С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Бородкина Г.В., Зубарева И.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интеллектуальная готовность Личностная готовность Эмоционально-волевая готовность.
Advertisements

Методические материалы к родительскому собранию выполнила педагог-психолог МОУ СОШ 31 г.Новочеркасска Татаркина М.А.
Готовность к школе Готовность к школе- Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обычной.
Богданова Людмила Анатольевна. Интеллектуальная готовность Личностная готовность Эмоционально-волевая готовность.
Преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как.
Скоро в школу. «Природа создала своё самое замечательное чудесное изобретение – человеческий мозг таким образом, что в течение первых шести лет жизни.
Готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению Физическое, соматическое и нервно-психическое здоровье. Социальная, личностная.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе.
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Консультация для родителей по теме «Готовность ребенка к школе» Подготовила педагог-психолог ГБОУ ЦРР- д/с 32 Кудашева Е.В.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
«Встречаем первоклассников» Психологическое просвещение родителей Подготовила практический психолог Бычек Татьяна Викторовна.
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог Гусева Екатерина Ивановна г. Основные показатели готовности ребёнка к школе.
Транксрипт:

С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Бородкина Г.В., Зубарева И.И.

Развитие ребенка - это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых клеток, функций, видов деятельности Рост – количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы отдельных органов и тканей, всего организма Рост – количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы отдельных органов и тканей, всего организма Развитие – - качественные изменения, - морфологическая дифференцировка тканей и органов, - их функциональное совершенствование Развитие – - качественные изменения, - морфологическая дифференцировка тканей и органов, - их функциональное совершенствование 2

Периоды усиленного роста сопровождаются относительно медленно протекающими процессами дифференцировки Периоды усиленной дифференцировки вызывают замедление роста Рост и дифференцировка не могут проходить одновременно в одних и тех же клетках, они обязательно разнесены во времени и пространстве. Рост и дифференцировка не могут проходить одновременно в одних и тех же клетках, они обязательно разнесены во времени и пространстве. 3

Рост и развитие ребенка Экзогенные (внешние) двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон обмен веществ и энергии обучение и воспитание Эндогенные (внутренние) наследственность генетическая предрасположенность наследственность генетическая предрасположенность Здоровье экологические социально- экономические материальные экологические социально- экономические материальные двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон двигательная активность питание пребывание на открытом воздухе сон обучение и воспитание 4

«Природа создала свое самое чудесное изобретение – человеческий мозг – таким образом, что в течение первых 6-ти лет от поглощает информацию с поразительной быстротой. В этом возрасте ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопления» мы себе едва представляем!» Глен Доман 5

Способность к стереоскопическому восприятию и чувствительность к цвету меньше, чем в подростковом возрасте. Цветовая чувствительность повышается только к годам! Это необходимо учитывать при подготовке наглядно- иллюстративного материала Особенности органа зрения В 6 лет начинает совершенствоваться глубинное зрение и приближается к норме острота зрения. 6

Особенности мышечного аппарата Недостаточно развиты глазодвигательные мышцы: непроизвольные движения глазного яблока в 10 раз чаще, чем у детей 8-9 лет «перескакивание» с одной строки на другую, через буквы, слоги слова пальцы пока не обладают точной координацией мелких тонких движений Недостаточно развиты мелкие мышцы кисти: быстро устают, появляется напряжение в мышцах кисти, ухудшается почерк 7

Систематическая тренировка тонких движений пальцев руки стимулирует морфологическое и функциональное формирование областей головного мозга, отвечающих за развитие речи. К 6-7 годам ребенок в основном овладевает артикуляцией и правильно произносит звуки. Однако у многих детей седьмого года жизни еще отмечается неустойчивость произношения, у некоторых – косноязычие. Дефекты речи сохраняются более длительное время у детей с ослабленным здоровьем и отстающих в физическом развитии. 8

В середине учебного года время написания элемента буквы составляет: у учащихся 6 лет (I класс) – 5,20 с, у учащихся 7 лет (II класс) -- 1,98 с. В III классе время написания элементов буквы уменьшается в 2,5-4,4 раза. Без ущерба для правильного развития кисти руки и эффективного формирования навыка письма, его общая продолжительность на уроке в I-II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма - 3 минуты. Помните! Непродолжительные (8-9мин.) упражнения в письме не сказываются неблагоприятно на формировании тонких двигательных действий у детей 6 лет. 9

У детей 6-8 лет порог слышимости ниже, чем у подростков, а по сравнению со взрослыми острота слуха понижена на 3 тона. Речь педагога должна быть негромкой, небыстрой, эмоционально окрашенной, богатой интонациями. Слова следует произносить четко. Важно чаще адресоваться к зрительному воображению ребенка. Монотонная речь способствует возникновению дремотного состояния, во время которого учебный материал воспринимается с трудом Особенности слуха Помните! 10

В период до 7 лет совершенствуются способность ребенка к формированию зрительного образа и опознавательные действия. После 5 лет ребенок лучше выделяет существенные признаки предмета, осуществляет выбор эталонной фигуры из ряда подобных, но несколько измененных. Формируются нейрофизиологические механизмы, которые определяют возможность произвольной регуляции сенсорной функции (возможность концентрации внимания). Однако механизмы реализации сенсорной функции еще неустойчивы, что отражает их относительную незрелость 11

В возрасте 6-7 лет продолжается развитие таких свойств нервных процессов, как: сила, подвижность, уравновешенность Но, в то же время все эти свойства характеризуются неустойчивостью 2 12

Дети 6-7 лет уже могут организовать свое внимание в ответ на раздражители, которые несут не эмоциональную, а информационную нагрузку. 13

высокая функциональная истощаемость нервных клеток головного мозга; малая устойчивость внимания; быстро развивающееся «охранительное возбуждение». Это проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении детей во время деятельности, требующей сосредоточенности Следует помнить, что у детей 6-7 лет отмечается: 14

большую роль играют словесные сигналы, происходит разделение на мыслительный и художественный типы нервной деятельности, сильно выражены рефлексы подражания и повторения, непроизвольное внимание еще преобладает над вниманием произвольным, повышается роль словесного мышления, все более обосабливающегося от мышления в действии, развивается глазомер и дети называют мелкие детали, которые отсутствуют в изображении предметов. В развитии детей 6-7 лет 15

сознательное управление своим поведением дается ребенку с большим трудом. ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, проявить определенные усилия для преодоления препятствий в учебе. Происходит дальнейшее формирование основных элементов волевого действия: Но эти компоненты еще не достаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения пока слабы, поэтому Но эти компоненты еще не достаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения пока слабы, поэтому 16

Решающие психические процессы воображение память восприятие в большей степени формируются в условиях содержательной ролевой игры. Но ребенок уже различает игру и работу. 17

6 лет7 лет8 лет 9 лет 5 лет ,56,57,58,5 определяется совокупностью обменных, структурных процессов, морфологических особенностей и зависит от индивидуального темпа роста и развития организма это уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и, для которого поведение ребенка в социальной, познавательной и физической областях считается характерным для данного возраста может отставать от паспортного возраста на 1-1,5 года Для организации успешной образовательной деятельности необходимо знать, сколькими возрастными подгруппами представлен классный коллектив Для ребенка важны каждые полгода 18

Понятие включает такие компоненты, как: Однако на сегодняшний день единое мнение в определении понятия «школьная зрелость» отсутствует (ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ) 19

Число «незрелых» учащихся первых классов в различных странах колеблется в диапазоне от 5% до 50%. Это объясняется различиями в паспортном возрасте детей, приступающих к систематическому обучению в разных странах. В большинстве европейских стран дети начинают обучение с 6 лет, в Англии – с 5 лет, в Бельгии, Дании, Швеции – с 7 лет В период от 6 до 7 лет готовность организма ребенка к обучению нарастает с каждым полугодием. Число «незрелых» детей в возрасте 5,5 лет составляет до 76%, Число «незрелых» детей в возрасте 5,5 лет составляет до 76%, в 6,0 и 6,5 лет – 51% и 32%, а к 7 годам – до 13% 20

ЛИЧНОСТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРИЗНАКИ ГОТОВНОСТИ НЕГОТОВНОСТИ ГОТОВНОСТИ НЕГОТОВНОСТИ 21

произвольности поведения при выполнении требований, правил, при работе по образцу. когда доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце повествования; на групповых занятиях, по общению с другими детьми, взрослыми, 22

детей в большей степени привлекает игра; проявляя детскую непосредственность, дети на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга; включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя; нарушают дисциплину, имея завышенную самооценку, обижаются на замечания учителя. 23

Интеллектуальная готовность это определенный уровень развития мыслительных процессов, а именно: способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы; наличие широты представлений, в том числе образных и пространственных; соответствующее речевое развитие; познавательная активность. 24

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ И ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НЕУСПЕШНОСТЬ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКИЕ ОЦЕНКИ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ: ТО, ЧТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕБЕНОК ДЕЛАТЬ НЕ ХОЧЕТ 25

развитую образную речь достаточный запас слов умение строить распространенные предложения. необходимое для обучения письму развитие тонких движений пальцев рук; соответствующий возрасту уровень физического развития. т.е. способность сосредоточиться на одном предмете, одном задании достаточный уровень произвольного внимания, 26

Косвенный показатель биологической (физиологической) зрелости : пальцами правой руки, положенной на голову при вертикальном ее положении, ребенок может перекрытьне может перекрыть левую ушную раковину Критерием «школьной зрелости» детей также являются показатели физического развития. 27

положительного выполнения ФТ не менее, чем у 50% детей мальчики девочки 5 лет 9 месяцев 5 лет 4 месяца 28

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ слухового восприятия; трудности вербально- логического мышления; речевого развития, звуко-буквенного анализа, артикуляции; недостаточная зрелость коры головного мозга. зрительно-пространственного восприятия; фонетико-фонематического восприятия; координации движений и зрительно-моторных координаций; зрительного восприятия; зрительной памяти; НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ: 29

Отсутствие учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-8 лет приводит: и другим неблагоприятным последствиям... ухудшению состояния здоровья нарушениям в психо- неврологической сфере, снижению мотивации, к отказу от учебной деятельности, 30

В I-II классах еще можно скомпенсировать недостатки в развитии ребенка 6-8 лет. Необходимо обеспечить ему индивидуально- дифференцированный подход и рациональную организацию учебно- воспитательного процесса. 31

Результаты опроса: Расставьте указанные факторы в порядке уменьшения уровня их значимости для успешного обучения в школе: педагогиродители дошкольная подготовка (развитие основных школьно значимых функций) научение письму, чтению, счету возраст при поступлении в школу присутствие в классе друзей из группы ДОУ желание учиться интерес к школе состояние здоровья знание возрастных особенностей Учет индивидуальных особенностей учет индивидуальных особенностей 32

Какие компоненты учебного процесса стимулируют развитие слуха, зрения и ВНД учащихся I-II классов? Каковы цели создания игровой ситуации на уроке? Приведите примеры игровых ситуаций, которые можно использовать в практике учителей начальной школы. Назовите факторы организации образовательного пространства, влияющие на рост и развитие ребенка. К каким проблемам в обучении может привести несоответствие биологического возраста паспортному? Приведите примеры. Какие особенности роста и развития ребенка определяют успешность обучения? Какие педагогические приемы необходимо использовать учителю в работе с детьми, имеющими несформированность тех или иных психофизиологических функций. Приведите примеры. 33

1. Растим здоровых, умных и добрых.. /Сост. Л.В.Ковинько. – М.: Издательский центр «Академия», 1996 – 288 с./ 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 286 с. (Серия «Психология детства») 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?– М.: Издательский центр «Академия», 1996 – (Пед. образование) – 240 с. 4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2000 г. – 128 с. 5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 – 144 с. 6. Битянова М.Р.Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с. 34

35