Районный практический семинар «Панорама методических идей» Директор МОУ-СОШ 6 г. Маркса Полищук Галина Николаевна
Доклад на тему: «Использование современных педагогических технологий, как средства повышения качества обучения на уроках».
Элементы компетентностной модели учителя ценности, принципы и цели; профессиональные качества; ключевые компетенции; педагогические методы, способы и технологии; профессиональные позиции.
Определения педагогических технологий Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы. Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
Определения педагогических технологий Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Определения педагогических технологий С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Классификация педагогических технологий традиционные личностно ориентированные.
Наиболее универсальные направления педагогических технологий обучение в сотрудничестве, дифференцированный подход к обучению, метод проектов и исследований, игровые технологии, технология развивающего и проблемного обучения, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Технология интегрированного обучения Преимущества интегрированных уроков: Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; Способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Закономерности интегрированных уроков: весь урок подчинён авторскому замыслу, урок объединяется основной мыслью (стержень урока), урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого, этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей с равным долевым участием каждого из них, один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Методика интегрированного урока. Первый этап работы подготовительный. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Третий этап – рефлексивный.
ТРИЗ – педагогика. В основу ТРИЗ-педагогики положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Технология развития критического мышления. Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия: Первая стадия - фаза вызова Вторая стадия - фаза осмысления Третья стадия - фаза рефлексии
Показатели Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз).
Модульное обучение строится на следующих принципах: Осознанной перспективы; Структуризации обучения на обоснованные элементы; Динамичности; Гибкости; Модульности; Разносторонности методического консультирования; Паритетности обучаемых и обучающих; Свободы выбора метода деятельности.
Кейс - технология Casestudies (или метод конкретных ситуаций) представляет специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений учениками по определенному разделу учебного курса.
Кейс - технология Работа с «кейсами» предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу ученика, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.
Дистанционные технологии. Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при дистанционном обучении, обеспечивают передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционное образование.
Информационные технологии Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций Интернет Компьютерное тестирование
Педагогические технологии технология знаково-контекстного обучения; активные методы обучения; витагенное обучение с голографическим методом проекций; проблемное обучение; программированное обучение; Вадьдорфская педагогика Р. Штейнера; технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
Педагогические технологии – Дальтон-технология; – технология «открытых форм»; – этнопедагогическая технология; – Технология коллективной мыслительной деятельности; – Технология естественного обучения – Контрольно-корректирующая технология обучения – Технология эвристического обучения; – Игровые технологии; – Мультимедийные технологии. – Технология проектного обучения;
Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
Технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде). Модель «Русская школа». Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский). Школа – парк (М.А. Балабан). Агрошкола А.А. Католикова. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).
Спасибо за внимание.