Оценка образовательной деятельности учителя, ученика с позиций компетентностного подхода. Программа управленческой деятельности. Федорченко Т.Ю., заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
4 «З» группа – 26 человек Уровни развития предметно- профессиональных компетентностей учащихся: высокий – б, достаточный – б, средний.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Система работы школы по формированию компетентности учителя и ученика. Компетентностный подход в обучении.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Юбьт Трпап Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владимира Учитель.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Компетентностный подход в учебно –воспитательном процессе начальной школы. Непрерывность и преемственность образования при переходе из начальной школы.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Компетентностный подход и инновационные образовательные технологии Материалы программы ПК «Инновационные образовательные технологии», Разработчик Е.А.Суханова,
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Транксрипт:

Оценка образовательной деятельности учителя, ученика с позиций компетентностного подхода. Программа управленческой деятельности. Федорченко Т.Ю., заместитель директора по УВР МОУ Зайковская СОШ 2

1. Пояснительная записка Предмет исследования: оценка сформированности ключевых и предметных компетентностей Объект исследования: образовательный процесс в школе Цель: создание системы управленческих действий по контролю за формированием компетенций

Задачи 1.На основе анализа научной,методической литературы выделить ключевые компетенции, которые целесообразно формировать у школьников. 2 Разработать модель оценки формирования компетенций учителем на уроке 3.Подобрать методику оценки уровня сформированности ключевых компетенций у школьников.

Можно выдвинуть следующую гипотезу: при освоении учащимися в период школьной жизни пяти ключевых компетенций через первичное освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного и внеклассного пространства происходит социализация и самоопределение школьников

Недостатки и неэффективность существующей системы оценивания можно охарактеризовать следующим образом: преобладание внешнего контроля, который часто сопровождается санкциями; редкое использование методов самоконтроля, самокоррекции и самооценки; ориентация проверки преимущественно на установление факта знаний и алгоритмических умений, а не компетенций; недостаточное использование индивидуализированного подхода в процессе текущего контроля; «узость» и «жёсткость» пятибалльной оценочной шкалы, которая обедняет диалог участников образовательного процесса, а также фактически отрицает право ученика на ошибку в процессе поиска; лишает его возможности усваивать материал в своём темпе, иной логике; несопоставимость результатов контроля в различных учебных заведениях, видах образовательных учреждений; доминирование разовых выборочных проверок результатов по сравнению с «рубежными» формами комплексной оценки; присутствие личностного потребительского начала со стороны учащегося: желание получить хорошую отметку ради отметки. Компетентностный подход к оцениванию исключает эти недостатки

Противоречия может устранить компетентностный подход Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей освоению

Компетентностный подход Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов Принципы: развитие способности самостоятельно решать проблемы; представление содержание образования в видесоциального опыта решения проблем; предоставление условий для самостоятельного решения задач.

Компетенция: нормативное требование к содержанию образования Компетентность: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ, ЭФФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ, ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ (качество личности)

Пять ключевых компетенций 1. Политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявления расизма и ксенофобии и развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникациями, которые особенно важны для работы в социальной жизни, с акцентом на то, что людям, не владеющим ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации всё большую важность приобретает владение более чем одним языком; 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой средствами СМИ и рекламой; 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как лично профессиональной, так и социальной жизни.

Надпредметные компетенции, определённые в ГОС НРК Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Ценностно-ориентационная

2.Управленческие действия. 2.1Педагоги. 1. Создание условий. Управленческая функция:информационно-аналитическая. Формы: педсоветы, методические семинары, повышение квалификации, оборудование учебных кабинетов мультимедийным оборудованием 2. Мониторинг процесса. Осуществление диагностики и мониторинга деятельности педагогов. Формы: экспертная оценка урока, создание портфолио, диагностика информационной компетентности педагога. 3. Мониторинг результата. Управленческая функция: Мониторинго-диагностическая. Формы: оценка деятельности педагога, рейтинг учителя, аттестация педагога.

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ. Проведение комплексной педагогической диагностики Выявление образовательных потребностей учащихся: познавательные интересы; предпочтительные виды деятельности Выявление у школьников структурных компонентов компетенций: знаний; умений; ценностных ориентаций; опыта деятельности Изучение состояния образовательной среды: школы (наличие оборудования, мастерских и т.д.); дома (профессия родителей, наличие компьютера и т.д.); региона (имеющиеся предприятия, музеи и т.д.) Формулирование целей обучения (постановка целей в соответствии с результатами педагогической диагностики и учебного плана для формирования ключевых компетенций учащихся в рамках изучаемого раздела (темы) Отбор содержания учебного материала, Выбор форм учебно-познавательной деятельности учащихся, Комплексная оценка уровня сформированности ключевых компетенций (сочетание качественных методов диагностики и элементов квалиметрического анализа)

Повышение квалификации педагогов МОУ ЗСОШ2

Информационная компетентность учителя Учителя, занимающие выжидательную позицию 15% Учителя, осознающие необходимость использования новых технологий, но не готовые работать инициативно и творчески 25% Учителя, осознающие необходимость использования новых технологий, готовые работать инициативно и творчески 50%

Виды уроков, наиболее адаптированные к интерактивным методам обучения. Классические типы. Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно-обобщающий урок

Нетрадиционные типы уроков урок- соревнование - урок-проект урок –турнир - кейс-технологии урок-зачёт - мультимедийный урок урок-спектакль урок-конференция урок-игра урок КВН урок-путешествие и т.д.

Учебные ситуации, формирующие компетентности. Класс___________Учитель___________________Предмет____________ Дата_____________Цель посещения:_________Эксперт______________ 1.Название компетенций 2.Основные аспекты реализации компетенций 2.Учебные ситуации, формирующие компетентности 4Оценка в баллах:0-1 Познавательно-информационная Способность ставить и решать задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации. Способность и готовность грамотно, эффективно, рационально применять знания по предмету в учебной деятельности Социально-трудовая Присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность действовать в процессе трудовой деятельности. Выводы, предложения: (п.5.3)

Деятельность учителя на уроке (на основе анализа посещённых уроков )

Анкета качества учебного занятия Цель: формирование компетенций обучающихся Устно или письменно (для эксперта) ставит цели обучения (развитие предметных и надпредметных компетенций) и реализует их в течение всего занятия. Уверенно владеет учебным материалом. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь Демонстрирует ненасильственные приёмы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения Использует связи с другими предметами, даёт задания интегрированного типа. Уместно используется материал из разных сфер жизнедеятельности(помимо учебной сферы). И т.д (п.5.1)

Формирование компетентностей: урок с применением интерактивных форм, традиционный урок

Профессиональная компетентность учителя Квалификация: обоснована актуальность заявленного направления деятельности: тема урока соответствует ГОСу, образовательной программе, рабочей программе. Достаточный объём содержания, полнота, научность, межпредметные и внутрипредметные связи. Профессионализм: предъявлены технологии, методы, способы, приёмы, достижения результатов деятельности. Продуктивность: деятельность соответствует потребностям образовательного сообщества: умение организовать работу с детьми, получить результат.

Рейтинг учителя(для новой системы оплаты труда) Критерии для оценки деятельности учителя: Достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом; Участие в инновационной деятельности; Использование здоровьесберегающих технологий; участие в методической работе и т.д. (П. 5.4)

Управленческие действия 2.2. Ученики Учебная деятельность 1. Вводный контроль: 1-5класс. Компетенция чтения. 6-7 Речевая компетенция 8- 9 Исследовательская компетенция социальная компетенция 2. Текущий контроль: ООП- ОКР 3,8,10 классы 6, 7,9, 11 классы. Определение качества образованности по трём составляющим (компетентностям). 3. Итоговый контроль: 8-11Диагностика сформированности компетентостей

Вводная диагностика. Цель: определить уровень формирования мыслительной компетенции обучающихся Умение анализировать: выделять главное 1 сравнивать 1 сопоставлять 1 видеть плюсы и минусы 1 Умение обобщать: определять теоретическое значение 1 определять практическое значение 1 делать выводы 1 Умение систематизировать: строить графики и таблицы 1 классифицировать 1 (5.10)

Мыслительные компетенции

Сформированность компетенций (средний балл) 9 кл Учебные дисциплины Деятельностная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность технология6- 4 уровень65 обществознание3,8- 2 уров3,64,1 химия7-4 уровень77 география2,5- 1 уровень2,5 биология3,5- 2 уровень3,43,6

Оценка образованности по 3-м составляющим в %. (определение компетентностей) Составляющие /уровни 1234 Предметно- информац 26%43%20%10% Деятельностно- коммуникативная 30%36,6%20%13% Ценностно- ориентацион 50%20%30%

2.3 Внеклассная образовательная деятельность. Цель: Развитие ключевых компетентностей обучающихся во внеурочной деятельности. Задачи: 1.Мотивация всех участников образовательного процесса на внеурочную образовательную деятельность. 2. Развитие компетентностей обучающихся во внеклассной работе. Формы: дополнительное образование, конкурсы Фестиваля, самоуправление, портфолио, конкурс «Ученик года» (П.5.8)

Модель компетентностного образования Внеурочная деятельность Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности Гражданско- общественная деятельность Культурно- Досуговая деятельность Социально- трудовая деятельность

Из Положения «Ученик года». Критерии оценки деятельности ученика достижения в учебе; участие в НПК, олимпиадах и творческих конкурсах на школьном и внешкольном уровне; вклад в общественную жизнь класса и школы; уровень культуры во взаимодействии с товарищами по школе и учителями; участие в спортивных соревнованиях на школьном и внешкольном уровне; толерантность, доброжелательное отношение к людям.

Диагностика формирования компетентностей Опросный лист. Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, если ты счи­таешь, что это "абсолютно про тебя", - оцени свое согласие с высказыванием в 7 баллов; если ты категорически не согласен, это точно "не про тебя" - твоя оценка 7 балл. Если ты сомневаешься, - начисли от 2 до 6 баллов, в зависимости от того, какая позиции тебе ближе. Если ты не знаешь, как можно ответить, -О баллов. Если в опроснике фраза не закончена, - продолжи ее. 1. Я знаю правила, по которым живет моя школа. Эти правила такие:______________________________________________2 Правила, по которым живет моя школа, мой класс я принимаю и считаю, что они разумны. 3 У меня была возможность узнать, по каким правилам живет моя школа. 4. Для того, чтобы существовать, школа, класс, государство должны иметь свои правила. 5.Может быть, правила, по которым живет мой класс, моя школа, мне и не нравятся, но я считаю, что их нужно соблюдать. 6. Если мне не нравятся те правила, по которым живет мой класс, моя школа, их можно изменить, и я знаю, как это можно сделать. Изменить эти правила можно следующим образом:_____________________________________________ 7. У меня есть возможность изменить правила, по которым живет мой класс, моя школа. 8. Мне хотелось бы больше знать о правилах или законах, по которым живет наше государство. (П. 5.5)

Диагностика сформированности социальной и коммуникативной компетенций в %.

К модели выпускника средней школы Исследовательская компетенция 1. Ставить вопросы; 2. Формулировать гипотезы; 3. Сравнивать и различать информацию; 4. Работать с теоретической и справочной литературой; 5. Предлагать собственный план исследования и уточнять предмет исследования Умения и навыки Сбор необходимых данных: Поиск данных в электронных носителях информации. Интерпретация данных. Проведение интервью и опросов. Наблюдение и анализ данных по заданным критериям. Критический обзор литературы Коммуникативная: 1. Активно слушать; 2. Понимать и интерпретировать различные точки зрения; 3. Дискуссионные навыки; 4. Умение убеждать в своей точке зрения. 5. Использовать различные жанры коммуникации. 6. Посредничество в конфликт Умения и навыки Ролевые игры. Тематические дискуссии: их организация и проведение. Процедуры активного слушания. Беседа с гостем. Публичные выступления Анализ конфликтов. Драматизация. Дебаты.

Заключение формирование компетентностного подхода характеризуется созданием единого информационно- образовательного пространства, происходит синтез новых и традиционных форм обучения, изменяется роль учителя; формируется новая система оценки.