СОСТАВИЛА : Усманова Халидя Бариевна, учитель начальных классов, МБОУ-С тарокулаткинская СОШ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Advertisements

Технология проведения мастер-класса. Мастер-класс является одной из форм эффективного профессионального обучения педагогов Мастер-класс характеризуют.
Мастер - класс Методические рекомендации по проведению.
Технология проведения «Мастер - класса» Проничева Наталья Кирилловна заместитель директора заместитель директора МАОУ «СОШ 23» МАОУ «СОШ 23»
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Организация и проведение мастер-класса Мастер-класс – это форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Как подготовить и провести мастер- класс Мастер – класс – это одна из форм обобщения и распространения опыта.
Мастер-класс. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «мастер-класс»?
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Организация и проведение мастер-класса Мастер-класс – это форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Транксрипт:

СОСТАВИЛА : Усманова Халидя Бариевна, учитель начальных классов, МБОУ-С тарокулаткинская СОШ 1

ОБОБЩЕНИЕ одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксировании относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи еще два типа опосредованного О. (эмпирическое и теоретическое), в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка. В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическому О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается у младших школьников. о. теоретического характера типично для подросткового и особенно для юношеского возраста. Обобщение педагогического опыта выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Обобщение предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждению, знанию, оценке. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, с.

Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму. Древняя китайская мудрость. Передовой педагогический опыт опыт, опирающийся на педагогические новации или инновации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий. Положительный педагогический опыт опыт, позволяющий на основе традиционных подходов получить результаты, удовлетворяющие современным требованиям.

Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач. Педагогический опыт – творческое активное освоение и реализация в практике законов и принципов педагогики, с учетом конкретных условий или особенностей -личности педагога, -контингента обучающихся (воспитанников), образовательного учреждения, -других субъектов образовательного процесса

Педагогический опыт Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования. массовый или традиционный - представляет собою успешное применение установленных наукой принципов, методов, форм организации педагогического процесса, встречается в практике большинства педагогов передовой -характеризуется тем, что педагог получает более высокие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации педагогического процесса исторический массовый передовой новаторский (инновационный)

ИННОВАЦИЯ (от лат. - Innovatio), где «in» (от лат. - Innovatio), где «in» - в, «novus» - новый. – новинка, введение новизны ИННОВАЦИЯ – нововведение Современный словарь иностранных слов ИННОВАЦИЯ - процесс освоения этого средства (новшества)

НОВОВВЕДЕНИЯ - целенаправленные изменения, вносящие в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. НОВШЕСТВО - новое средство (метод, методика, технология, учебная программа и пр.) - явление, несущее в себе сущность, способы, технологии организации и содержания нового.

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, распространению новшеств.

Критерии отбора положительного педагогического опыта Результативность + Стабильность + Оптимальность способов достижения результатов.

Критерии отбора положительного педагогического опыта обучающего характера (уровень обученности) воспитательского характера (уровень воспитанности, уровень сформированности коллектива, степень комфортности образовательной среды для обучающегося) развивающего характера (общеинтеллектуальные умения и навыки)

ПАМЯТКА ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОБОБЩЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Выявление опыта и его квалификация как передового должны быть проведены с учетом следующих критериев: а) в опыте успешно разрешаются противоречия, преодолеваются трудности, которые характерны для многих образовательных учреждений и которые не преодолены в рамках существующих традиционных приемов и условий работы; этим определяется проблемность, актуальность опыта, перспективность работы с ним; б) в опыте есть хотя бы определенные элементы новизны: в содержании, средствах, совершенствовании условий, методах и т.д. Эта позиция может проявиться и в трансформации, своеобразии использования известных уже подходов и методов в изменившихся или в конкретных, своеобразных ситуациях; в) работа приносит более высокие по сравнению с массовым опытом результаты, носящие стабильный характер; г) результаты достигаются за счет гуманных, развивающих личность, соответствующих требованиям педагогики и психологии подходов; д) процесс и результаты образовательной работы отвечают требованиям комплексности и оптимальности, т.е. не препятствуют реализации других функций воспитательной работе в целом; развитие определенных сторон личности идет не в ущерб другим, а способствует их развитию; е) в опыте, помимо одаренности, индивидуальной неповторимости его творца, наличествуют элементы, которые могут быть условно «отделены» от личности творца и перенесены в новые условия: идеи, технологии, подходы, методики, средства.

Работа с передовы м опытом включает следующи е стадии:

Описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов, должно быть целенаправленным (т.е. выделена цель изучения), достаточно полным и конкретным. При анализе опыта выделяются его отдельные стороны, составные части, связи, дается педагогическая квалификация выявленным связям. Вскрывается замысел педагога, средства и методы, посредством которых замысел реализуется. Обобщение опыта связано с установлением зависимости между замыслом, исходными идеями, характером средств и методов, деятельностью воспитуемых, системой формируемых отношений и полученными результатами. Выявляется закономерный характер полученных результатов, особенно важные элементы и новшества («изюминки»), дается оценка возможностям, которые открывают используемый опыт. Наконец, разрабатываются рекомендации о том, когда, при каких условиях целесообразно использовать данный опыт. При всех условиях анализ и обобщение опыта не должны сводиться к его описанию, содержать глубокий его анализ и толкование, побуждать к осмыслению и творческому использованию опыта с учетом подготовленности, традиций, особенностей среды и других факторов.

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА.1. Изучаемый объект ________________________________учитель, коллектив, объединение и т.д.) 2. Наименование опыта_ _________________ _ (направление, тема работы) 3.. Цель изучения опыта__________________________________ 4. Краткая аннотация (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения). 5. Какие задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики делают опыт актуальным. 6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса, деятельность воспитателей, воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников. 7. Результаты обучения и воспитания (сдвиги в обучаемости и воспитанности), их надежность и стабильность. 8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы), характеристика отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации. 9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, оптимальности в педагогической системе, перспективности анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство). 10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях – корректированию опыта. 11. Рекомендации по адресной направленности опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее находящие способы использования).

Алгоритм описания педагогического опыта Введение. Теоретическое обоснование опыта применения метода... Описание применяемого новшества (предмета обобщения). Педагогические условия и особенности применения. Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях. Заключение. Список литературы. Приложение.

Разными могут быть формы описания опыта. Во-первых, опыт описывается как совокупность знаний, навыков и умений педагога по успешно выполняемой деятельности. Во-вторых, в нем можно выделить алгоритмы деятельности с учетом действий, совершаемых в пространстве и времени. В-третьих, опыт раскрывается как технология деятельности. в-четвертых, это может выглядеть как набор значимых событий, раскрывающих тему. Эта последняя форма самая простая. Ею хорошо пользоваться начинающему учителю.

Коротко о порядке описания опыта. Во введении; как и положено, описываются актуальность выбранной темы, причины ее выбора, цели обобщения, методы сбора информации об опыте, степень и характер новизны. Очень точно и подробно здесь описывается объект обобщения опыта школа, класс или группа, имя педагога или руководителя и т.д.

В теоретическом обосновании опыта описываются те педагогические, психологические и другие идеи, работы, авторы, которые повлияли на становление этого конкретного опыта. Задачи раздела обосновать, объяснить опыт с позиций теории, а не подробно и дотошно описывать ее.

Описание применяемого новшества есть описание предмета обобщения, его технологии, признаков, структуры и т.д. При этом можно использовать прием сравнения с тем, что было раньше, до него, и что нового он внес. Этот раздел должен быть высокотехнологичным.

Педагогические условия и особенности применения раздел, в котором описываются факторы, обеспечивающие успех применения новшества и равно мешающие этому. Фактически речь должна идти о границах и мере применения. Например, на каких темах лучше он «идет», как его воспринимают учащиеся, какие сложности испытывает сам учитель, что меняется в процессе под его влиянием.

Анализ результатов изученного опыта с помощью статистических данных полученных об обучаемости, мотивации иллюстрируется эффективность применения новшества, доказывается его продуктивность. Словом, здесь обрабатывается диагностика и делаются выводы.

Заключение содержит общие выводы о перспективах более широкого использования новшества, области его применения.

Список литературы может состоять лишь из цитируемых аттестатном работ, а может более полно охватывать предмет обобщения опыта. Главное грамотно и точно его составить и также грамотно, согласно ГОСТу, прописать.

Приложение в таком жанре, как обобщение опыта работы, крайне желательна! Если взять тему о методах обучения, то хорошо бы приложить конспекты уроков или их фрагменты, раздаточный материал, контрольные задания, то есть все то, что представляет метод, входит в него и обеспечивает реализацию.

Заключительный этап Остается хорошо оформить титульный лист, и работа готова к сдаче в аттестационную комиссию или к использованию в методическом кабинете школы. Конечно, здесь кратко рассказано об обобщении опыта работы на предмет его оформления. ( по Безруких В.С.) Проблема много шире и глубже. Но и, выполняя ее по этим рекомендациям, практик почувствует свой профессиональный рост: наглядно убедится в связях и зависимостях науки и практики, осмыслит свой опыт с научных позиций, осознает природу своей деятельности, научится ее более глубоко структурировать и внятно описывать. Профессиональное сознание и самосознание непременно вырастут.

Результат-1. Изучить новшества, вносимые педагогами в обучение и воспитание с целью выявления кандидата и темы для обобщения актуального педагогического опыта. Описание уровней деятельности: Беседы: о структуре применяемой системы работы, о результатах деятельности на данном этапе, об основной идее педагогического опыта. Носители опыта: педагоги, педагоги- новаторы, педагоги- исследователи. Новшества: методологические, дидактические, методические Критерии опыта: новизна, актуальность, результативность, стабильность, преемственность.

Словарь Педагог-мастер педагог, достигший высокой степени компетентности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие результаты работы; зрелый и умелый педагог. Педагог-новатор автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений.

Результат- 2 Формулировать основные идеи педагогического опыта с целью описания и определения перспектив его реализации.Формулировать основные идеи педагогического опыта с целью описания и определения перспектив его реализации. Описание уровней деятельности: Открытые мероприятия:Открытые мероприятия: открытые уроки,открытые уроки, выставки, конференции, выставки, конференции, семинары,семинары, круглые столы. круглые столы.Идеи: обеспечение мотивации обучения,обеспечение мотивации обучения, активизация познавательной деятельности, активизация познавательной деятельности, гуманизация обучения, гуманизация обучения, развитие творческих способностей.развитие творческих способностей.

Результат -3 Обобщить педагогический опыт для накопления практического материала, отражающего педагогическое мастерство, определения перспектив его реализации.Обобщить педагогический опыт для накопления практического материала, отражающего педагогическое мастерство, определения перспектив его реализации. ПОРТФОЛИО

Результат - 4. Выработать систему мер по использованию и применению одобренного педагогического опыта в практике обучения и воспитания учащихся.Выработать систему мер по использованию и применению одобренного педагогического опыта в практике обучения и воспитания учащихся. ПОРТФОЛИО

Лист оценки компетентности педагога по обобщению актуального педагогического опыта – 1. Период изучения. Ф.И.О. педагога. Название предмета (профессия) Перечень представленных материалов Цель: Оценка результативности педагога на данном этапе в обучении и воспитании учащихся, выявление основной идеи актуального педагогического опыта. Выводы: Кандидат на обобщение актуального педагогического опыта соответствует ( не соответствует). Подпись: Внутренний контролер Преподаватель (мастер) п/ п Критерии деятельности педагогаОценка, характеристика 1Новые оригинальные формы, методы и приемы педагогической деятельности 2Творческий поиск путей, средств повышения эффективности и качества обучения. 3Основные педагогические принципы, включенные в систему работы педагога. 4Инновации, применяемые в практике педагога. 5Опыт работы, дающий высокий результат, в котором соединяются научные исследования и собственные находки.

Лист оценки компетентности педагога по обобщению актуального педагогического опыта – 1. Примерный вопросник для бесед с педагогом. Используемая педагогом технология обучения. Каким методом пользуется педагог наиболее часто при объяснении нового материала: объяснительно-иллюстративным, программированным, эвристическим, проблемным, модельным (другие) Система контроля и учета знаний учащихся: виды домашних заданий; принципы подбора домашнего задания (соотношение репродуктивной и творческой, учет индивидуальных способностей учащихся); формы организации проверки выполнения домашнего задания; частота проверки домашнего задания; формы определения оценки; формы организации зачетов; рейтинговые методы оценки знаний и умений учащихся;

Лист оценки компетентности педагога по обобщению актуального педагогического опыта – 1. Методы и приемы развития самостоятельной познавательной деятельности. Проведение мероприятий по привитию интереса к предмету (внеклассные мероприятия, экскурсии, конференции, выставки, экскурсы в историю и т.д.). Какие формы самостоятельной работы учащихся организует педагог на уроках? Их описание. эксперимент; разработка и защита проектов; Как педагог формирует и совершенствует нравственные основы личности? Каким образом педагог содействует развитию познавательных и коммуникативных навыков; Какой дидактический материал использует педагог на уроках? Какие формы работы организует педагог по дифференцированному обучению? Формы организации обучения. Используются ли игровые формы урока? (Функции, цель, приемы организации)

Лист оценки компетентности педагога по обобщению актуального педагогического опыта – 1. Организует ли преподаватель (мастер) работу учащихся на уроке: парами. группами, постоянного состава, переменного состава (Для каких целей: самостоятельное изучение нового материала; практикум по закреплению, систематизации знаний; зачетов и т.д.) Использует ли преподаватель специальные методы для активизации творческой деятельности учащихся? Какие? Какую работу проводит преподаватель с целью подготовки учащихся к экзаменам? (систематизация знаний) Методическая деятельность педагога: какие изменения внес педагог в типовую программу? (обоснование и масштабы изменений) какие методические разработки выполнены? планирует ли преподаватель (мастер) внедрение новых форм, приемов и методов обучения (охарактеризовать их, предположить возможные масштабы) кем и в каких масштабах изучен и используется методический опыт педагога? Какими приемами, формами и методами наиболее эффективными, по мнению преподавателя, он хотел бы поделиться со своими коллегами? Дополнительная информация, не охваченная вопросником.

Лист оценки компетентности педагога по обобщению актуального педагогического опыта – 2. Выявление идеи опыта с целью написания квалификационного текста по обобщению актуального педагогического опыта. 1. Название предмета. 2. Перечень представленных материалов. Таблица анализа технологического обеспечения идеи п/ п Требования к деятельности педагогаОценивание деятельности 1Деятельность педагога как сложная, целостная система: –совокупность методических приемов, способов, средств; –организационные формы работы; –способствование возбуждению познавательного интереса; –формирование прочных мотивов учения; –содействие духовному обогащению, ориентирование на общечеловеческие ценности; –развитие ключевых компетенций; –реализация гуманизационной направленности обучения и воспитания 2Анализ условий, обеспечивающих наибольшую эффективность данного опыта

Таблица перечня открытых уроков, демонстрирующих приемы работы Типы уроков Урок, демонстрирующий владение учащихся методами и приемами самостоятельной познавательной деятельности Урок, позволяющий продемонстрировать мастерство преподавателя (мастера) при объяснении нового материала Урок, демонстрирующий организацию практикума, практических работ Урок, демонстрирующий организацию зачета Урок, демонстрирующий работу учащихся в паре, в группах и т.д. Урок, демонстрирующий формы проверки выполнения учащимися домашней работы.

Лист оценки компетентности педагога по обобщению актуального педагогического опыта – 3. Оценка организации деятельности педагога и учащихся для определения результативности идеи актуального педагогического опыта. Дата посещения открытого мероприятия. Наименование мероприятия. Цель посещения открытых мероприятий: Оценка организации деятельности педагога и учащихся для определения результативности идеи актуального педагогического опыта. Оценивание: 0-нет; 1-выражено мало; 2- выражено в легкой степени; 3-выражено удовлетворительно; 4-выражено хорошо; 5-присутствует полностью. п/ п Критерии оценки Каковы цели педагога? Сориентированы на развитие: –личностных качеств, – способностей обучаемых 2Какие типы деятельности осваиваются учащимися –поисковый, –коммуникативный, –рефлексивный, –продуктивный, –творческий 3Формирование общеучебных и предметных умений 4 Методы, методики, приемы, техника деятельности педагога и их целесообразность 5Организация учебной деятельности 6Особенности деятельности уч-ся: –мотивация –процесс учения –самостоятельная работа –роль рефлексии 7Оценивание промежуточных и конечных результатов 8Обеспечение дидактическими материалами и учебно-методической литературой

Результат 3 Обобщить актуальный педагогический опыт для накопления практического материала, отражающего педагогическое мастерство, определения перспектив его реализации. Цель: Перевод обоснования педагогического опыта с практического уровня на психолого-педагогический.Цель: Перевод обоснования педагогического опыта с практического уровня на психолого-педагогический. Требования к нормативному описанию педагогического опыта.Требования к нормативному описанию педагогического опыта. Название опыта.Название опыта. I.Аннотация.I.Аннотация. II.Условия, в которых возник опыт:II.Условия, в которых возник опыт: позиция педагога, его ценностная ориентацияпозиция педагога, его ценностная ориентация и принципы деятельности; и принципы деятельности; анализ противоречий, разрешаемых данным опытом.анализ противоречий, разрешаемых данным опытом. Идея опыта.Идея опыта. Реализация идея (описание педагогических технологий).Реализация идея (описание педагогических технологий). Эффективность использования данного опыта.Эффективность использования данного опыта. Проблемы, которые данный опыт ставит перед педагогом.Проблемы, которые данный опыт ставит перед педагогом. III. Рекомендации по использованию ПО в деятельности других педагогов.III. Рекомендации по использованию ПО в деятельности других педагогов.

Оформление опыта монографическое описание сборники многоаспектное проблемное портретное проблемное произвольное тематическое

Результат 4 Выработать систему мер по использованию и применению одобренного ППО в практике обучения и воспитания учащихся. Подведение итогов по общению педагогического опыта: В рамках кафедры В рамках коллектива педагогов ОУ В рамках коллектива педагогов, учащихся и родителей Рекомендуемые формы подведения итогов: Семинар творческий отчет; творческий вечер (с вручением брошюры, именной грамоты, альбома и т.д.) Оценка опыта текст педагога Значение опыта в современной практике

Педагогическая мастерская это своеобразная творческая лаборатория учителя, аттестуемого на I и высшую категории. Анализ работы мастерской предполагает знакомство с опытом работы учителя, результатами его труда; его можно проводить в различных формах: оценка уроков творчества, творческих отчетов и самопрезентаций, организационно- деятельностных игр и др.

Этапы работы педагогической мастерской Этапы работыСодержание деятельности Подготовительный Выявление учителем сущности своего опыта, технологии представления и возможных результатов Определение сценария педмастерской, хода ее проведения Проведение педмастерской Представление учителем целей и формы аттестации Демонстрация учителем технологий и видов своей практической деятельности Деловая игра. Моделирование реальных видов деятельности учителем Подведение итоговРефлексия представленной деятельности с точки зрения результативности (способы деятельности, методические приемы) Оценка результативности представленного опыта Коллективная оценка и принятие решения

самопрезентация Для в процессе аттестации учитель может предложить темы: «Как я проектирую урок?», «Как я организую дидактическое исследование?», «Почему мои ученики умеют...», «Как готовить учащихся к олимпиадам» и др. Игровой практикум включает различные типы игр с целью показа возможных вариантов поведения педагога, демонстрации им своих педагогических умений.

Урок-панорама проводится учителем с целью показа основных приемов, демонстрации системы своей работы. Структура урока-панорамы: Краткое выступление учителя, ознакомление присутствующих с педагогическими технологиями своей практической деятельности. Наблюдение урока проводится как ролевая игра. Присутствующие принимают в ней непосредственное участие в роли учащихся во главе с «классным руководителем» (учителем). Учитель демонстрирует систему своей работы, отвечает на вопросы. «Малый педсовет» проводит обсуждение хода и результатов ролевой игры; обобщения системы работы учителя на основе собеседования с ним, увиденного на уроке-панораме. По итогам игры составляется заключение о системе работы учителя; а также предложения по использованию методической системы учителя и целом и отдельных ее приемов в практике учителей.

Педагогические игры направлены на моделирование профессионально-педагогической деятельности учителя. Они предусматривают организацию совместной деятельности участников игры на основе анализа, самовыражения, демонстрации педагогических технологий и творческой деятельности. Деловая игра помогает имитировать учебно-воспитательный процесс. В ходе деловых игр проигрываются ситуации учебно-воспитательного процесса обучения предметов в средней школе, моделируются и проектируются технологии выполнения сложных и трудных вопросов содержания, определяются оптимальные методы и средства обучения предмета, способы активизации познавательной деятельности учащихся. Проведение игры состоит из блоков: ввод в игру, групповая работа, дискуссия, выработка коллективного решения. В начале игры сообщается тематика, цель и структура проведения игры, определяется состав групп, их ролевые позиции. На этапе групповой работы члены аттестационной комиссии разбиваются на группы. Группам предлагается выявить содержание, степень новизны представляемого опыта. В ходе дискуссии (межгрупповой работы) каждая группа представляет свой вариант оценки деятельности учителя. В ходе обсуждения происходит определение, выявление элементов творческой деятельности учителя, выработка коллективного решения. Дискуссия необходима для принятия коллективного решения, снятия неточностей.

творческий отчет Творческий отчет одна из форм прохождения аттестации педагога, наиболее приемлемая, т.к. позволяет педагогу комплексно представить результаты своей деятельности и условия их достижения (т.е. уровень профессиональной компетентности). Процедуры представления такой работы могут быть различными: семинар для педагогической общественности города (района), творческая мастерская педагога (для коллег), педагогический совет по подведению итогов деятельности образовательного учреждения по единой методической теме, результатам реализации Программы развития и т.д. Творческий отчет включает не только анализ и оценку результатов деятельности учителя и условий их достижения, но и спроектированный по этим результатам перспективный план предстоящей деятельности на последующий период. Основой творческого отчета являются самоанализ и самооценка учителей своей профессиональной деятельности, в процессе которых необходимо: вычленить ведущие проблемы, решаемые педагогом в прошедший период (или период, предшествующий аттестации); проанализировать полученные результаты; установить причинно-следственные связи между результатами обучения и условиями их достижения (применяемыми педагогическими технологиями, уровнем профессионализма самого учителя, материально-технической базой, социальными, управленческими условиями и т.д.); выявить возникшие противоречия и спроектировать пути их разрешения в последующий период; оценить эффективность собственной деятельности.

творческий отчет Структура творческого отчета должна включать следующие разделы: I. Введение. II. Аналитическая часть. III.Проектная часть. IV. Заключение. V. Список литературы. VI. Приложения. Во введении освещаются проблемы профессиональной деятельности, которые решались педагогом в период, предшествующий аттестации. Может быть выделена одна или несколько проблем. Учитель обозначает предмет самоанализа, например: педагогическая технология, педагогическая система и т.д. Затем кратко описывает способ решения этой проблемы и достигнутый результат. Аналитическая часть может состоять из двух разделов: анализ результатов деятельности, т.е. продуктивность труда учителя; анализ условий достижения результата для установления причинно-следственных связей между результатом и условиями педагогической деятельности. В качестве условий могут быть выбраны: особенности содержания образования (лицейского, гимназического); педагогическая технология, в т.ч. методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, дидактические средства; состояние материально-технической базы; система управления в ОУ; организационные условия; профессиональная компетентность самого учителя и т.д. При этом аттестуемый выбирает совокупность тех условий, которые в большей степени повлияли на результат обучения. Аналитическая часть завершается вычленением противоречий, проблем, возникших в этот период. Проектная часть посвящена описанию, планированию деятельности на следующий период. Основным элементом проектирования является целеполагание, прогнозирование результатов обучения и собственной деятельности (в т.ч. экспериментальной). Далее педагогом проектируется способ достижения поставленной цели в виде системы условий (коррекция применяемой технологии, собственной методической системы, отбор и применение новых педагогических технологий и т.д.). Например: в систему традиционного контроля учитель предполагает ввести самооценку и самоконтроль учащегося; наряду с традиционными методами обучения в старшей школе планируется введение исследовательского обучения. В заключении аналитического отчета рекомендуется дать оценку эффективности своей деятельности, используя самостоятельно выбранные критерии и показатели. Кроме того, можно включить план внедрения разработанного проекта или план экспериментальной работы.

МАСТЕР-КЛАСС, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мастер-класс рассматривается как одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

Цель данного занятия - охарактеризовать суть профессионального объединения учителей «Мастер-класс» и дать описание пошагового алгоритма его технологии.

М.М.Поташник, характеризует мастер-класс, как -это вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников и дает следующее определение: - мастер-класс -ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.

При разработке технологии проведения мастер-класса были использованы положения, разработанные В.В.Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса. Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.

При каких условиях можно прогнозировать результативную работу «учеников» мастер- класса? 1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса; 2) повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей; 3)готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; 4) рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.

Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно- воспитательных задач.

Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально- личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Положительный результат обучения в работе мастер- класса, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий 1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности; 2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; 3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер- класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя. При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, по мнению Т.И.Шамовой, достигается активизация познавательной деятельности. Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя.

Цель диагностики Выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон.

Анализ дает возможность Определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития. Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно- экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования. Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований: наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью; в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения; количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане; наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их. Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно. Этапы: 1)выбор объекта и определение цели; 2) составление плана, 3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.); 4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы); 5) обработка и оформление результатов наблюдения; 6) анализ результатов; 7) выводы наблюдения.

Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.

Цель мастер-класса создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором а)приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика; б)формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно- экспериментальной работы. Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера. Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Качественно новый результат - умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Рассмотрим основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса. Презентация педагогического опыта мастера. Представление системы уроков. Имитационная игра. Моделирование. Рефлексия

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском( районном) информационном центре. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

2-й шаг. Представление системы уроков Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии 2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра. 3.1 Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. 3.2 Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

4-й шаг. Моделирование. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею). Обсуждение авторских моделей урока.

5-й шаг. Рефлексия Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей. Достижение целей в работе мастер- класса определяется в соответствии с поставленной целью.

Выводы Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

ПРИТЧА Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...». - Ваше мнение, что значит для педагога – «Все в твоих руках...»? (Обсуждение.)

Вы когда-нибудь слышали притчу о школе животных? Давно это было. Говорят, хорошая была школа. Помещение хорошее, учебные планы хорошие, учителя хорошие... Вот только животные учились плохо. Например, утка не могла научиться лазать по деревьям. Я хочу плавать! крякала она. Научись сначала по деревьям лазать! говорили ей учителя и ставили по этому предмету единицы. С обезьяной все было наоборот: она любила лазать по деревьям, но ее обучали плаванию. Я лучше буду лазать по деревьям, просила она. Научись сначала плавать! настаивали учителя. Лягушки прекрасно умели нырять. Но их учили летать. И ставили им единицы за плохие способности. Воробьи прекрасно умели летать. Но их обучали нырянию. Они захлебывались под водой, а потом тоже получали единицы за плохие способности. Но хуже всего пришлось бедным черепахам. После многочисленных попыток тестирования их способностей у них признали задержку в умственном развитии. Их учили в специальном классе в норе суслика. Были ли на самом деле животные неспособными?