Педсовет « Работа с учебником : проблемы, поиск, результаты » МКОУ « Белозёрская СОШ » ЗДУВР – Васильева Е. П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к педсовету «Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока» МОУ СОШ 2 г.Унеча Брянской области Замдиректора по УВР Бауло Елена.
Advertisements

Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ.
ПЕДСОВЕТ «Ш КОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТЫ»
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Восприятие Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – отражение.
МОУ «Окунайская средняя общеобразовательная школа 1»
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Кудряшёва Марина Геннадьевна канд. пед. наук учитель начальных классов высшей категории ГОУ ЦО 1485 лауреат Гранта Москвы-2009 победитель ПНПО-2010.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
1 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
Образовательная система «Школа 2100» Образовательная система «Школа 2100» От учителя-наставника к учителю-партнёру.
Транксрипт:

Педсовет « Работа с учебником : проблемы, поиск, результаты » МКОУ « Белозёрская СОШ » ЗДУВР – Васильева Е. П.

Эффективные Эффективные приемы приемы иформы работы работы сучебником Самостоятельное ознакомление учащихся с правилом Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя Пользование справочным материалом учебника Самостоятельная работа учащихся Работа с чертежами, схемами, таблицами Чтение текста Нахождение в тексте ответа на вопрос Составление плана Сочинение по рисунку Чтение по ролям Нахождение отрывка к рисунку Чтение сносок Нахождение слов на заданное правило

Формирование учебных навыков при работе с учебником

Обще - учебные умения учащихся Ориентирование в учебнике Восприятие задания Выполнение задания Работа с текстом Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения Работа со словарём Работа с дополнительной литературой

Результаты анкетирования учащихся Что такое учебник ? - книга, которая дает нам знания (4-80%, 7-58%, %) - книга, в которой много мудрой и нужной информации (4-70%, 7-22%, %) - это запас знаний (4 кл.-40%, 7 кл.13%,8-10 кл.-24%) - это множество листов (4 кл.-20%,7 кл.-9%,8-10 кл.-24% - это великая жизни (4 кл.-20%, 7-27%, %) - книга, необходимая для получения базовых знаний школьника (4-30%, 7-22%, %) - специализированная литература для изучения какого - нибудь предмета 4-30%, 7-4.5%, %) - слово из семи букв, обозначающее книгу 4-0%, 7-0%,8-10-6%)

Насколько необходим учебник в учебном процессе ?.. Без него не обойтись 90% - 4 класс 53% -7 класс 93% - 9 класс 60% - 10 класс Не так уж и важен 4% - 8 класс 7% - 9 класс 40% - 10 класс НЕ нужен 0

Умеешь ли ты работать с учебником ?.. умею не с каждым 80% - 4 класс % - 7 класс - 13% 58% - 8 класс - 36% 46% - 9 класс - 54% 22% - 10 класс - 78% НЕ умею – 0%

Каким ты видишь идеальный учебник ?.. Интересный Познавательный Серьезный Иллюстрированный С интересными заданиями С подробным объяснением заданий С кратким и понятным изложением материала Содержащий много полезной информации, изложенной на понятном языке Содержащий доступную, нужную и полную информацию Соответствующий гос. нормам и стандартам, желательно в компьютерном варианте

Результаты анкетирования учителей Довольны ли вы учебником по своему предмету ? ДА – 5% НЕ СОВСЕМ – 85% НЕТ – 10% Как часто вы используете учебник на уроке ? Каждый урок – 90% Иногда – 10% Есть ли у вас система работы с учебником ? ДА – 70% В поиске – 30% Можно ли провести урок по вашему предмету без учебника ? ДА – 20% иногда – 55% нет – 25%

Можно ли усвоить материал по вашему предмету без учебника ? Да – 0% некоторые темы – 70% нет – 30% Умеют ли дети работать с учебником ? Да – 5% не все – 90% нет – 5% Что бы вы изменили в учебниках по вашему предмету ? Сократить теорию – 10% Добавить практический материал – 75% Добавить теоретический материал – 5% Изменить теоретический материал – 5% Дополнить схемами, таблицами, рисунками – 5% Оставить без изменений – 5%

Каким вы видите идеальный учебник ? Изложен доступно, в соответствии с возрастными особенностями детей Отвечающий требованиям ЗУН Тот, который заставит ученика открыть его и прочитать С яркими и эстетичными иллюстрациями Развивающий, дающий знания, необходимые ребёнку в жизни Должен сопровождаться словарями, критическими статьями Без ошибок, красочный, на хорошей бумаге, который приятно взять в руки

Попробуйте прочитать По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом

Учебник имеет следующие функции : информационную ; систематизирующую ; закрепления и самоконтроля ; самообразования ; интегрирующую ; мотивационную

Требования к чтению Во - первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. Важнейшим является постановка перед учащимися познавательных задач. Кант : И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов.… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов.

Во - вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно : необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Н. К. Крупская : « Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга …».

Формируемые умения уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице ; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника ; сравнивать изучаемые явления ; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам ; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника ;

Формируемые умения делать анализ содержания рисунков ; составлять словарь по теме ; самостоятельно изучать отдельную тему учебника ; составлять план по тексту учебника ; уметь составлять задачи, используя текст учебника ; писать конспекты, сочинения ; выполнять опыты, описанные в учебнике

Приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником 1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. 2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.

Приемы обучения 3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. 4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке

Чему учит школа ?

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа ? Традиционные способы работы с текстом в школе с 5- го класса А. Прочитайте дома и перескажите ( Зачем мне это ?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда ( только фактуальная инф.) Б. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты ( Да … В началке мы читали другие тексты, а новые - вслух и разбирали … Что здесь главное, если половина слов не понятна ?...) Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т. п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них ( подтекст ) 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста ( его главную, концептуальную мысль ) с пониманием других РЕЗУЛЬТАТЫ : Учитель : « Эти дети вообще читать не умеют – смотрят в книгу видят …» Ученик и родитель : « Что за бред задают ?! Пять раз перечитал ничего не понял !»

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста ? Это вычитывание трех видов текстовой информации : фактуальной ( о чем в тексте сообщается в явном виде ) подтекстовой ( о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается « между строк ») концептуальной ( основная идея текста, его главные смыслы )

ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ 1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности ( технологией продуктивного чтения ) 2. Использование технологии при чтении учебно - научных текстов

Кого можно назвать « грамотным читателем »? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов : - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей ( развития возможностей, активного участия в жизни общества и т. п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения

Разные тексты читают по - разному ! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Разные тексты читают по - разному ! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель : самое общее представление о содержании и смысле текста, решение : читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель : извлечение основной информации ( в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать ) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель : проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т. п. ( просмотровое чтение ) Результат : предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение ( на этапе обучения вслух ) в режиме диалога с автором : делая паузы в чтении для того чтобы : -задать вопрос автору по прочитанному ( В ), -предположить ответ ( О ), -при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя ( П ). -Результат : вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли ( концепта ) в т. ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат : понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов : в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом Подробнее см. Памятку подготовка текста по технологии ПЧ

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ( АЛГОРИТМ РАБОТЫ )

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке ( чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту ) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения ( заглавие, выделенные слова и т. п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения ( вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения ( или проверка выполнения продуктивного задания к тексту )

§7. Царство Древнего Египта ??? Разделите природные условия Египта на благоприятные и не благоприятные для первобытных земледельцев ! 1. Страна « черной земли » В ( Интересно, почему она так называется ?) О ( Предположите по названию, какие условия будут преобладать ?) Река Нил несет свои мутные воды, с гор Центральной Африки на север – в Египет. Справа и слева – красные земли пустыни. В ( Это благоприятные условия ?) О ( попробуйте ответить - выскажите предположения ) Лишь кое - где подземные воды подходят к поверхности, образуя вокруг родника небольшой островок травы и деревьев – оазис. Летом в верховьях Нила тают горные снега, идёт сезон дождей. Вода в реке медленно прибывает, и разлив затопляет долину. В ( А это благоприятные условия ?) О ( попробуйте ответить - выскажите предположения ). Принесенные потоком частички почвы, остатки тропических растений, оседают и, когда воды Нила отступают, на берегах остается черный плодородный ил. П ( проверь себя по тексту – вот ответ на вопрос )

Техника активно - продуктивного чтения Техника активно - продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Техника активно - продуктивного чтения Почему описываемая техника называется активно - продуктивной ? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных

Приёмы педагогической техники ЗАДАЙ ВОПРОС Кубик Блума ». « Почему », « Объясни », « Назови », « Предложи », « Придумай », « Поделись »

Приёмы педагогической техники драмогерменевтика »- искусство толкования текста Приём ШЕСТЬ ШЛЯП мышления

Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.