Работу выполнила Ученица 9 «А» класса Лычагина Дарья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИМВОЛ « САДА » ДЛЯ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА « ВИШНЕВЫЙ САД » Владимирова Анастасия 11 а.
Advertisements

ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Антон Павлович Чехов «Вишневый сад». Принципы «новой драмы»: Театр настроения Театр настроения Нет ни злодеев, ни ангелов Нет ни злодеев, ни ангелов Диалог.
Урок литературы в 7 классе «А» 12 декабря 2008 года Выполнила Шипилова Ольга Витальевна, учитель МОУ СОШ 15 г. Комсомольска-на-Амуре.
САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ НА РУКАХ!
Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Слайд шоу предоставил ученик 4 класса средней школы 16 Нагиев Аслан.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского) Урок литературы в 6 классе. Автор: учитель высшей категории МОУ «Средняя.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
А РГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. В АША ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА В ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Таким образом, автор стремится донести до читателя.
Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Отношение автора к героям романа «Дубровский» (На примере Владимира Дубровского)
Экзаменационная работа ученицы 8 класса Черниковой Алены Научный руководитель- Рябова Н.В.
Транксрипт:

Работу выполнила Ученица 9 «А» класса Лычагина Дарья

Основным предметом изображения в художественной литературе является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. Наряду с персонажами из дворянского общества, во многих произведениях показаны герои из притесняемого дворянами сословия – крестьяне и слуги. Это не случайно. На примере произведений А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова мы видим, как менялась на протяжении XIX века психология и характер людей низшего сословия, для которых рабство сначала было внешним (крепостное право), а потом преобразовалось во внутреннее. Века неволи воспитали рабские черты в психологии этих людей.

Еремеевна, няня Митрофана нарисована с наибольшей художественной силой из всех второстепенных героев.. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым – Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. Образ Еремеевны наиболее часто сопровождают ремарки: задрожала, задрожав, дрожа, заплакав, в слезах и тому подобные. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. Ее речь отлично отражает рабскую психологию крепостной мамки и в то же время богата подлинно народными словами и оборотами: избави бог напраслины, нелегкая меня не приберет и т.д. Простакова обращается к ней исключительно словами: бестия, собачья ты дочь, старая ведьма и т.д. Сам Митрофан уже твердо усвоил, что Еремеевна – не человек, а старая хрычовка, на которую всегда можно нажаловаться матушке.

В Капитанской дочке, написанной в 1836 году, А.С.Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание – качества, сформированные многовековым рабством. Савельич – слуга молодого дворянина. За трезвое поведение он был произведен в дядьки к Петру Гриневу. Он фактически воспитал Петра Гринева, научил его грамоте. Все лучшее, что есть в Гриневе, создано преимущественно Савельичем.. Он честно прошел все испытания, выпавшие на его и Гринева долю, и остался верным слугой молодого барина Он убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ и находиться в их полном подчинении. Такой образ жизни представляется ему единственно возможным: так жили его деды, так живет он, и только так должны жить его дети и внуки. Образом Савельича. А.С. Пушкин опровергал мнение современных ему дворян- крепостников, которые заявляли, что крепостные не способны ни на какие благородные чувства и поступки, поэтому обращались с ними, как с рабочим скотом.

Тема народного горя и вместе с тем народного гнева разрабатывается А.С. Пушкиным в повести Дубровский. Произведение написано в годах. Время действия повести относится приблизительно к 10- м годам XIX века. Произведение дает возможность пронаблюдать картину провинциального помещичьего быта и нравов того времени. Здесь автор с большой остротой ставит вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян.

Представителями крепостных дворовых людей, преданных своим господам, являются старый кучер Антон и няня Дубровского. В образе Антона поэт запечатлел трезвый и острый народный ум, чувство собственного достоинства и независимости, дар остроумия и меткой, яркой речи. Антон знал Владимира еще ребенком, учил его ездить на лошади, забавлял его. Он сильно привязан к Владимиру, которого помнит еще ребенком и тогда его полюбил, но в то же время он выражает свои чувства к Владимиру в форме, привычной для него как крепостного. «Антон прослезился, увидя Владимира, поклонился ему до земли, сказал ему, что старый барин еще жив, и побежал запрягать лошадей. У Антона в отношении к господам нет рабского страха, приниженности, он осуждает господ за их низость, лесть и раболепство, презирает их. Господа съезжаются к нему на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи будут, - рассказывает кучер о Троекурове. Он, как и другие крепостные, ненавидит жестокого эксплуататора, не собирается покориться ему и готов вступить в борьбу с ним.

Няня Дубровского, Егоровна, - добрая, внимательная к людям женщина. Поражает в этой простой женщине преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Ласково называет в своем письме его так: Соколик мой ясный. Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого-либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему. Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать. В её письме отражены выражения, которые были привычны для крепостного человека при обращении к барину и которые объяснялись его подневольным положением: твоя верная раба, а мы искони ваши, хорошо ли он тебе служит. С Владимиром няня ведет себя не как с барином, а как с близким человеком: в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

И Антон, и няня сохранили, несмотря на тяжелые условия жизни, теплое человеческое сердце, доброту, внимание к людям, светлый разум, чувство собственного достоинства. Они не могут примириться со злом и несправедливостью. Всё это сумел увидеть поэт в народе потому, что близко соприкасался с ним, знал и любил его.

Тема народа является одной из центральных тем поэмы. В решении этой темы Гоголь отступает от традиционного подхода и в ее осмыслении выделяет два аспекта. С одной стороны, это ироническое, а иногда и сатирическое изображение жизни народа, причем народа реально существующего. Гоголь подчеркивает бестолковость, невежество, лень, пьянство, свойственные русскому мужику. С другой стороны, это изображение глубинных основ русского характера. Гоголь отмечает неиссякаемое трудолюбие русского мужика, ум и смекалку, богатырскую силу. Русский человек - мастер на все руки. И не случайно Гоголь обращает внимание на бунтарские качества крепостных крестьян - это доказывает, что в русском человеке живет неудержимое стремление к свободе. Примечателен и тот факт, что умершие крестьяне предстают перед нами живыми людьми, ибо после смерти остались их деяния.

Роман И.А. Гончарова Обломов был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году. В нем он показал повседневный быт помещиков-крепостников и их слуг. Крепостное многовековое право привело к тому, что крестьяне, не знающие другой жизни, стали нравственными рабами своих помещиков. Они привыкли терпеть бесправие и унижение. Таков, например, Захар. Вся его жизнь прошла рядом с Обломовым, за которым он ухаживал с младенчества. Захар не представлял себе другой жизни, ведь он крепостной, и барин может сделать с ним все, что захочет: наказать, продать, даже убить, и это не будет считаться преступлением. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, а позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Когда он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Он воплощает одну из худших черт хозяина – барство и праздность. Образом Захара И.А. Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают не только помещиков, но и их слуг. В романе мы видим, как условия помещичьего быта порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Крепостной Захар – это как бы микро-Обломов, это яркая иллюстрация к той мысли, которую выстрадал еще А.С. Пушкин: крепостное рабство губительно сказывается не только на угнетателях, но и на угнетаемых. Если в Обломове с такой глубиной была отражена мертвящая сила крепостнических отношений в применении к господствующему классу, то в судьбе крепостного Захара та же опустошающая сила подтверждает мысль А.С. Пушкина.

В романе мы видим и усовершенствованного слугу из вольнонаемных. Это камердинер Кирсанова Петр, молодой малый с чертами явной независимости: напомаженные волосы, бирюзовая сережка в ухе и даже трубка с табаком (курение табака на улице запрещалось в дореформенный период специальными правительственными указами и считалось дерзостью). Петр, который в качестве усовершенственного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, - пишет И.С. Тургенев в романе. Он служит господам, но с ними не общается, не принимает сердечного участия в их делах. Он исполняет лакейские обязанности, будто снисходит и ответствует. Петр стремится быть похожим на своих господ, а именно на Павла Петровича. Он говорит на иностранный манер, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн, следит за своей внешностью, часто чистил щеточкой свой сюртучек, носит лаковые полусапожки. А вот другой, тоже из молодых, одетый в славянофильскую венгерку и оставляющий для Базарова визитную карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянской вязью. В этих двух эпизодических героях отчетливо выделено общее: оба хотят соответствовать новому времени, идти с ним в ногу, но для обоих важны не внутренние убеждения, а форма, внешность.

Особое место среди слуг занимает Фирс. Он своими короткими репликами постоянно концентрирует наше внимание на легкомыслии слов и клятв своих хозяев. Например, при встрече с Раневской на ее заверение в любви к нему Фирс, не расслышав, отвечает: Позавчера. И создается впечатление, что чувства Любови Андреевны поверхностны и комичны. Именно его меткими словами автор характеризует своих героев. Словечко Фирса недотепа звучит в пьесе многократно, оно подходит почти ко всем действующим лицам. Словечко враздробь как бы указывает на характер пореформенной жизни. Оно определяет в пьесе взаимоотношения людей, непонимание друг друга. Каждый говорит о своем, не вслушиваясь, не вдумываясь в то, что сказал его собеседник.. Автор часто прибегает к словам Фирса, чтобы показать былое могущество дворян: И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!

Судьба Фирса трагична. Он отдал свою жизнь легкомысленным, праздным людям, а они его забыли в заколоченном доме. Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было.… А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах,- рассказывает Фирс. На первый взгляд, господа по-своему заботятся о том, чтобы больной слуга был отправлен в больницу. Фирса отправили в больницу?- многократно слышится в пьесе. Внешне виновником того, что Фирса забыли, оказывается Яша, который утвердительно ответил на вопрос, отвезли ли Фирса в больницу. Этот факт может показаться даже случайностью, в которой никто не повинен. Яша тоже мог думать, что выполнена просьба Раневской и Фирс отправлен в больницу. Но из хода пьесы ясно, что эта случайность закономерна в жизни господ, не озабоченных судьбой своих слуг. Раневская не реагирует на сообщение об уходе в город Петрушки Косого. И смерть няни не производит на нее большого впечатления. Ни одним добрым словом не вспоминает она о ней. В конце концов, если бы даже Фирс был отправлен в больницу, он все равно оставался бы одиноким, забытым, вдали от людей, которым отдал свою жизнь. Рабская преданность господам, забвение личных интересов – все это – проявление отживающих принципов жизни, пережиток крепостнической поры. Фирс, как и холопы из поэмы Кому на Руси жить хорошо добровольно обрек себя на рабство, он раб по убеждению. Мы еще раз видим, что холоп для господина всегда остается холопом, а самое преданное холопство не вознаграждается. Вишневый сад – это символ прожитой жизни, и с ним уходят Фирс и Раневская. А.П. Чехов показал в этой пьесе Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее.

Образы слуг занимают значительное место в творчестве писателей 19 века. Одни из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами Несмотря на все угнетения, слуги не стали рабами по натуре. Связь бытовых героев со средой и зависимость от нее, влияние воспитания и условий жизни на формирование характера, изображение бытовых деталей, активные действия героев на сцене, индивидуализация речи героев – все эти черты вносят в классицистическую комедию элементы реализма и являются, безусловно, новаторскими в творчестве писателей. Использование реалистических элементов позволило им изобразить бытовых героев намного более жизнеподобно, что сделало произведения остросоциальными, усилило сатирическое звучание произведений. Все они остаются интересными и в наши дни.