Работа с семьей. В помощь классному руководителю. Сырейщикова Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ ООШ 11.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы, и мужество каждый.
Advertisements

Ваш малыш стал школьником! Мы, учителя, рады видеть его в нашей школе. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете.
Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных вещей.
Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений. Оноре де Бальзак Гречанова Лариса Николаевна МОУ.
«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент -Экзюпери.
РОДИТЕЛИ УСПЕШНОГО УЧЕНИКА Мы –люди разных профессий, но главная из них – родитель! Как и в любой профессии, в ней тоже необходимы знания, умения и навыки,
Из опыта работы классного руководителя МОУ средней общеобразовательной школы 114 Кочетковой Л.В Из опыта работы классного руководителя МОУ средней общеобразовательной.
Большое зло нашего времени…заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что…могут сделать для воспитания своих детей…»
Вот и стали мы на год взрослей! Подготовила: Яркинова Оксана Викторовна.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Работа с родителями в условиях ГУ СОН ТО СРЦН «Ефремовского района»
Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром.
Викентьева Е. А. Классный руководитель8«В» класса.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ "Новоюласенский детский сад» И РОДИТЕЛЕЙ «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ Консультация школьного психолога.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Педагогика сотрудничества. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся Фаррахутдинова Г.С.
«Формирование у родителей мотивации к осознанному взаимодействию семьи и школы»
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей». В.А.Сухомлинский.
СЕМЬЯ И ШКОЛА:ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Автор: учитель начальных классов МОУ «Поповкинская ООШ» Азовского района Омской области Роякина Людмила Николаевна.
Транксрипт:

Работа с семьей. В помощь классному руководителю. Сырейщикова Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ ООШ 11

Семья- один из шедевров природы. Д.Сантаяна Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется… Януш Корчак

Современной семье много пишут и говорят. Педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще до рождения ребенка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проектное отношение к собственному ребенку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации. Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности поднимаются как основа жизни, достойной Человека.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А.Сухомлинский: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что есть у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений с детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

Деятельность классного руководителя- это быть помощником и советчиком для родителей, создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. В начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) 1. Вместе с родителями я: а) разговариваю на интересующие меня темы-7 б) читаю книги -5 в) рассказываю о прожитом дне-3 г) посещаю школьные праздники- 10 д) хожу в походы – 2 е) хожу гулять в выходные дни-5 2. Мои родители это: а) пример для меня- 7 б) люди, которые помогут тебе в трудную минуту-2 в) первые воспитатели г) самая надежная, веселая компания-1 д) самые лучшие друзья-2 е) это большая дружная семья

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) 3. Я хочу, чтобы мои родители: а) были добрыми и честными- 4 б) чтобы не ругались между собой- 2 в) чтобы купили машину-1 г) были ласковыми -1 д) чтобы меня не ругали -1 е) чтобы всегда выслушивали меня -1 ж) были бы здоровыми -1 з) помогали мне при выполнении домашнего задания Мои родители меня: а) любят -11 б) воспитывают-1 в)балуют -3

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) 5. Я боюсь, когда мои родители а) на меня сердятся-1 б) меня ругают-6 в) ругаются между собой -7 г) бьют меня д) идут на родительское собрание-1 6. Я радуюсь, когда мои родители: а) добрые и радостные- 3 б) находят между собой общий язык -1 в) дарят мне то, что я хочу -5 г) получают деньги- 2 д) целуют меня -1 ж) веселятся -1

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) 7.Я надеюсь, что мои родители: а) будут жить долго и счастливо-5 б) помогут мне в трудную минуту- 3 в) получат повышение-1 г) будут больше отдыхать, чем работать- 1 д) не разведутся-1 ж) получать большие деньги-2 з) купят мне телефон за 6 тысяч-1

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) « МОЙ ПАПА» а) пример для меня в силе и храбрости-2 б) профессионал в) лучший папа в мире г) начальник д) человек, который заступится за нашу семью ж) защита з) твердый кулак для меня е) человек, который меня любит и мне помогает и) кормилец к) строитель л) это добрый человек, который меня любит и желает мне счастья « МОЯ МАМА» а) пример для меня в справедливости б) просто пример в) человек, который утешит в трудную минуту г) лучшая мама в мире д) умница е) специалист на работе ж) сама доброта з) самая ласковая и) это крепость и заступница к) это любимый человек л) это человек, который будет всегда меня любить, уважать и помогать.

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ В СЕМЬЕ когда родился я и мой брат-5 когда мы идем все вместе в гости-1 выходной-1 день рождения-3 когда мы не ссоримся -1 когда мои родители поженились-2 когда все дома -2 САМЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ ДЕНЬ когда родитель хотели развестись -1 когда принесу домой « двойки»- 2 смерть близких -3 когда в семье ссора – 1 когда все на работе-1 6 человек –нет несчастных дней

При знакомстве с классом была предложена учащимся анкета для того, чтобы иметь информацию о родителях и получены следующие ответы: ( всего опрашиваемых 14 человек) ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ МАМ 5 класса моет посуду готовит обед делает уборку в квартире печет пироги отдыхает спит стирает ходит в гости смотрит телевизор ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ПАП 5 класса смотрит телевизор гуляет с детьми налаживает машину топит баню помогает маме отдыхает на диване коптит рыбу играет на компьютере ходит в магазин

Изучив состав родителей класса можно перейти к психолого-педагогическому просвещению родителей, но так, чтобы это вызвало у них интерес: - приглашать специалистов для просвещения родителей, не забывая о их компетентности и эрудиции; -демонстрировать видеоматериалы; - учитывать пожелания родителей.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ( 5- 9 классы) Физиологические особенности школьников на среднем этапе обучения Психология пятиклассника Мой ребенок-девятиклассник Особенности адаптации пятиклассника к школе Значение режима дня в жизни школьника Свободное время в жизни школьника Как научить ребенка учиться? Что делать, если ребенок говорит : « Не хочу!» Как бороться с ленью? Средства массовой информации в жизни ученика и его семьи. Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности. Книга в жизни семьи и ребенка. Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания?!. Праздники в доме. Какими им быть? Радости и горести материнства и отцовства. Что надо знать о половом созревании детей? Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей? Компьютер- друг или враг? Конфликты в семье и искусство их преодоления. Если ребенок успевает слабо. Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки? Если ребенок одинок… Страхи ребенка. Что за этим стоит?

Видеть родителей, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу- это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встречаться на каждой ступени обучения учащихся. Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы: - Экскурсия - знакомство со школой и школьными службами. -Праздник рождение класса. -Встреча родителей «Традиции класса, которым быть» -«День открытых дверей в классе»- демонстрация достижений учащихся, родителей и классного руководителя коллективу педагогов школы. - Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Кроме этого, родители должны иметь возможность получить план проведения самых важных мероприятий в школе на год, где указаны все общешкольные родительские собрания, консультации, указаны дни открытых дверей, творческие отчеты классных коллективов. Это дает возможность более ответственно подходить к организации процесса обучения и воспитания учащихся как педагогов, так и их родителям, а классный руководитель имеет возможность подходить к организации работы с родителями на качественно новом уровне.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются Родительские чтения. -Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковом возрасте. -Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомится с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. -Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей. но неизвестны их родителям.

Примерные темы родительских чтений 5 класс -О книгах и о чтении детей. -Феномен Гарри Поттера. -Януш Корчак и его теория воспитания детей. -Законы семейной жизни. По книгам К.Д.Ушинского. 6 класс -Общаться с ребенком. Как? По книге Ю.Б.Гиппенрейтер. -В.Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек. -Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор периодической печати о воспитании. -Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю.Буянова. 7 класс -Как формировать и развивать волевые усилия ребенка? По книге У.Джемса «Психология в беседах с учителями» -Нестандартность мышления. Что это такое ? По книге В.Г.Кротова « Массаж мысли». - Что делать, если…( М.Коляды «Шпаргалка для родителей») - Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.

8 класс - Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книга М.Коляды «Шпаргалка для родителей» - Мудрость родителей. В чем ее сущность? По материалам книги А.Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе» - Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Клее « Психология подростка» - К чему могут привести конфликты в семье? По материалам периодической печати. Обзор писем детей в детских журналах и газетах. 9 класс - Вредные привычки и как с ними бороться. По книге У.Джемса. - Нравственная культура человека. Где ее истоки ? По книгам А.Меня. Можно приводить примеры различного общения с родителями: родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги, индивидуальные консультации.

В УГОЛКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УБЕДИТЕЛЬНО НАСТАИВАЮ ПОМЕСТИТЬ ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ. Закон 1.Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов ! Закон 2.Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы. Закон 3.Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка- дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

В УГОЛКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УБЕДИТЕЛЬНО НАСТАИВАЮ ПОМЕСТИТЬ ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ. Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие. Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их не слышит! Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и « нет». Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители! Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье- видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! ОСТАЛОСЬ ПОЖЕЛАТЬ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА!

Литература : Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва. «ВАКО» Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.М.,2001. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. М.,2000. Коломинский Я.Л. Мы живем среди людей. М., Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей.Донецк,1998. Разумихина Г.П. Мир семьи. М., Рожков М.Н. Классному руководителю. М.,2001.