МОУ «Филимоновская СОШ» Система работы методического объединения учителей математики, информатики, физики
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно- ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями целеполагания, проектирования, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Главным условием для успешной реализации задач по повышению профессионального мастерства учителей – предметников является работа в методическом объединении.
Деятельность ШМО учителей математики, информатики, физики строится в соответствии с планом методической работы школы и направлена на решение проблемы Использование современных информационных технологий для обучения и развития личности школьника. Основная цель заключается: в обеспечении качественных знаний учащихся, воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Задачи 1.Активизировать работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс для повышения качества математического, физического и информационно-технологического образования учащихся. 2.Способствовать развитию познавательного интереса к математике, физике и информатике посредством вовлечения школьников 5-11 классов в организацию проектной, исследовательской деятельности на уроках, во внеурочную работу по предметам. Привлекать учащихся к участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах. 3.Повысить ИКТ-компетенцию учителей.
Направления работы МО: 1. Преподавание предмета в соответствии с современными требованиями к уроку. 2. Внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения. 3. Внеурочная работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предмета.
Основные формы работы методического объединения: участие в работе педагогических советов; проведение мастер – классов; проведение открытых уроков; организация семинаров и круглых столов; организация и проведение методических и предметных недель; организация, подготовка и проведение пробных экзаменов в выпускных классах.
Главным условием успешной реализации поставленных задач является система методической работы объединения, а это, возможно, прежде всего, при четком, обоснованном планировании работы. План составляется с учетом конкретных условий: образования и опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, склонностей и интересов учителей, задач преподавания данного предмета на основании мониторинга.
100% учителей МО имеют высшее образование, 50% имеют высшую категорию, 50% первую. Стаж педагогической работы педагогов более 25 лет имеют 100% педагогов. Приведенные цифры свидетельствуют о наличии определенного опыта работы и достаточно высоком профессиональном уровне учителей.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали: взаимопосещение уроков обобщение опыта педагогической деятельности прохождение курсовой переподготовки участие в районных семинарах большая база методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, и др.
С целью повышения качества образования учителя ШМО используют различные формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, формируют общеучебные умения и навыки, организуют индивидуальную работу с учащимися.
Мониторинг знаний учащихся по предмету является одним из способов повышения качества обучения Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса является показатель СОК - степень обученности класса (формула В.П.Смирнова): n100% + n64% + n36% + n16% СОК= n n - кол-во "5"; n-кол-во "4"; n- кол-во "3"; n- кол- во "2"; n - общее количество учащихся.
Качественная успеваемость по предмету отслеживается в каждом классе, а затем по школе в целом.
Уровень усвоения знаний по предмету оценивается по следующим таблицам:
Уровень усвоения знаний учащихся Результаты контроля п/п Ф.И. входящийпромежуточныйитоговыйвывод 1Воронина Н. 3341уу 2.Вощикова А. 3442уу
ТемаС/рДиктантС/рТестК/рСредний балл % усвоени я 1 Натуральные числа Вывод: Знает натуральное число, отрезок, длина отрезка, координаты, шкала. Умеет читать и записывать натуральные числа. Строить и измерять отрезки, изображать натуральные числа на координатной прямой. Коррекция: Решение текстовых задач, вычитание натуральных чисел. 2Сложение Вывод: Коррекция: Тематический мониторинг
Мониторинг отслеживания знаний, умений, навыков по темам каждым учеником Ф.И. Сложени е рациона льных дробей Умножен ие дробей Решение неполных квадратных уравнений Решение квадратны х уравнений Теорема Виета Решение задач 1. Бурина Алина Усцелемо ва Дарья
В течение года на заседаниях ШМО рассматривается и анализируется нормативная база, вопросы методики преподавания предметов, повышения качества знаний учащихся, пути совершенствования структуры и содержания учебных программ, проблемы непрерывности и преемственности обучения, межпредметных связей, выявляется и распространяется положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, внедрению ИКТ. Включение информационных технологий (ИТ) в учебную деятельность является не только одним из методов обучения, способным разнообразить учебный процесс, но и максимально соответствует актуальным интересам современных школьников, что способствует формированию внутренней мотивации освоения учебного материала.
Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Тем не менее, у нас на сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования: 1.Демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности; 2.Тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам; 3.Отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера. 4.Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы Неплохие результаты дает действующая система подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме предметгодКоличество выпускников Сдали наСредний тестовый балл «4» и «5»«3» Математика (обязательный) /30%147, /30%1911, /33%1013
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса В форме ЕГЭ предметгодКоличество выпускников Преодолели минимальный порог Средний тестовый балл Количество обучающихс я % Математика ЕГЭ
Внеурочная деятельность Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Внеклассная работа способствует развитию мотивации учения С целью повышения образовательного уровня детей, обучения их самостоятельности и творчеству, выявления способных по предмету учащихся для участия в олимпиадах и конкурсах ежегодно проводим предметные недели по математике, физике и информатике.
Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается творческий интерес к учению, это-организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности. В школе проводятся научно- практические конференции. В последние годы развивается система дистанционных олимпиад и конкурсов. Учащиеся нашей школы стали участниками олимпиад УРФО, «Золотой ключик »
Выработанная нами система дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, готовит учащихся к поступлению в ВУЗы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.
Над чем необходимо работать: Повышение эффективности применения новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Изучение возможностей создания и использования системы элективных курсов. Создание системы мониторинга и диагностики результативности различных компонентов образовательного процесса. Реализация индивидуальных программ обучения способных и одаренных учащихся.