Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 44 с углубленным изучением отдельных предметов ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА :

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знакомим школьников со спортивным туризмом. Пешие походы Конные походы Байдарочные походы Горные походы.
Advertisements

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «ЮНЫЙ ФУТБОЛИСТ» для учащихся 1-2 классов (срок реализации 1 год) Руководитель: Мотовилова Ж.Ю. учитель физической.
Кружок «Юные туристы» учитель географии-биологии Ковалева Е.Д. г. Райчихинск.
I место – Открытый Чемпионат Псковской области по лёгкой атлетике. Фёдорова Анастасия – неоднократная чемпионка Псковской области по лёгкой атлетике на.
Срок обучения 3 года. Начальный возраст обучения лет Составила: педагог дополнительного образования Арзамасова Н.В.
Стандарт начального общего образования по физической культуре Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ.
« Готов к Труду и Обороне » Выполнила студентка 1 курса Овсянникова Дарья.
Программа факультативного курса « Общая физическая подготовка » для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ.
Программа районного финала игры «Зарница» Город Кашин 2010 г.
Элективный курс «Спортивно-познавательный туризм» 9 класс, 35 часов Фоменков Сергей Анатольевич, учитель физкультуры С. Екатериновка, 2009 г.
Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать ее относительно сторон горизонта, т. е. держать так, чтобы верхняя.
Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать ее относительно сторон горизонта, т. е. держать так, чтобы верхняя.
МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа» Педагог дополнительного образования Есипова Татьяна Николаевна ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВЕСЁЛЫЙ.
Отчетная презентация объединения по интересам Руководитель: Васильев Сергей Леонидович.
Дополнительная образовательная программа « Общая физическая подготовка » ( физкультурно - спортивная направленность ) ( модифицированная ) возраст детей.
Работа в муниципальном образовательном учреждении «средняя общеобразовательная школа 12» г. Бугуруслана по программе «Школа безопасности»
Выполнили: Радаева Дарья и Билюкина Анастасия 6 «Б» класс.
ЛЕТНИЙ ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Общешкольные физкультурно- массовые и спортивные мероприятия Спортивно-игровой конкурс «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ» Учитель физической культуры МБОУ СОШ 3 г. Новочеркасска.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 44 с углубленным изучением отдельных предметов ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА : ТУРИЗМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Автор-составитель: Еремина О.В. Учитель МОУСОШ 44 г. Копейск

Программа туристического объединения «Туризм в общеобразовательной школе» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристическая школа учащихся имеет своей целью подготовку юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Занятия направлены на совершенствование физического и умственного развития, способствуют изучению Отчизны, приобретению полезных навыков обеспечения безопасности жизни, адаптации и выживания в полевых условиях. Программа объединения рассчитана на учащихся 6-11 классов и предусматривает приобретение необходимых навыков для получения значков «Юный Турист России», «Турист России», а также выполнения разрядов по туризму и спортивному ориентированию. Программа рассчитана на 2 года обучения,но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока (при условии занятий по специализации). Программа первого года обучения – начальная подготовка. Она предполагает преподавание основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских походов в качестве участников. При дальнейших занятиях туризмом достигается совершенствование полученных умений и навыков, расширение знаний по туризму, ориентированию, краеведению. В связи со спецификой работы туристских объединений время проведения практических занятий на местности – 4 часа, проведение одного похода – загородной экскурсии, участие в соревнованиях – 8 часов. Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание обращается на физическую и специальную подготовку. Состав группы первого года обучения не менее 15 человек, в последующие не менее 6 человек. Теоретические и практические занятия проводятся при наличии наглядных материалов,снаряжения, спортивного инвентаря. Обязательным условием подготовки юных туристов является участие в походах, сборах, соревнованиях, слетах. После каждого года обучения проводятся многодневные туристские мероприятия – походы, слеты, соревнования, сборы.

План-график учебного курса п/п Раздел программыЧасовая разбивка 1-й год обучения 2-й год обучения 1Основы туристской подготовки. Техническая и тактическая туристская подготовка Основы гигиены и первая доврачебная помощь Топография и ориентирование на местности. Спортивное ориентирование Краеведение.20 5Общая физическая подготовка.80 6Специальная физическая подготовка Итоговое зачетное туристическое мероприятие (поход, слет, дальнее экскурсионное путешествие, учебно- тренировочные сборы). 39

Тематическое планирование п/п ТемаКоличество часов ВсегоТеорети- ческие занятия Практи- ческие занятия I.ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ 1Туристские путешествия, история развития туризма. 22 2Воспитательная роль туризма. 22 3Личное и групповое снаряжение Организация туристского быта. Привалы. Ночлеги Подготовка к походу Питание в туристском походе Туристские должности в группе Правила движения в походе. Преодоление препятствий Техника безопасности походов, занятий, выездов Туристские слеты, соревнования, выезды Элементы туристской техники. Учебные соревнования Подведение итогов слетов, соревнований, выездов. 413 ВСЕГО:

. п/п ТемаКоличество часов ВсегоТеорети- ческие занятия Практи- ческие занятия II.ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ 1Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний Походная аптечка. Лекарственные растения Основные приемы оказания первой медицинской помощи Приемы транспортировки пострадавшего. 413 ВСЕГО:20119 III.ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ 1Что такое ориентирование на местности. 11 2Карта соревнований по ориентированию, сравнение с топографической Топографические знаки и знаки спортивных карт Понятие о масштабе. Измерение расстояний на карте и на местности Определение расстояний на глаз, шагами, по времени Устройство компаса. Азимут.633 7Способы ориентирования.624 8Ориентирование по местным предметам. Действия при потере Ориентирование по «легенде».413 ВСЕГО:601644

. п/п ТемаКоличество часов ВсегоТеорети -ческие занятия Практи- ческие занятия IV.КРАЕВЕДЕНИЕ (ЕГО ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ) 1Родной край. Его природные особенности. История. 22 2Туристские возможности. Экскурсионный обзор объектов Изучение района путешествия Общественно-полезная работа в походе. 413 ВСЕГО:20713 V.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений 22 2Врачебный контроль. Самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках Легкоатлетические упражнения Гимнастические упражнения Подвижные и спортивные игры ИТОГО:80674 VI.СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА VII.ИТОГОВОЕ, ЗАЧЕТНОЕ ТУРИСТСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ПОХОД, СЛЕТ, ДАЛЬНЕЕ ЭКСКУРСИОННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ) ВСЕГО ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ I.ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ 1. Туристские путешествия. История развития туризма. Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитание самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско- юношеского туризма в России. Роль государства и органов образования в организации экскурсионного дела. Виды туризма. Понятие о спортивном туризме. Зарубежный туризм. Туристские нормативы. Разрядные нормативы. 2. Воспитательная роль туризма. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии, подготовке к предстоящей деятельности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно-полезная деятельность. Воспитание волевых качеств, самостоятельности инициативы. Законы, правила, нормы, традиции туризма, традиции своего коллектива. 3. Личное и групповое снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень для 1-3-х дневного похода. Требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для зимних и летних походов. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение. Преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половники и др. Практические занятия. Укладка рюкзака. Подготовка снаряжения. Уход за ним и ремонт. 4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в зависимости от условий (погода,

рельеф, физическое состояние участников и т.д.) Выбор места для привала, ночлега. Основные требования к месту привала, бивуака. Организационные работы по развертыванию лагеря: планирование лагеря, выбор места для палаток и костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Уход за одеждой и обувью (сушка, ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания, проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Практические занятия. Определение мест пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря. Разжигание костра. 5. Подготовка к походу. Определение цели и задачи, района похода. Распределение обязанностей. Планирование подготовки. Изучение района (литературы, карт, отчетов, запросы, опрос бывалых туристов). Разработка маршрута. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. Практические занятия. Составление плана подготовки похода. Изучение маршрутов. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. 6. Питание в туристском походе. Организация питания в 2-3-х дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка, переноска в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Практические занятия. Составление меню и списка продуктов. Закупка, фасовка, упаковка продуктов, переноска в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. 7. Туристские должности в группе. Должности временные и постоянные. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль за выполнением заданий, поддержка микроклимата в группе. Заместитель командира по питанию, по снаряжению, санитар, реммастер, фотограф и др. Временные: дежурные по кухне. Их обязанности. Практические занятия. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения похода.

8. Правила движения в походе. Преодоление препятствий. Порядок движения в группе на маршруте. Туристский строй. Режим движения. Темп. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по травяным склонам. Практические занятия. Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по тропам и пересеченной местности. 9. Техника безопасности при движении в туристских походах, учебных выездах, на занятиях. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице, при переезде группы в транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Практические занятия. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. 10. Туристские слеты, учебные выезды, соревнования. Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанциях, этапах. Зависимость из сложности от уровня подготовки. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении городских туристских слетов, соревнований, выездов учебных, походов. Практические занятия. Участие в соревнованиях, выездах. 11. Элементы туристской техники. Учебные соревнования. Элементы туристской техники. Личное снаряжение. Подготовка командного снаряжения. Система штрафов. Техническая подготовка к участию в соревнованиях (вязка узлов, установка палатки, переправы и т.д.) Практические занятия. Участие в соревнованиях по элементам. Контрольные нормативы. 12. Подведение итогов походов, слетов. Обсуждение итогов похода в группе. Отчеты ответственных по участкам работы. Обработка собранных материалов. Ремонт и сдача снаряжения. Анализ выступлений на слете. Отчетные вечера. Практические занятия. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка отчетных мероприятий.

II. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ 1. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний. Понятие о гигиене. Значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся туризмом. Значение водных процедур. Гигиена обуви, одежды. Общая характеристика тренировок, походов, соревнований. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Систематические занятия способствуют совершенствованию функций органов дыхания и кровообращения. 2. Походная аптечка. Лекарственные растения. Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка. Назначение и дозировка препаратов. Перечень, наличие, показания и противопоказания. Личная аптечка. Индивидуальные лекарства. Лекарственные растения. Практические занятия. Составление походной медицинской аптечки. Сбор лекарственных растений. 3. Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм, заболевания в походе. Профилактика. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки. Обработка ран. Промывание желудка. Практические занятия. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание доврачебной помощи условно пострадавшему. 4. Приемы транспортировки пострадавшего. Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества людей, оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палаткой, на веревке, на поперечных палках, на шестах со штормовками. Изготовление носилок, волокуши. Практические занятия. Изготовление носилок, волокуш. Изучение способов транспортировки.

III. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ 1. Что такое ориентирование на местности. Знакомство с новым видом спорта. Общее и детальное ориентирование. Ориентирование – как важное средство военно- патриотического воспитания молодежи. История развития ориентирования. Выступление российских спортсменов- ориентировщиков за рубежом. 2. Карта соревнований по ориентированию, сравнение с топографической. Значение топографических карт для туристов. Масштаб, виды. Понятие о генерализации. Отличительные свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка. Пригодность их для ориентирования в пути. Масштабы спортивных карт. Защита их от непогоды. Практические занятия. Работа с картами разного масштаба. Измерение расстояний на картах и на местности. 3. Топографические знаки и знаки спортивных карт. Изучение топографических знаков по группам, по цветам. Масштабные и внемасштабные знаки. Рельеф, способы. изображения рельефа на картах. Сечение. Горизонтали, основные и вспомогательные. Бергштрихи. Типичные формы рельефа и изображение на топографической и спортивной карте. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия. Изучение на местности изображения местных предметов. Знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на развитие памяти. 4. Понятие о масштабе. Измерение расстояний на карте и на местности. Масштаб. Мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные карты. Способы измерения расстояний на местности и карте (шагами, шагомер, курвиметр, использование нитки). Таблица перевода шага в метр. Определение расстояния по времени движения. Практические занятия. Измерение расстояния шагами (шаг, бег). Упражнения на прохождение отрезков различное длины. Тренировочные упражнения на микроглазомерии на картах различного масштаба.

5. Определение расстояния на глаз, шагами, по времени. Определение ширины реки, высоты объекта (дерева) геометрическим способом. Определение расстояния шагами и по времени. Практические занятия. Определение ширины реки, высоты дерева геометрическими способами. Развитие глазомера, чувства времени. 6. Устройство компаса. Стороны горизонта, градусное значение. Азимут. Роза ветров. Компас. Устройство. Разновидности. Правила обращения. Ориентиры. Азимут. Отличие от простого угла. Определение азимута по карте. Практические занятия. Ориентирование карты по компасу. Построение на бумаге заданных азимутов. Измерение азимута по карте. Определение азимута и движение по азимуту. Азимут – треугольник. 7. Способы ориентирования. Ориентирование карты в походе. Виды ориентиров: линейные.ю точечные, звуковые, ориентир–цель, ориентир-маяк, площадные. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения места стояния на карте (привязка). Сходные (параллельные) ситуации. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, на соревнованиях по ориентированию (обход препядствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца, тени). Привязка при потере видимости, при отсутствии информации по карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей. Движение ночью. Ориентирование по полярной звезде. Практические занятия. Упражнения по отбору основных, контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту. Отыскание на карте сходных ситуаций. Определение способов привязки. Прохождение маршрутов, дистанций. Разработка маршрутов, составление графиков. 8. Ориентирование по местным предметам. Действия при потере ориентировки. Суточное движение солнца по небосводу. Определение азимута на солнце в разное время дня. Полярная звезда, ее нахождение. Определение азимута по луне. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры. Выход к ближайшему жилью. Практические занятия. Упражнения по определению азимута, движение по тени от солнца. Определение азимута в разное время дня. Определение сторон горизонта по местным предметам, солнцу, луне, полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте. Потеря ориентировки. Действия по

восстановлению места нахождения. Техника безопасности. Действия в случае потери ориентировки во время соревнований по ориентированию. 9. Ориентирование по «легенде». Движение по текстовому описанию пути. Практические занятия. Составление текстового описания пути,затем движение по нему. IV КРАЕВЕДЕНИЕ 1. Родной край, его природные особенности. История. Климат. Растительность. Животный мир родного края. Рельеф, озера. Полезные ископаемые. Административное деление. Промышленность. Экономика и культура, перспективы развития. Сведения о прошлом края. История города. Практические занятия. Знакомство с картой своего края. Путешествия по карте Проведение краеведческих викторин. 2. Туристские возможности родного края. Обзор экскурсионных объектов. Наиболее интересные места для проведения походов. Сбор материалов о крае. Практические занятия. Прогулки, экскурсии по экскурсионным объектам, музеям. 3. Изучение района путешествия. Определение цели. Района похода. Сбор сведений из литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами. Разработка маршрута. Составление плана-графика. Подготовка докладов о районе путешествия. Практические занятия. Подготовка и заслушивание докладов по району предстоящего похода. 4. Общественно-полезная работа в походе. Краеведческая работа один из видов общественно-полезной деятельности. Метеонаблюдения. Гидрология. Природоохранная деятельность. Практические занятия. Проведение наблюдений. Сбор материалов. Изучение литературы.

V. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений. Краткие сведения о строении человеческого организма. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. 2. Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение травм на тренировках. Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение травм на тренировках. Диспансеризация. Понятие о спортивной форме, утомление, переутомление. Дневник самоконтроля. Практические занятия. Ведение дневника самоконтроля. 3. Легкоатлетические упражнения. Практические занятия. Бег на коротких, средних и длинных отрезках. Кросс от 2 до 8 километров. Бег с ускорениями от 30 до 80 метров. Бег в равномерном темпе от 10 минут до 40 минут. Бег на результат – 2000 метров. Длительный бег с препядствиями, бег на местности, минутный бег, временный бег, эстафеты, круговая тренировка, бег с гандикапом, бег командами, в парах – развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки, многоскоки, толчки и броски набивных мячей весом 1-2 килограмма. Развитие скоростных способностей: эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорениями, с максимальной скоростью. Развитие координационных способностей: варианты челночного бега, бега с изменением направления, с изменением скорости, с изменением способа перемещения, бег с преодолением препятствий, кросс на местности, прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны метания различных снарядов, из различных исходных положений в цель на дальность обеими руками. Специальные упражнения бегуна. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие координации движений, выносливости, быстроты, силы, скоростно- силовых способностей, гибкости.

4. Гимнастические упражнения. Построения, перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов: сочетание различных положений рук, ног, туловища; сочетание движений руками с ходьбой, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приземлением, с приседаниями, с поворотами. ОРУ в парах. Акробатические упражнения: кувырок вперед, назад, два – три кувырка вперед слитно. Висы и упоры: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе, поднимание прямых ног в висе; подъем переворотом; передвижение в висе. На развитие координационных способностей: упражнение на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке, акробатические упражнения, ОРУ. На развитие силовых способностей и силовой выносливости: лазание по канату, шесту, гимнастической стенке. Подтягивание. Упражнения в висах и упорах, с набивными мячами. На развитие скоростно-силовых способностей: прыжки со скакалкой, метание набивного мяча. На развитие гибкости. ОРУ с повышенной амплитудой для суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. 5. Подвижные и спортивные игры. Подвижные игры: «встречная эстафета», «Эстафета с мячом», «Гонка мячей», «Минное поле», «Меж двух огней», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Тоннель», «Переправа», «Сквозь обруч», «Через скакалку всей командой», «Удержи равновесие», «Тачка», «Бой на переправе», «Вытолкни из круга», «Компас», «Определить расстояние», «Кто наблюдательнее», «Поиск пропавшей группы», «По карте, следам и приметам», «По неизвестному маршруту». Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, регби. Правила, двухсторонняя игра. VI. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства. Ее место в тренировочном процессе. Практические занятия. Тренировочные походы. Специальные упражнения для занятий на местности. Упражнения на развитие выносливости, силы, быстроты, гибкости.