Теоретический семинар для учителей гимназических классов 2010-2011 г.г. Развивающие возможности урока. Текст как основа обучения и развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дидактический и технологический аспекты. Немного теории…
Advertisements

Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Презентация к заседанию школьного методического объединения учителей математики Тема: «Технология развития критического мышления. Компетентностный.
Современный урок – событие для ребенка в цепочке познания, исследования окружающего мира.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Транксрипт:

Теоретический семинар для учителей гимназических классов г.г. Развивающие возможности урока. Текст как основа обучения и развития.

Расширение представлений о собственных профессиональных возможностях, развивающем потенциале предмета и задачах развития человека.

«ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогическая философия Задачи развития Возможности урока Педагогические приемы

Развивающие возможности урока: УРОКСодержаниеТекстыЗаданияТехнологии РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТНО- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛЬ

Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание») в общем плане связная и полная последовательность предложений.лат.

Признаки текста Членимость Смысловая цельность Тема Замысел (цель создания или основная идея) Связь между предложениями (смысловая и грамматическая) Есть зачин и концовка

Порядок работы с текстом Ознакомительное чтение Тщательная проработка: раскодировка Усвоить прочитанное значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Как преодолеть трудности? Графическая схема для прояснения структуры текста (тезис – аргументы – вывод) Система подчеркиваний, знаков и символов Вопросы к тексту Работа с терминами Запись интересных мыслей в процессе чтения

Требования к записям Ясность и разборчивость Полнота Наглядность Лаконичность Продуманное расположение Сопровождение записей своей оценкой (творческая обработка текста)

Какие вопросы задавать? Сократ: Правильно ли поступит военачальник, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжёт своим воинам, будто бы приближаются союзники? Является ли доблесть чем-то единым, а справедливость, здравомыслие и благочестие это только отдельные её стороны, или же всё это слова-синонимы, выражающие одно понятие?

Какие вопросы задавать? Платон: Может ли каждая из двух частей этого существующего единого (а именно: единое и бытие) оставаться особняком: единое без бытия как своей части и бытие без единого как своей части?

Умный вопрос уже половина знаний (Ф.Бэкон

Какие вопросы задавать? Аристотель: Как же может форма существовать отдельно от вещей? Ведь не может быть чаши отдельно от серебра. И какой смысл удваивать все предметы, говорить, что есть эта чаша и есть «чаша вообще», что есть эти деревья и есть «деревья вообще» в каком-то другом, нездешнем мире? Разве это может нам помочь понять, что такое дерево, почему оно вырастает из семени, почему оно приносит плоды?

Из чего рождается вопрос?

Классификация вопросов Знание: вопросы, требующие запомнить информацию. 2. Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею. Например: какие слова или предложения дают представление о характере героя? 3. Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему. Например: что бы вы сделали, если бы такой герой повстречался вам на пути? 4. Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы почему и зачем, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов. 5. Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий. 6. Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения как вы считаете?..

Типы вопросов Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда? Продуктивные вопросы (специальные): можно ли считать (то-то) верным? какие выводы можно сделать из…? каковы мотивы поступков героя (-ев)? вопрос начинается с формулировки тезиса. Продуктивные вопросы (разделительные): если известно..., то …? если …, то почему …? … или ….?

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ Аксиоматические Проблематизирующие Личностно - окрашенные Ценностно - окрашенные

Аксиоматический текст: содержит информацию общепринятого характера, не требующую доказательства или обсуждения, принимаемую за исходную точку обсуждения, аксиому. «Маркеры» Развивающие возможности Сухой фактический стиль, много информации, нет эмоций, обезличенность, много терминологии, монологичность (нет адресата). Развитие функции запоминания и воспроизведения, расширение понятийного словаря, кругозора

Проблематизирующий текст: содержит проблемные (открытые) вопросы и проблемную информацию; изложение исследований, наблюдений, рассуждений и умозаключений (то есть логики размышлений над вопросом), чаще всего – конкретных, авторских. Маркеры: Развивающие возможности Противопоставление фактов или позиций, изложение проблемы, противоречия, хода мыслей, размышления, изложение авторского или абстрактного опыта, часто есть герой, ситуация; текст выстроен по принципу диалога. Развитие логики (логических операций), способности к пониманию, смысловой обработке текста. Развитие познавательной мотивации, мировоззрения

Ценностно-окрашенный текст: Интерпретирует излагаемую информацию в контексте культурных ценностей, нравственных проблем, неоднозначных жизненных позиции и противоречий. Маркеры: Развивающие возможности Ценностные слова, метафоры, диалоговая форма, обращение к личному опыту и личному мнению, изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем Развитие личной позиции, нравственного мировоззрения, критического отношения к информации, логического мышления

Личностно-окрашенный текст: содержит обращение к личному опыту, эмоциям и предыдущим знаниям ученика, его образу жизни. Маркеры: Развивающие возможности Ты знаешь, ты помнишь, сделай сам, как бы ты поступил, было ли у тебя подобное… Обращение к чувствам, ощущениям, чувственному опыту человека. Приемы ораторской речи. Развитие познавательной мотивации, учебной инициативы, личностного отношения к учению и знанию. Расширение эмоционального опыта

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. ЗАПОМИНАНИЕ2. ДОБЫВАНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ4. ЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА5. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

6 шляп мышления (Эдвард де БОНО) ФАКТЫ ЦИФРЫ БЕЛАЯ ЭМОЦИИ ЧУВСТВА КРАСНАЯ РИСКИ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕРНАЯ ПОЛЬЗА ПРЕИМУЩЕСТВА ЖЕЛТАЯ ПОИСК ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВО ЗЕЛЕНАЯ ВЫВОДЫ РЕФЛЕКСИЯ СИНЯЯ

Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты.

На презентации можно разместить самые выигрышные моменты темы, эффективные схемы, таблицы, иллюстрации цитаты, определения для записи в тетрадь, Главное в презентации это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).

Презентация обеспечивает учителю возможность для: информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; построения канвы урока; расширения образовательного пространства урока.

Основные виды деятельности на уроке в гимназическом классе поиск, осознание переработка новых знаний. Учитель - организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Вм есто эпилога… Суть развивающего образования…можно определить, по крайней мере, на словах, предельно просто - это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное - выше моих сил. В.И.Слободчиков

Спасибо за внимание! Желаем оптимизма, радости и успехов !