Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации. Психолого-педагогический семинар МОУ «Гимназия» 2010г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час Жизнь без конфликтов. Правила проведения классного часа У нас закон один: слушают все, говорит один. Критикуя, предлагают, предлагая действуют.
Advertisements

1 Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать. Ничто так не показывает превосходство характера,
Автор: Беседина Галина Сергеевна, учитель МОУ СОШ 3 г. Черняховска Калининградской обл.
Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс? Ч. Ликсон.
Понятие «конфликт» Основные стадии протекания конфликта Барьеры межличностного общения Виды и причины конфликтов.
Межличностны й конфликт «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда»
КЛАССНЫЙ ЧАС: КОНФЛИКТ И ВЫХОД ИЗ НЕГО. Конфликтология наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов.
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло». Классный час кл. руководитель Махотина И.В.
Умеем ли мы общаться?. Люди становятся одиноки, когда вместо «мостов» они строят «стены».
Умеем ли мы слушать и слышать друг друга?. Люди становятся одиноки, когда вместо «мостов» они строят «стены».
«Этика и психология современного библиотечного обслуживания, взаимоотношения библиотекаря и читателя» «Этика и психология современного библиотечного обслуживания,
Подготовила: Кабанова С.Н г. Классный час на тему: «Причины конфликтов и как их избежать»
МБОУ СОШ 14 классный руководитель 7 «в» Масленникова Виктория Витальевна МБОУ СОШ 14 классный руководитель 7 «в» Масленникова Виктория Витальевна.
Конфликты в условиях учебной деятельности Из опыта работы ТПМПК по разрешению конфликтных ситуаций в процессе консультационной деятельности в моу нго.
Педагогические конфликты и пути их преодоления Подготовила учитель математики МБОУ Увельская СОШ 1 Мурзина Нина Александровна.
Учебное и межличностное взаимодействие педагогов и обучающихся: проблемы и пути их решения.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя" говорил Элберт Хаббард). "Дайте ребенку любознательность.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите,
Толерантность и мы.. Толерантность – это терпимость и уважение к другим людям, в чем- либо не похожим на тебя.
Транксрипт:

Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации. Психолого-педагогический семинар МОУ «Гимназия» 2010г.

Конфликт это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой в случае внутреннего конфликта), возникающая по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликт ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Типологическое подразделение конфликтов: "подлинный"; "случайный или условный"; "смещенный"; "неверно приписанный"; "скрытый"; "ложный"

Конфликт и конфликтная ситуация Конфликтная ситуация такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, личностно-групповой.

Сигналы, предупреждающие конфликт: кризис; недоразумение; инциденты; напряжение; дискомфорт.

Позиции педагога: позиция авторитарного вмешательства в конфликт; позиция нейтралитета; позиция избежания конфликта; позиция целесообразного вмешательства в конфликт.

Инициаторы конфликтов ОбъективныеСубъективные

Направленность конфликтов: социально-педагогические конфликты; психолого-педагогические конфликты; социальный конфликт; психологический конфликт.

Причины конфликтов: недостаточно хорошее знание человека; неправильное понимание его намерений; неверное представление о том, что он на самом деле думает; ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков; неточная оценка отношения данного человека к другому.

Формы защитного поведения: агрессия; проекция; фантазия; регрессия; замена цели; уход от неприятной ситуации.

Субъекты конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

«Учитель – ученик» конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Особенности педагогических конфликтов: ответственность учителя; разный социальный статус (учитель ученик); разница в жизненном опыте; различное понимание событий и их причин; профессиональная позиция учителя; быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, выпустить пар; не приписывать ученику свое понимание его позиции; не оскорблять ученика; стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации; не отвечать на агрессию агрессией; дать себе и ребенку право на ошибку; постараться не разрушить отношений с ребенком; не бояться конфликтов с учащимися.

Алгоритм разрешения конфликта: 1) определение проблемы, 2) анализ проблемы, 3) действия по разрешению проблемы, 4) оценка результата.

Конфликт ДеструктивныйКонструктивный

Причины конфликтов на уроке: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.

Формы открытого и эффективного общения: высказывания; открытые и личностно окрашенные высказывания; демонстрация.

Процедура урегулирования конфликтов: воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; не делать поспешных выводов; при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений; научиться ставить себя на место другой стороны; не давать конфликту разрастись; проблемы должны решаться теми, кто их создал; уважительно относиться к людям, с которыми общаешься; всегда искать компромисс; преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Если Вам наступили на ногу… 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя»; 2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства? а) нет; б) только если имею для этого веские основания; в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает; 3. Часто ли спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры моя стихия; 4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как Вы реагируете, если кто-то залезет в обход? а) я возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний и может быть, демонстративно откажусь от еды; 6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу... а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях; 7. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась... а) промолчу; б) ограничусь коротким, тактичным комментарием; в)устрою скандал; 8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь? а) постараюсь казаться равнодушным, нов душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

Обработка результатов за каждое «а» начислите себе 4 очка, за «б» 2, за «в» 0 очков. от 22 до 32 очков Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было Вашим девизом. Может быть поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица;

от 12 до 20 очков Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к Вам уважение; до 10 очков споры и конфликты это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!