А.Вампилов «Хочешь быть мастером, макай перо в правду, ничем другим больше не.
Advertisements

Загрутдинова Рузалия Рафаиловна, учитель русского языка и литературы Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА: Тарамалы Юлия Олеговна УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА: МАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. ФИЛИППОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Анализ повести «Тамань». Характер Печорина, роль пейзажа.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Уроки жизни в рассказе А.П. Платонова «Третий сын»
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературного чтения. Человеческие чувства..
Роль семейного чтения в воспитании и формировании личности.
П ОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Автор: учитель русского языка и литературы Муртазина Катира Багитовна.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
«АНТОНИМЫ» Что такое омонимы? Монологическое высказывание с приведением примеров. Что такое омонимы? Монологическое высказывание с приведением примеров.
Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Марютина Н.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Транксрипт:

Работа с художественным текстом в старших классах. Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор»

ЦЕЛИ УРОКА: -систематизация знаний о проблематике современной русской литературы; -систематизация знаний о проблематике современной русской литературы; -совершенствование навыков анализа толкования прозаического текста; -совершенствование навыков анализа толкования прозаического текста; - воспитание нравственных качеств. - воспитание нравственных качеств.

Вступительная беседа. -Какая из фотографий писателя кажется более уместной на сегодняшнем уроке? -Какая из фотографий писателя кажется более уместной на сегодняшнем уроке? (Та, на которой Валентин Григорьевич сфотографирован со своей матерью. Она соотносится с темой рассказа). (Та, на которой Валентин Григорьевич сфотографирован со своей матерью. Она соотносится с темой рассказа). - Традиционной или новой вам показалась тема рассказа? - Традиционной или новой вам показалась тема рассказа? ( Во-первых, тема достаточно традиционна: изображение сибирской природы, жизни людей в глухой деревне. Во-вторых, писатель стремится проникнуть во внутренний мир нового поколения). ( Во-первых, тема достаточно традиционна: изображение сибирской природы, жизни людей в глухой деревне. Во-вторых, писатель стремится проникнуть во внутренний мир нового поколения).

2 Словарная работа с диалектизмами, просторечными словами и оборотами речи Выписать слова и обороты, характеризующие речь Натальи. Выписать слова и обороты, характеризующие речь Натальи. Ишо, расхлябы, еройство, андел, тута, завсегда, Вихтория, взамуж, без никакой крадучи светить, сариса, дитенок, помогчи, дохторов, обзаимность, тиливизир, ворочаюсь, твово, покуль, койни-как, древляя старуха, жизня, на всю остатную жизню, одёжу, хужей, целе-устреленная и т. п. Ишо, расхлябы, еройство, андел, тута, завсегда, Вихтория, взамуж, без никакой крадучи светить, сариса, дитенок, помогчи, дохторов, обзаимность, тиливизир, ворочаюсь, твово, покуль, койни-как, древляя старуха, жизня, на всю остатную жизню, одёжу, хужей, целе-устреленная и т. п.

Вопросы: С какой целью диалектизмы введены в рассказ? С какой целью диалектизмы введены в рассказ? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста? (Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики). (Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики).

3. Наблюдения над названием рассказа и первым абзацем текста. 3. Наблюдения над названием рассказа и первым абзацем текста. -Почему рассказ назван «Женский разговор»? Как это соотносится с первым абзацем? -Почему рассказ назван «Женский разговор»? Как это соотносится с первым абзацем? ( Первый абзац- зачин, мы узнаем здесь о том, почему Вика оказалась в деревне, выходит, что нравственное оступление приводит ее в деревню к бабушке, к нравственным истокам, которые могут восполнить ее духовную пустоту). ( Первый абзац- зачин, мы узнаем здесь о том, почему Вика оказалась в деревне, выходит, что нравственное оступление приводит ее в деревню к бабушке, к нравственным истокам, которые могут восполнить ее духовную пустоту).

Рассмотрим его языковые особенности : Рассмотрим его языковые особенности : Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков.Почему не лет, а годочков? Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков.Почему не лет, а годочков? Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей. Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей. Уже караул кричи и т. д (пока хватились.., выхватили из карусели.., дали отлежаться…).Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица. Уже караул кричи и т. д (пока хватились.., выхватили из карусели.., дали отлежаться…).Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица. Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов.

4.Обозначение проблематики рассказа. -Почему разговор бабушки и внучки возникает не сразу, а лишь к концу ее пребывания у бабушки? -Почему разговор бабушки и внучки возникает не сразу, а лишь к концу ее пребывания у бабушки? (Вика редко бывала у бабушки, она считает ее несовременной, старой, ей здесь скучно, она задумала уехать с отцом. Но все-таки разговор начинает Наталья, которая чувствует, что внучка многого не понимает в жизни, часто поговорить о сокровенном родители или не решаются, или считают, что еще рано.) (Вика редко бывала у бабушки, она считает ее несовременной, старой, ей здесь скучно, она задумала уехать с отцом. Но все-таки разговор начинает Наталья, которая чувствует, что внучка многого не понимает в жизни, часто поговорить о сокровенном родители или не решаются, или считают, что еще рано.) -Два героя, бабка Наталья и ее внучка Вика, не могут заснуть и разговаривают в ночи. Почему не днем? -Два героя, бабка Наталья и ее внучка Вика, не могут заснуть и разговаривают в ночи. Почему не днем? (Вечером мы снимаем с себя напряжение. А еще, может быть, потому, что при таком «трудном» разговоре совсем не обязательно смотреть в глаза собеседника, поэтому бабушка и откладывала разговор). (Вечером мы снимаем с себя напряжение. А еще, может быть, потому, что при таком «трудном» разговоре совсем не обязательно смотреть в глаза собеседника, поэтому бабушка и откладывала разговор).

Формулируем проблематику рассказа. Работа в парах. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа.

Вот эти проблемы Вот эти проблемы -разрыв между поколениями (сыны и внуки несколько лет не приезжают, внучка не знает ничего про деда…); -разрыв между поколениями (сыны и внуки несколько лет не приезжают, внучка не знает ничего про деда…); -«обезлюдение» деревни; -«обезлюдение» деревни; -экологические (порушили вековечный порядок, сковырнули ангарские деревни, затопили поля и луга - в результате строительства Братской ГЭС); -экологические (порушили вековечный порядок, сковырнули ангарские деревни, затопили поля и луга - в результате строительства Братской ГЭС); -проблемы отцов и детей; -проблемы отцов и детей; -нравственные; -нравственные; -проблема здоровья, в первую очередь, женщин; -проблема здоровья, в первую очередь, женщин; -проблема предназначения женщины в современном обществе; -проблема предназначения женщины в современном обществе; - социально-экономические (солярка на вес золота, электричество не всегда) и другие. - социально-экономические (солярка на вес золота, электричество не всегда) и другие.

5.Работа в группах. Цель - проследить за развитием сюжета – диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере: Цель - проследить за развитием сюжета – диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере: «Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод «Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод «Правда» бабушки: 1.Какую потрату на себя приняла! 2. Ну совсем полная воля.3 «Правда» бабушки: 1.Какую потрату на себя приняла! 2. Ну совсем полная воля.3 Вывод Вывод Выводы защитить. Выводы защитить.

6.Пейзажные зарисовки. Работа в группах под музыкальное сопровождение. Определить составляющие пейзажа и проанализировать художественно- изобразительные средства языка. В тексте 3 пейзажа: Определить составляющие пейзажа и проанализировать художественно- изобразительные средства языка. В тексте 3 пейзажа: ПЕРВЫЙ ПЕЙЗАЖ ПЕРВЫЙ ПЕЙЗАЖ 1.День-солнечный, яркий; Искристо играли тугие снега; 1.День-солнечный, яркий; Искристо играли тугие снега; Закат – долго горело растекающееся зарево, нежная синева …лежала мягким пологом, зарево томилось… Закат – долго горело растекающееся зарево, нежная синева …лежала мягким пологом, зарево томилось… Небо – разгорелось, Небо – разгорелось, Месяц – юный Месяц – юный Свет- пролился, росистый, сухой… и др. Свет- пролился, росистый, сухой… и др. Что подчеркивает этот пейзаж в состоянии героинь? Что подчеркивает этот пейзаж в состоянии героинь? Пейзаж подчеркивает состояние бабушки и внучки, волнение природы передается им. Пейзаж подчеркивает состояние бабушки и внучки, волнение природы передается им.

Второй пейзаж 2.Ночь - отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье,..немота; 2.Ночь - отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье,..немота; Небо - искрилось; под могучим дыханием неба; Небо - искрилось; под могучим дыханием неба; Месяц - скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну Месяц - скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну Избы - стояли завороженно; снежные шапки на крышах; Избы - стояли завороженно; снежные шапки на крышах; Земля - оцепеневшая, бедная, сиротливая. Земля - оцепеневшая, бедная, сиротливая. Каковы особенности этого пейзажа, что он подчеркивает? Каковы особенности этого пейзажа, что он подчеркивает? Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи

Третий пейзаж Ночь-глубокая, билась звездная россыпь, бледный венчик ночного света; Ночь-глубокая, билась звездная россыпь, бледный венчик ночного света; Небо - разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость; Небо - разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость; Свет - холодно замирал. Свет - холодно замирал. Что подчеркивает этот пейзаж? Что подчеркивает этот пейзаж? Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Глазами кого показан пейзаж? Почему? Глазами кого показан пейзаж? Почему?

Итоги урока Что дает женский разговор обеим героиням? Что дает женский разговор обеим героиням? (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером? Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером?

Домашнее задание. Домашнее задание. Прием РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание- девочкам и мальчикам отдельное. Прием РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание- девочкам и мальчикам отдельное.

Задание девочкам: Роль: Вика Роль: Вика Аудитория: для себя Аудитория: для себя Форма: дневник Форма: дневник Тема: Женский разговор Тема: Женский разговор

Задание мальчикам: Роль: отец Вики Роль: отец Вики Аудитория: классный руководитель Аудитория: классный руководитель Форма: беседа Форма: беседа Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери? Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери?

Разработала и провела урок Учитель русского языка и литературы Ниякая Лариса АлександровнаМуниципальноеобщеобразовательноеучреждение Зикеевская средняя школа