Основные аспекты рационального питания детей школьного возраста в условиях образовательного учреждения и дома МБОУ «СОШ 10 г. Горно-Алтайска» Ответственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рациональное питание это физиологически полноценное питание здоровых людей.
Advertisements

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ Казнина Л.В. Учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 7»
МБОУ «СОШ 4 «СОНО» Сердюкова Ольга Викторовна Учитель высшей квалификационной категории.
Здоровое питание школьника-залог его успеха Проект учащихся 8В класса МОУ СОШ 5.
Настроение, самочувствие и успеваемость ребенка зависят от того, что он ест. Основной принцип питания школьников – полноценное разнообразное меню, богатое.
Ц ЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ К АЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Выяснить, как правильно питаться. Узнать о полезных продуктах как можно больше Разработать меню на 5 дней.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение.
«Чем младше ребенок, тем более здоровый образ жизни он ведет.» д-р Комаровский.
Правильное питание подростков Информационный час.
Рекомендации для школьников и их родителей МКОУ Манушкинская СОШ Чеховского муниципального района Московской области Педагогическая мастерская «Учитель.
«Наши пищевые ресурсы». Работу выполнила: Капустенко Людмила Евгеньевна. Учитель обслуживающего труда, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 10», г.Петропавловск.
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ Белки и аминокислоты Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли и микроэлементы.
Мир здорового питания. Актуальность темы Отсутствие нормального питания препятствует разностороннему развитию школьника. Без нормального питания нет здоровья.
Презентация На тему: Как нужно питаться чтобы быть здоровым.
ПИЩЕВОЙ РАЦИОН ШКОЛЬНИКА Обучающейся 8-А класса Мавродиевой Марии.
Здоровое питание – здоровый школьник Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого.
Культура здорового питания Учитель биологии ГОУ СОШ 274 Кировского района СПб Фридман М.Е.
Витамин А содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает.
Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей.
Транксрипт:

Основные аспекты рационального питания детей школьного возраста в условиях образовательного учреждения и дома МБОУ «СОШ 10 г. Горно-Алтайска» Ответственный за питание соц. педагог Н.В. Сухова

Факторы, влияющие на питание детей школьного возраста интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни; развитие всех основных систем: сердечно- сосудистая и нервная, опорно-двигательная (особенно скелет), увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка; на фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.

Принципы рационального питания Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам организма. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам (правильное соотношение питательных веществ, витаминов и минеральных солей в рационе ). Использование широкого ассортимента продуктов. Оптимальный режим питания. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности. Обеспечение безопасности питания (соблюдение всех санитарных требований к продуктам питания, их хранению, транспортировке, приготовлению).

Рацион питания школьников должен включать все основные группы продуктов, а именно – мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты, сыр, творог являются основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей, их устойчивости к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних воздействий. Усвояемость белков мяса, рыбы составляет %, молока, яиц – %, овощей, круп – 80%, бобовых – 70%. Количество белка животного происхождения в рационе детей школьного возраста должно составлять 60% от общего количества белка.

Ежедневный рацион школьника Для обеспечения белковой полноценности питания следует ежедневно включать в рацион школьника: молока 500 г, творога г, сыра г, рыбы г, мяса школьникам младшего возраста (7 – 10 лет) -140 г, среднего возраста ( лет) – 175 г и подросткам ( лет) – 220 г, одно яйцо. Этим набором продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белках при условии поступления достаточного количества белков растительного происхождения (их содержат фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи). В питании детей следует использовать нежирную говядину или телятину, крольчатину, нежирную свинину, курицу, индейку; из субпродуктов – печень, сердце,почки,мозги, язык. Субпродукты являются источником полноценных белков, фосфора, железа, меди, витаминов группы В.

Блюда из субпродуктов нужно вводить в рацион школьников не менее 2 раз в неделю. Значительно менее полезны разные виды вареных колбас, сосиски и сардельки. Мясные блюда следует сочетать с овощными гарнирами. Среди рекомендуемых видов рыбы – треска, минтай, хек, навага, судак и др. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) по своей пищевой ценности не имеют преимуществ перед свежей рыбой, но содержат значительное количество соли и оказывают раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей младшего школьного возраста. Поэтому их можно включать в рацион питания этой группы детей лишь изредка и в небольших количествах. Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов – в зависимости от индивидуальных вкусов детей.

Не следует сильно обжаривать пищу, лучше использовать отваривание и тушение, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают слизистую желудка и кишечника, могут вызвать изжогу, боли в животе. Поэтому жареные блюда в питании школьников следует ограничивать. В рационе школьников можно использовать морепродукты – кальмары, креветки, крабы и пр. Они также являются источником полноценных белков, а по наличию микроэлементов намного превосходят мясо животных. Для удовлетворения потребностей организма в незаменимых аминокислотах целесообразно применять комбинации пищевых продуктов. Например, молочный белок наилучшим образом сочетается с белком зерновых, хлебных продуктов. Поэтому большое значение имеет введение в рацион школьников молочных каш, в которых белок молока, богатый лизином, восполняет природный недостаток этой незаменимой аминокислоты в зерновых продуктах. Молочные каши широко используются в школьных завтраках.

Наибольшую биологическую ценность в питании детей имеют молочные белки. Поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания школьников. Молочный жир находится в состоянии эмульсии и включает биологически ценные ненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины. Молоко – источник минеральных солей, в том числе легкоусвояемых кальция и фосфора. Оно содержит микроэлементы: кобальт, медь, цинк, йод, алюминий.

Клинутрен Юниор Лучшее решение для профилактики и лечения недостаточности питания детей 1-10 лет, а также при снижении веса и отсутствии аппетита на фоне различных заболеваний. Содержание белка в смеси калорийности 1 ккал/мл: - 30 г/л Соотношение белков, жиров и углеводов: 12%:35%:53% Качественный состав белкового компонента, - смесь казеинатов и сывороточных белков: 50%-50%, что делает более доступным и усвояемым белок. Сывороточные белки у детей ускоряют опорожнение желудка, уменьшают частоту срыгивания и помогают организму ребенка быстрее получить питательные вещества. В смеси содержатся L-карнитин, необходимый для полноценного усвоения жирных кислот, и таурин Клинутрен Юниор отличается легкой растворимостью. Рекомендованное суточное количество витаминов и микроэлементов для детей 1-3 лет содержится в 1000 мл (1ккал/мл) готовой смеси Клинутрен Юниор, для детей 4-10 лет в 1500 мл (1ккал/мл) готовой смеси

Способы применения Клинутрен Юниор ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ БОЛЕЗНЬ 1 – 2 стакана в день (завтрак, полдник) 2 – 3 стакана в день + основной рацион Специально разработан с учетом потребностей детей от 1 года до 10 лет

Клинутрен Оптимум Полностью сбалансированная изокалорийная сухая смесь для перорального питания. Предназначен для профилактики и лечения недостаточности питания у детей старше 10 лет Высокая питательная ценность Белковый компонент представлен смесью казеинов и сывороточных белков В состав жирового компонента входят, среднецепочечные триглицериды, а также эссенциальные полиненасыщенные жирные кислоты. Углеводный компонент представлен в основном мальтодекстрином, не содержит лактозу и глютен Осмолярность мОсм/л 1500 мл продукта обеспечивают рекомендуемое ежедневное потребление основных микронутриентов (витаминов, микроэлементов, биологически активных веществ) Ванильный вкус

В питании школьников следует широко применять различные продукты, получение которых основано на молочнокислом брожении – творог, сметану, сыры, кефир, простоквашу, йогурт, ацидофильное молоко и т.д. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий в молоке образуются витамины В1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах, создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий. Молочнокислые продукты являются хорошим возбудителем пищеварительной секреции, способствуют регулярному опорожнению кишечника.

Жиры Большое значение в питании школьников имеет творог, который богат кальцием и фосфором, содержит незаменимые аминокислоты. Важную роль в питании детей играют сложные белки – фосфопротеиды, источником которых являются яйца (желтки). Фосфопротеиды необходимы для нормального формирования и функционирования центральной нервной системы. Поэтому в рацион нужно ежедневно включать одно яйцо. Значение жиров в питании школьников многообразно: они используются для пластических целей, особенно для построения нервной ткани, являются растворителями витаминов А, Д, Е, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Кроме того, некоторые жиры сами служат источником этих витаминов, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.

Наиболее ценные жиры – молочный жир, который входит в состав молока и молочных продуктов (сливочного масла, сливок, сметаны), а также жир, входящий в состав яичного желтка. Эти жиры хорошо усваиваются и содержат витамины А и Д, весьма важные для ребенка. Растительное масло,хотя практически и не содержит витаминов, хорошо усваивается организмом ребенка. Не рекомендуется использовать говяжий, бараний, утиный и гусиный жиры. Они угнетают секрецию пищеварительных соков, длительное время задерживаются в желудке и кишечнике, ухудшают усвоение прочих компонентов пищи Растительные масла (подсолнечное, кукурузное, оливковое- 12 – 18 г для школьников разных возрастных групп), источник полиненасыщенных жирных кислот, следует использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а сливочное (20- 50г) – для приготовления бутербродов, заправки блюд.

Рацион ребенка может быть биологически полноценным в том случае, когда жировой компонент пищи будет составлять не менее 30% общего суточного количества калорий. При более низком содержании жира в рационе у ребенка появляется сухость и гнойничковые заболевания кожи, происходит выпадение волос, нарушается пищеварение. Одновременно понижается сопротивляемость инфекциям, нарушается обмен витаминов А, С, Е и других. Отрицательное влияние оказывает и избыток жиров. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белков, отмечается расстройство пищеварения, создается угроза развития ожирения. Избыток жира неблагоприятно отражается и на функциональном состоянии коры головного мозга, что выражается в понижении ее активности и преобладании процессов торможения.

Углеводы Важное значение в питании школьников имеют углеводы, которые являются основными источниками энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью детей их энергозатраты значительны. Кроме того, напряженная умственная деятельность также связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет около 2% общей массы тела, а потребляет примерно 20% всей энергии, расходуемой организмом в покое. Количество углеводов в питании школьников должно быть примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 280 – 400г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия, овощи и фрукты). Источником их можно считать и молоко, которое содержит сахар – лактозу. Рекомендуемое количество сладостей следует давать после еды. Они являются специфическим пищевым раздражителем, нормализующим тонус нервной системы.

Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, содержащегося в хлебе, крупах, картофеле. Поэтому в детском питании предусматривается большое количество хлебобулочных изделий (300 – 400 г) и круп (до 35 г) в день. Хлеб используется ржаной и пшеничный. Крупы, особенно гречневая и овсяная, наряду с углеводами, обеспечивает детей растительными жирами, растительными волокнами, витаминами В1, В2, РР, магнием. Вместе с тем, преимущественно углеводное питание приводит к существенным нарушениям обмена веществ и снижению иммунитета. Наблюдается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к гнойничковым заболеваниям, развитие кариеса.

Цельные злаки для детей Помогают сбалансировать рацион ребёнка Содержат необходимый комплекс витаминов и минеральных веществ для полноценного роста и развития ребёнка Содержат пищевые волокна для хорошего пищеварения Обеспечивают достаточным количеством энергии, позволяющей поддерживать высокую умственную и физическую активность ребенка в школе Формируют у школьника привычку завтракать Уменьшают количество перекусов между приемами пищи, снижая риск увеличенного потребления легкоусвояемых углеводов и жиров, предотвращая развитие избыточной массы тела и ожирения Оптимальный выбор для детей школьного возраста

Готовые завтраки с цельными злаками компании NESTLE Для детей Для мам

Заключение ИП РАМН о готовых завтраках с цельными злаками компании NESTLE

1-ый вариант: Готовый завтрак NESQUIK с молоком, 1 банан, тост с маслом и джемом, чай Примерно – 525 ккал Примеры сбалансированного здорового завтрака 2-ой вариант: Готовый завтрак NESQUIK с молоком, 1 обезжиренный йогурт, 1 банан, апельсиновый сок (250 мл) Примерно – 500 ккал 3-ий вариант: Готовый завтрак NESQUIK с молоком, 1 апельсин, бутерброд с маслом и колбасой, чай Примерно – 580 ккал Рекомендуемая дневная норма калорий для детей в возрасте 7-10 лет составляет 2350 ккал. При этом с завтраком должно поступать около 25% энергии дневного рациона.

Школьники должны получать ежедневно 250 – 300 г картофеля и 300 – 400 г овощей в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.; г фруктов и ягод в виде свежих плодов и различные плодоовощные соки – особенно с мякотью (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.) Плоды и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов, бета-каротина. Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, зеленый перец, шиповник. Высоко ее содержание в цитрусовых, зеленом луке, цветной капусте. Витамин Р (биофлавоноиды) усиливает действие витамина С в организме. Удачное сочетание этих витаминов имеется в апельсинах, лимонах, мандаринах, черноплодной рябине. Богата этими витаминами, а также витамином Е и рядом других полезных витаминоподобных соединений облепиха. Бета-каротином, который в организме превращается в витамин А, особенно богата морковь. Немало его и в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, облепихе, зелени.

У школьников в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой повышена потребность в витаминах. Недостаток витаминов особенно сказывается в период напряженных учебных занятий и весенних экзаменов, снижая работоспособность, внимание, сосредоточенность и успеваемость учащихся. Для обеспечения детского организма витаминами необходим прием витаминно-минеральных комплексов наряду с использованием в питании самого широкого ассортимента продуктов.

Назначение ВМК должно учитывать: особенности экологии региона (содержание минеральных веществ в почве, воде – Fe, I, F) суммарный эффект доз витаминов и минеральных веществ, получаемых с обогащаемыми продуктами питания (детские молочные смеси, соки, витаминизированные молочные продукты, продукты, обогащенные Са, I, вит. D – «Клинутрен юниор») наличие полноценного белка в рационе – «якорь для витаминов и минеральных веществ» наличие сопутствующей патологии у ребенка

ВМК – Компливит Актив с 7 лет. Содержит 12 витаминов и 10 минералов. СоставСодержание, мг Сут. доза для детей 7-17 лет, мг Вит. А0, 7912 (2300 МЕ)0, 7 –1 Вит. Е1010 –15 Вит. В 1 11,2 –1,5 Вит. В 2 11,4 –1,8 Вит. В 6 1,51,6 –2 Вит. С5060 –70 Вит. РР7,515 –20 Фолиевая к-та0,2 Вит. Р1025 Са пантотенат55 Вит. В 12 0,0030,002 Вит. D0, 0025 (100 МЕ)

Исследование эффективности применения ВМК Компливит-Актив у детей младшего школьного возраста Л.А.Щеплягина, Н.В.Болотова, Е.Г.Кондюрина, Г.В.Римарчук, В. К. Поляков, Т.Ю. Моисеева, И.В.Круглова ФГУ Федеральный Научно-клинический Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии РОСЗДРАВа, Москва; Саратовский государственный медицинский университет; Сибирская государственная медицинская академия; Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского; Научный центр здоровья детей РАМН Приём ВМК «Компливит-Актив» сопровождался достоверным снижением частоты и выраженности симптомов витаминно-минеральной недостаточности у детей основной группы (r = 0,6, p = 0,0001) Результаты проведённого исследования позволяют рекомендовать «Компливит- Актив» детям групп риска развития дефицитных состояний и имеющим те или иные признаки витаминно- минеральной недостаточности.

Положительные качества ВМК Компливит Актив 1. Витамино-минеральная композиция включает только эссенциальные, хорошо изученные компоненты. 2. Дозы компонентов в пределах средне-суточных и меньше – категория безопасности А. 3. Безопасные дозы компонентов позволяют использовать ВМК длительно 2-3 раза в год курсами по 1,5-2 мес с профилактической целью в качестве корректора питания. 4. Технология изготовления – метод раздельного гранулирования – предупреждает конкурентные взаимодействия витаминов и минеральных веществ. 5. Не содержит красителей и ароматизаторов, гипоаллергенен. 6. Прошел клиническую апробацию во многих регионах России

Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее составляет до 60% от общей массы человеческого организма и жизненно необходима, т.к. служит для растворения и доставки питательных веществе к активно функционирующим органам и тканям. Вода сохраняет необходимый объем крови и регулирует температуру тела. Вода поступает в организм с пищей и при употреблении напитков. Около 0,5 л воды в день образуется в организме за счет реакций обмена веществ. Школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5 - 2,0 л воды для возмещения ее потерь. При этом надо учитывать, что потребность в воде увеличивается с увеличением потребления углеводов с пищей.

Важный фактор в организации рационального питания учащихся – это правильный режим, который включает кратность и время приема пищи в течение суток, распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Несоблюдение режима питания – одна из причин возникновения ряда заболеваний пищеварительной системы (гастриты, язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки). Выявлена связь нарушений режима питания с развитием избыточной массы и ожирения. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих «вольный график» приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Потребность в регулярном питании обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы. При регулярном приеме пищи вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами, что создает наилучшие условия для переваривания пищи.

Для детей школьного возраста наиболее рационально 4-х разовое питание, с промежутками в 3,5 – 4 часа. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. Режим питания строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время каждого приема ее, но и энергетический объем.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены Первая смена 7.30 – 8.00 Завтрак дома – Горячий завтрак в школе – Обед дома или в школе – Ужин дома Вторая смена 8.00 – 8.30 Завтрак дома – Обед дома (перед уходом в школу) – Горячее питание в школе – Ужин дома Типовые режимы могут меняться в зависимости от времени посещения дополнительных занятий,спортивных секций, кружков по интересам и пр. Однако, надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в определенное время. Наиболее калорийным должен быть обед.

Молоко, мясо, яйца, масло, овощи, фрукты нужно включать в меню ежедневно, рыбу, творог, сыр - не реже раз в неделю.

Режим питания школьника Завтрак должен состоять из овощных салатов и 2 горячих блюд: первое – каша, овощное и картофельное блюда, яйца, омлет, запеканка; второе – горячий напиток (кофе с молоком (как правило, суррогат), какао на молоке, чай. Школьный завтрак должен состоять из одного горячего блюда (мясное, овощное, крупяное, творожное, яичное), хлеба с маслом и молока, чая или кофе. В обед входят закуска и три блюда. Закуска способствует выделению пищеварительного сока и возбуждает аппетит. Первое блюдо должно быть обязательно жидким (суп, щи, бульон). Благодаря содержанию в нем экстрактивных веществ повышается секреция пищеварительных соков, что облегчает переваривание второго блюда, которое должно быть мясным, рыбным блюдом с гарниром (к мясу – овощной гарнир, к рыбе – картофель). Оно содержит наиболее ценные питательные вещества. Сладкое блюдо давать только в конце обеда, на третье. Полдник должен быть небольшим по объему. В него входят напитки (молоко, простокваша, кефир, кофе с молоком, какао с молоком, молочный кисель и пр.) и мучные изделия. В полдник дают фрукты и сладости. Ужин – последний прием пищи за 1,5 – 2 часа до сна. Рекомендуется легко перевариваемая смешанная пища – молочные, овощные, крупяные блюда. Давать детям на ужин мясные и рыбные блюда нежелательно, так как из-за возбуждающего действия белков сон может быть беспокойным.

Определенное значение имеет продолжительность отдельных приемов пищи. Считается, что для завтрака и ужина достаточна продолжительность 15 – 20 мин., для обеда – 20 – 25 мин. Есть надо неторопливо, тщательно пережевывать пищу. Важны условия приема пищи: соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов. Полезно заканчивать любой прием пищи не сладким десертом, а сырыми твердыми овощами или фруктами. Они усиливают слюноотделение, зубы частично очищаются от налета и остатков пищи.

Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз, за исключением молока и молочных продуктов. Молоко незаменимо в питании детей.

Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) примерно такая же, как у пожилых людей (60 – 70 лет) детей лет – как у взрослых, занятых трудом, требующим несущественных физических усилий, а у подростков (14 – 17 лет) – как у мужчин – рабочих, занятых трудом, требующим значительных физических усилий.

Питание школьников должно быть достаточно калорийным. Однако, не следует забывать и о физической активности учащихся. Улучшение работы сердца и легких, а следовательно, и создание условий для улучшения снабжения мозга кислородом и питательными веществами, требует ежедневной физической нагрузки и достаточного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе. Поэтому школьники должны получать достаточный объем движений на уроках физкультуры и на переменах, необходимы регулярные проветривания классных помещений, а также ежедневные прогулки на свежем воздухе во внеучебное время. Общий объем двигательной активности в течение дня должен составлять не менее 2 – 2,5 часов. Только соблюдение перечисленных правил питания и двигательного режима являются залогом здоровья и нормального развития детей, а также их хорошей учебной работоспособности.