С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся писать сжатое изложение Подготовка к ГИА 9 класс.
Advertisements

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Урок русского языка в 9 классе ТЕМА: учимся писать сжатое изложение. ЦЕЛЬ: подготовка к ГИА, подготовка к сжатому изложению. ЗАДАЧИ: умения выделять главную,
Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
Как определить тему текста? Как определить идею текста? Тема определяется различными способами: по началу текста; по началу текста; по ключевым словам;
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Обучающий урок 1Автор - Т.Н.Самсонова, МАОУ "Сузунская СОШ 2"
Обучение сжатому изложению Способы и приемы сжатия текста.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Готовимся написать сжатое изложение. Ответьте на вопросы после первого прочтения текста 1.О чём текст? Определите ключевые слова и ключевые эпизоды текста.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Способы сжатия текста (компрессия текста). Готовимся к ГИА. Автор: Лебедева С.Н.- учитель русского языка и литературы МОСШ 3.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей: 1.Сжатое изложение текста. 2.Выполнение тестовых заданий на основе печатного.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Транксрипт:

С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля

Параметры сжатого изложения Объем изложения – не менее 90 слов. Что требуется 1.Отбор важной информации. 2.Сохранение авторской последовательности событий. 3.Передача характера действующих лиц и обстановки без искажений. 4.Выделение основных микротем. 5.Обобщение содержания исходного текста.

Порядок написания сжатого изложения Выделяются в тексте наиболее важные, существенные мысли. Находится среди них главная мысль. Разбивается текст на части, группирующиеся вокруг важных, существенных мыслей. Озаглавливается каждая часть и составляется план. Определяется, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей целесообразно отказаться.

Определяются факты (примеры, случаи), которые можно объединить, обобщить в соседних частях текста. Обдумываются средства связи между частями. Описывается отобранная информация «своим» языком. Записывается сокращенный, «сжатый» текст на черновике, затем он уточняется и переписывается на чистовик.

Практика написания сжатого изложения Первое чтение. Слушание текста. Действия ученикаСодержание Определи тему текста (о чем данный текст?) Аргументируй своё мнение (обрати внимание на лексику!) Тема определяется: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста. Определи идею текста. Идея текста определяется: по эмоциональной тональности звучания текста (настроению, которое вызывает прочтение текста); по отношению автора к событиям, героям (определение авторской позиции).

Определи композицию текста. Вспомни его структуру. Как сформулировать тезис? Композиция текста – построение текста. Основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Определи количество микротем по коли– честву пауз учителя. Помни: самая главная информация обычно содержится в первом или последнем предложении абзаца или в главной части сложного предложения. Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Абзац – показатель микротемы. Абзац определяется интонационными паузами учителя, читающего текст. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Составь план (пере– чень основных микро– тем). Запиши его в черновик. Определи основную мысль каждой микротемы (что говорится о пред- мете или событии?) Посмотри, как соотносится основная мысль текста с заявленными микро– темами (о чем текст, что об этом гово– рится?) Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. Предложения микротемы делятся на основные и дополнительные (избыточные, поясни- тельные и др.). К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения (прием сжатия текста).

Второе чтение. Слушание текста. Осмысление прочи– танного текста. Уточни основную мысль микротемы. Дополни необходи- мой информацией, используя приемы сжатия текста, со- крати (убери) лиш- нюю информацию. 1. Сократи текст на одну треть (вдвое, на три четверти…) 2. Сократи микротему, передав её содержа- ние в одном–двух предложениях. 3. Убери в тексте лишнее со своей точки зрения. 4. Составь на основе текста «телеграмму», т.е. выдели и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируй главное в тексте. Сними нумерацию абзацев – микротем. Продумай связь между отдельными абзацами, соедини микротемы в свя- занный текст. Для объединения (связи) содержания микротем в текст используются лексические и лексико-грамматические средства соеди- нения частей текста: - лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; - лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Напиши сжатое изложение Отредактируй текст. Помни: сжатое изло– жение должно отве– чать следующим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; установление смысловой связи между абзацами и предложениями.