Профессиональная компетентность учителя в условиях модернизации образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
Advertisements

Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
Концепция программы развития МБОУ «ОСОШ 1». Творческая группа по разработке программы развития школы. Корчагина Л.С. Брызгалова С.В. Крутько С.А. Бояршинова.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Модель сетевого руководителя. Осуществляет нормативно - правовое, научно – методическое, программное и техническое обеспечение профильного обучения.
Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход к образованию.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Транксрипт:

Профессиональная компетентность учителя в условиях модернизации образования

Тезаурус Компетентность- способность, готовность к осуществлению какого-либо вида деятельности. Компетенция-круг полномочий, определяемых профессиональной компетентностью человека Компетентность педагога -это профессиональная и личностная готовность и способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся

Необходимость в совершенствовании профессиональной компетентности Быстрое обновление и увеличение форм и средств получения информации - информатизация общества Резкое сокращение сроков внедрения научных достижений в практическое использование «Период полураспада» ПК-2,5 года, а режим КПК 1 раз в пять лет Модернизация образования Новые профессиональные позиции учителя (организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер)

Модернизация образования Современное образование –это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться Требования к результатам обучения должны включать универсальные учебные действия, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей жизни Главным критерием качества образования уже не является успеваемость. Им становится способность выпускника к социальному действию, к использованию знаний и инноваций, к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределенности.

Функции профессионально-педагогической деятельности учителя в современной школе Содействие образованию школьника Проектирование индивидуального образовательного маршрута Управления Рефлексии Самообразования

Задачи учителя в новых условиях: Видеть ученика в предмете, выстраивать его образовательный маршрут Создавать условия для достижения цели образования- формирование УУД Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса Создавать и использовать современную образовательную среду Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование

Практическая работа 1. Какими умениями должен владеть учитель для решения данных задач? Разбиться на 5 групп и сформулировать умения, необходимые учителю для решения этих задач.

Умения современного педагога Осуществлять мониторинг качества работы образовательного учреждения в области социализации личности; Создавать равные образовательные возможности для детей из разных социальных сред, осуществлять профилактику рисков школьной дезадаптации учащихся; Обеспечивать поддержку талантливых и одаренных детей на основе опережающего развития их способностей с раннего возраста, оценки индивидуальных достижений, социально-педагогического и психологического сопровождения; Использовать технологии индивидуализации развития личности в системе образования, содействовать социальному, профессиональному, жизненному самоопределению учащихся; Владеть социально-педагогическими технологиям и профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям в сложной (кризисной) жизненной ситуации;

Умения современного педагога Разрабатывать и осуществлять программы здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, мониторинг здоровья обучающихся, Разрабатывать и осуществлять программы и технологии обеспечения информационной безопасности детей, мониторинга и психолого-педагогической экспертизы популярной среди учащихся информационной продукции; Определять приоритеты и разрабатывать эффективные механизмы взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными партнерами(семья, система профессионального образования, медицинские, коррекционные, правоохранительные и др. службы)

Компоненты профессиональной компетентности учителя Содержательный(предметный)- знания (постоянное обновление, овладение новой информацией, т.е обладание оперативными и мобильными знаниями) Процессуальный (деятельностный) - умения и навыки, т.е. потенциальная готовность решать профессиональные задачи со знанием дела

Профессиональная компетентность учителя современной школы - единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей уровень овладения предметными, методическими (технологическими) и психолого- педагогическими знаниями и умениями - профессиональная и личностная готовность и способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, воспитательной и других видах деятельности с учащимися и для учащихся - мера включенности учителя в педагогическую деятельность

Виды ПК учителя в современной школе Организационно-педагогическая Психолого-педагогическая Методическая Самообразовательная Коммуникативная Социальная Креативная Рефлексивная Информационно-коммуникативная Управленческая

Организационно-педагогическая компетентность Знания и умения в предметной области: владение нормативно- правовой базой организации учебного процесса, знания и умения в области мониторинга; знание требований к уровням достижений школьников на разных этапах образования; умение пользоваться этими знаниями и постоянно актуализировать

Психолого-педагогическая компетентность Знание концепций развивающего (личностно- ориентированного)обучения; владение технологией деятельностного метода обучения; знание психологических особенностей учащихся; умение создать комфортную атмосферу; владение умениями педагогического общения

Методическая компетентность Умение ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному характеру обучения; умение проектировать урок, исходя из операционального анализа поставленных целей, учитывая особенности предыдущей учебной деятельности, прогнозируя вариативность действий учащихся; умение организовать совместную деятельность школьников; умение управлять учебной деятельностью

Самообразовательная компетентность Умение осуществлять выбор самообразовательной технологии; умение работать с научной, методической и педагогической литературой; владение информационно- коммуникационными технологиями

Коммуникативная компетентность Способность к межличностной коммуникации и взаимодействию, работе в коллективе на основе уважения к личности, к менталитету, национальным особенностям

Социальная компетентность Умение устанавливать и развивать контакты с представителями разных организаций, способность к созиданию и общественной работе, адаптации к новым педагогическим и социокультурным условиям

Креативная компетентность Умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень, характеризует учителя как экспериментатора

Рефлексивная компетентность Умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности, Владение навыком самоанализа собственной деятельности

Управленческая компетентность Владение умением проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность

Стандарт(модель)компетенций современного педагога для аттестации Профессионально-важные личностные качества педагога Информационная основа деятельности педагога Разработка программ деятельности и принятие педагогических решений Мотивация учебной деятельности Организация учебной деятельности Постановка целей и задач педагогической деятельности

Требования к современному учителю школы. Учитель должен учитывать: Смену дидактических отношений информирующими, отношений передачи знаний от педагога учащемуся - отношениями обмена информацией между учителем и учащимися Смену педагогических («ведущих») отношений между учителем и учащимися –отношениями направляющими и корректирующими, консультирующими и регулирующими Необходимость обучения не только знаниям, но и работе с информацией Изменение мотивации учения со стороны учащихся Изменение назначения учебного процесса Необходимость непрерывного обновления своего учебного материала, самой деятельности преподавания, ее форм, методов и средств, т.е. освоения современных педагогических технологий

Модель учителя современной школы Мобильный Конкурентоспособный Способный к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально- педагогической ситуации Ориентируется в предметной области на глубоком уровне Владеет современными технологиями, связанными с культурой коммуникации, взаимодействие с информацией и владение способами передачи учебной информации Способен к интеграции с отечественным, зарубежным, историческим и инновационным опытом Креативен в профессиональной сфере Владеет рефлексивной культурой Готов к инновационной и экспериментальной деятельности

Практическая работа 2 Определить специальные компетентности учителя предметной области: физика химия биология

Специальные компетентности учителя естествознания Широкий естественнонаучный кругозор- постоянное стремление и способность совершенствовать свои знания Технологический стиль мышления-способность быстро находить решения на основе анализа ситуации, моделировать ситуацию, устанавливать причинно-следсвенные связи Способность организовать исследовательскую деятельность учащихся Способность работать с приборами для демонстрации природных явлений Способность работать с наглядными, аудио и мультимедийными пособиями Умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность предметов и явлений, рассматривать явления а противоречиях, обусловливающих развитие Умение выделять главное в сложных явлениях, отвлекаясь от частного, анализировать и обобщать материал. Владение общими идеями и принципами естественных наук Владение методами научного познания как теоретическими, так и эмпирическими Вычислительные способности.

Естественники- это исследователи, практичные и реалистичные, мало оторваны от жизни, хорошо осознают требования действительности. Трудолюбивые, целеустремленные, настойчивые, решительные, терпеливые, методичные, аккуратные, осторожные и осмотрительные в работе. Последовательны в своих действиях, чувствуют высокую ответственность за судьбу природы и общества. А.В.Андриенко.

Современные педагоги оказались в ситуации, когда их собственная профессиональная эффективность определяется готовностью и подготовленностью к сознательной активности и самостоятельной творческой деятелшьности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, а также быть готовыми и способными к самоизменению.

Вместо заключения Если прежде акцент делался на квалификацию специалиста, то теперь к квалификации добавились более широкие и жесткие требования компетентности и ответственности, что учитывается при его аттестации