Движущие силы эволюции. Борьба за существование. 11 класс Тема урока:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С КАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ.
Advertisements

Основные движущие силы эволюции: 1.Изменчивость. 2.Борьба за существование. 3.Естественный отбор. 4.Наследственность. Чарльз Дарвин.
Потомство даже 1 пары слонов за 750 лет составило бы 19 млн. Ч.Дарвин.
БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 9 КЛАСС БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 9 КЛАСС Сергей Григорьевич Мамонтов, Владимир Борисович Захаров, Николай Иванович Сонин.
1.Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы. 2. Плодами питаются многие птицы. 3. Всходами питаются травоядные животные. 4. Топчут люди, автомашины,
Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Эволюционная теория Чарльза Дарвина
Естественный отбор с точки зрения Современной Синтетической Эволюционной Теории Работа учениц 11 класса A учениц 11 класса A Лицея им. В.Г. Сизова Г. Мончегорска.
® Мамутова Т. С. Мамутова Татьяна Сергеевна учитель биологии МБОУ СОШ 21 г. Сергиев Посад Московской области.
1. Назовите основные факторы эволюции. 2. Будет ли действовать отбор на носителей рецессивных мутаций? 3. Что такое дрейф генов? 4. Какой фактор приводит.
Презентация к уроку в 9 классе Автор : Русак Ольга Петровна, учитель биологии Моу Сош 5 г. Светлого.
Серая крыса приносит 5 помётов в год в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с 3 –х месяцев. Ятрышник пятнистый (кукушкины слёзы) в одном плоде.
Борьба за существование. Естественный отбор.
Второй урок темы учитель Глазырина Г.М. учитель Глазырина Г.М. МОУ «Тюбукская СОШ 3» МОУ «Тюбукская СОШ 3»
Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе. Представления Ч. Дарвина о искусственном отборе Исходныйвид Породасорт Отбор признаков, полезных для человека.
Абдуллина Лиана Пичканова Дарья 11 В. Термин "борьба за существование" Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения.
Тема : «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе» Учитель МБОУ СОШ 22 х. Прикубанского Ильенко Светлана Григорьевна.
Братякова С.Б.1 Тема: Борьба за существование и естественный отбор Цели: Раскрыть движущие силы эволюции по учению Ч.Дарвина Выяснить причины.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"
Естественный отбор и его формы. Учение Дарвина о естественном отборе. Дарвин утверждал, что каждое животное стремится к размножению в геометрической прогрессии,
Другим примером борьбы за существование являются взаимно полезное влияние одного вида на другой или другие, подобным образом животные опыляют растения.
Транксрипт:

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. 11 класс Тема урока:

Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование; Научить правильно определять формы борьбы за существование; Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.

Проверка домашнего задания. Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику. Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

Формы борьбы за существование Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными Условиями среды

Внутривидовая борьба Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Примеры внутривидовой борьбы: Борьба за территорию; Состязание за добычу; Внутривидовой каннибализм; Борьба за главенство в стае; Борьба за обладание самкой

Межвидовая борьба Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Примеры межвидовой борьбы: Вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской; Конкуренция между серой и чёрной крысами; Конкуренция за свет между елью и берёзой; Паразитизм; Вытеснение куницей- харзой соболя из его привычных мест обитания.

Борьба с неблагоприятными условиями среды Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды: Сезонная линька; Летняя и зимняя спячка; Сезонные перелёты и кочёвки птиц; Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений; Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.

Закрепление темы: Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Ответьте на вопросы: В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

Подведение итогов урока: Борьба за существование «Поражение» наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки Гибель, устранение от размножения Неблагоприятные признаки не передаются потомству «Победа» наиболее приспособленных особей, имеющих благоприятные признаки Выживание и участие в размножении Благоприятные признаки передаются потомству и усиливаются

Движущие силы эволюции: Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Результатом борьбы за существование является естественный отбор

Домашнее задание: Выучить параграф , Ответить на вопросы на странице 376.

Малкина Ольга Вячеславовна Учитель биологии и химии I квалификационной категории МОУ СОШ 14 г.Нягань