Святому братству верен я, И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?) Пусть будут счастливы все, все твои друзья! А.С.Пушкин
1. Углубить знания о сложном предложении; 2.Увидеть разницу между конструкцией ССП, СПП, БСП; 3.Закрепить умения отличать сложные предложения и простые осложнённые; 4.Продолжить знакомство со средствами связи частей сложного предложения; 5. Работать по обогащению словарного запаса; 6. Показать использование сложных предложений в поэтической речи; 7.Способствовать укреплению дружбы между одноклассниками.
1. Организационный момент. 2. Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся по орфографии и пунктуации. 3. Проверка домашнего задания. 4. Усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка и обобщение изученного. 6. Информация о домашнем задании. 7. Подведение итогов урока.
Задание. Прочитать. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Раскрыть скобки. Л...цейское братство самая светлая гл...ва биографи... А.С.Пушкина. Куда бы « н… бросила судьбина» л...цеистов перв... выпуска они всегда обр...щались к своему царск...сельскому отеч...ству. Именно тогда в учени... и чтени... в шал...стях и з...бавах в дружб... и (с, сс)орах со...давалась личн...сть каждого (из)них. Ф...рмировалось и мирово(з,зз)рение – тот дух св...боды без которого (не)могло(бы) быть (у)нас н... в...личайшего поэта Пушкина ни самоотверже(н,нн)ых декабристов Пущина и Кюхельбекера.
Задание. Работа с предложениями по вариантам ( предложения на доске). Проанализируем их. а) Мой первый друг мой друг бе...це(н,нн)ый И я судьбу благосл...вил Когда мой двор уед...не(н,нн)ый П...чальным снегом зан...се(н,нн)ый Твой к...локольчик огл...сил. ( Пушкин Пущину) б) Пушкин! Он и в л...сах (не)укроет...ся Лира выдаст его громким пением. ( Дельвиг Пушкину) в) Лицейской жизн... милый брат Д...лю с тобой последние мгновенья. (Кюхельбекер Пушкину) г) …С лицейского п...рога Ты на к..рабль перешагнул шутя И с той п...ры в м...рях твоя д...рога О волн и бурь любимое д...тя. (Пушкин Ф. Матюшкину)
Виды предложений Грамматическая основа Одна Простое Осложненное -обращение Две и более
Проблемная ситуация: Попробуйте отгадать, почему, не зная содержания предложения, можно предвидеть постановку хотя бы некоторых из знаков препинания в нем? Когда постиг меня судьбины гнев Для всех чужой я … Когда постиг меня судьбины гнев Для всех чужой я …
Запишем предложение Куницину дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена.
Подведение итогов Интонация Интонация + союзы и союзные слова Сочинительные союзы Подчинительные союзы и союзные слова Бессоюзные Союзные Сложносочиненные Сложноподчиненные
Домашнее задание: Написать мини-сочинение (1, 1.5 страницы) о школьной дружбе, о школьных друзьях, используя сложные предложения. Тему сформулируйте сами.