УЧИТЕЛЬ - ФАСИЛИТАТОР. Проблема педагогического воздействия и взаимодействия. Учитель начальных классов МОСШ 8 Кузьменко Н.А.
Учитель - фасилитатор n n Фасилитатор– повышающий скорость или эффективность деятельности индивида. Происходит от английского слова facilitate, что означает стимулировать, активизировать. Личностно - гуманный подход
Чем же отличается эффективное педагогическое взаимодействие от воздействия? А. Швейцер доброта, мягкость Квинтилиан просьбы, похвала Аль - Газали учитель не только источник информации К.Д. Ушинский роль личности и характера Я. Корчак Свобода во взаимоотношениях поощрения
Стратегии и техники эффективного педагогического взаимодействия
ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ПОЗИТИВНЫЙ РАССКАЗ О СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ n n Я могу это сделать! n n Одно маленькое усилие – и будет результат! n n Я достаточно знаю, чтобы сделать эту работу хорошо! n n Я могу измениться так, как считаю нужным!
ОШИБКИ - НУЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРЫ В УСПЕХ. n n - рассказ о возможных, типичных ошибках; n n -демонстрация ценности ошибки как попытки выполнить задание, ведь отрицательный результат – это тоже результат; n n -подчеркивание любых улучшений; n n -раскрытие ученикам их сильных сторон; n n -демонстрация веры в учеников; n n -признание трудности своих заданий; n n -установка ограничения во времени на задания.
Сосредоточение внимание учеников на прошлых успехах Процесс обучения должен быть ощутимым Достижение признано и отмечено! Апплодисменты. Признание, выраженное в конкретных знаках и символах. Медали за какие – либо достижения Выставки творческих работ детей.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ) ) любое поведение в случае принуждения приобретает свойства защитно – оборонительного; ) ) происходит адаптация к устрашению и безразличие к наказанию; ) ) у учителя появляется искушение привлечь коллектив в качестве средства воздействия
Эффективное пед.взаимодействие предполагает: n n умение легко вступать в беседу с учеником; n n умение слушать его; n n искренний интерес к ученику; n n серьезное отношение к нему; n n терпимость к его ошибкам и недостаткам; n n способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение; n n непринужденность самовыражения, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему; n n умение видеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха.
Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно Е.И. Ильин БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !