МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области» Межмуниципальный семинар «Коррекция девиантного подростков» Соц педагог МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области» Т. Г. Дунюшина
Принцип комплектования групп Информированность – учащиеся должны заранее знать о том, что такое тренинговые занятия. Каковы их цели, какие могут быть результаты. Добровольность – обязательное согласие на участие в занятиях.
Численность и возрастной состав человек - приемлемая плотность взаимодействия -возможность контролировать и управлять действиями участников группы (+,-) 1, 2 года – по значимости возрастных проблем, ценностной ориентации, общности интересов.
Характер нарушения поведения детей Эмоциональные механизмы регуляции поведения – импульсивность, вспыльчивость, несдержанность и т п. Нравственные отклонения в поведении – хамство, грубость, сквернословие и т п.
Групповая динамика Цели группы: -Общая направленность тренинга. -Расширение адаптационных возможностей подростков.
Нормы группы 1.Задаются ведущим Каждый может говорить, что хочет, задавать вопросы или отвечать на них. Группа информационно закрыта, то что происходит в группе не обсуждается с посторонними. Отсутствие оценочных суждений, исключение из разговора оскорбительных слов, которые могут унизить личность человека. 2. Вырабатываются самой группой Ритуалы встречи, прощанья, девиз, атрибутика и т п.
Фазы развития группы 1. Зависимость и поиск ориентации ( встревоженность, обеспокоенность, неуверенность в себе, обсуждение второстепенных событий, проблемы поведения) 2.Конфликт и протест Агрессию можно выражать вербально, через проговаривание отрицательных чувств. Агрессия может быть принята, объяснена и принята 3. Конструктивное взаимодействие ( сплоченность, заинтересованность, искренность)
Модель пошагового изменения агрессивного поведения 1. СОЗНАНИЕ расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения 2. ПЕРЕОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ оценка того, что ученик думает о собственном поведении 3. ПЕРЕОЦЕНКА ОКРУЖЕНИЯ оценка того, как поведение человека влияет на окружающих 4. ВНУТРИГРУППОВАЯ ПОДДЕРЖКА Открытость и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения 5. СВОЕ МНЕНИЕ собственное отношение к проблеме агрессивного поведения 6. УКРЕПЛЕНИЕ - Я формирование уверенности в способности изменить собственное поведение 7. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВЫ обсуждение возможных замен агрессивного поведения 8. КОНТРОЛЬ ЗА СТИМУЛАМИ противостояние стимулам провоцирующим агрессивного поведения 9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ поощрение за изменения в поведении 10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ отказ от агрессивного поведения
Сбор проблематики ЧТО НРАВИТЬСЯ? В ЖИЗНИ В ШКОЛЕ ЧТО НЕ НРАВИТЬСЯ? ДОМА
Корректирующие упражнения
«Я – состояние» Я в прошлом, настоящем, будущим, активизация самосознания 1.Раньше я … 2.На самом деле я … 3.Скоро я …
«Я – мотиваций» 1.Я никогда… 2.Я хочу, но наверно никогда не смогу… 3.Если я действительно захочу, то … Активизация процессов волевой регуляции
«Самоотношение» позитивная оценка и принятие собственных негативных качеств «+» качества - … «-» качества - …
«Волшебный базар» Проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств.
«Вербальное и невербальное общение» Памятник чувству
Собственное отношение к агрессивному поведению ЭНЕРГИЯ Конструктивная агрессия Деструктивная агрессия Активность Стремление к достижению цели Защита собственного достоинства Завоевание свободы и независимости Насилие Жестокость Ненависть Гнев Раздражение Упрямство Недоброжелательность
«Способ разрядки агрессивной энергии» «Жила-была невероятно свирепая, злая и ядовитая Змея. Однажды она повстречала мудреца и поразившись его доброте она утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей и Змея решила жить простодушно, не нанося никому ущерба. Но как только люди узнали, что змея не опасна они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Это были тяжелые дни для Змеи. Мудрец увидел, что происходит и сказал Змее. «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
«Горячий стул» Каким ты был (а) в детстве? Кем ты хочешь стать и чем будешь заниматься? Что нравиться, что не нравится в человеке?
«Внутригрупповая дискуссия»
«Межгрупповая дискуссия»
НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ 1.СНИМАЕТ «СИМПТОМЫ» НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НО НЕ ВЛИЯЕТ НА ИХ ПРИЧИНЫ 2.НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ 3.ОКАЗЫВАЕТ КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТ 4.НЕ ДАЕТ «ЭФФЕКТА ПЕРЕНОСА» - т.е. не действует за пределами группы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Соц. педагог МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области» Дунюшина Татьяна Геннадьевна