Выразительные возможности фонетики Анализ фонетической организации речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звукопись Роль фонетических процессов в поэзии. звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных.
Advertisements

Странные буквы МХК Мировая художественная культура.
Употребление имен существительных в речи. В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога,
А.С. Пушкин. В садах Лицея… Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе.
Звуковые средства художественной выразительности Составила Ляшенко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 города Алексеевки.
Фонетика ЗВУКИ. Прокомментируйте постановку знаков препинания, Составьте схемы предложений. 1. Стой братцы стой кричит мартышка. 2. Пришел Иван-крестьянский.
Художественные приёмы создания слогана Шелепаева Е.Н., руководитель МО гуманитарных дисциплин МОУ «Гимназия 8» г. Перми.
Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг… Н.В. Гоголь.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
«Статистический метод определения авторства художественного текста» ГБОУ СОШ360 Санкт-Петербурга Герасимова Наталия Львовна Васильева Елена Юрьевна.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Проект подготовлен Залёткиной А., Гасановой З., Прохоровой А., Исмаиловым Т., Новрузовым И.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Выполнила: Аминова А. В., учитель русского языка и литературы муниципальной Новолеушинской средней общеобразовательной школы Тейковского района, Ивановской.
Учитель русского языка и литературы Реховская Ольга Михайловна Реховская Ольга Михайловна.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Выразительные возможности фонетики Анализ фонетической организации речи

Цель урока Обучение анализу фонетической организации речи.

Задачи урока: актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись; научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации; усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.

Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь. А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье.

Таков завет и звук таков, И по косе вдоль жала, Смывая мелочь лепестков, Роса ручьём бежала. Покос высокий, как постель, Ложился, взбитый пышно, И непросохший сонный шмель, В покосе пел чуть слышно. И с мягким махом тяжело Косьё в руках скрипело. И солнце жгло, И дело шло, И всё, казалось, пело: Коси, коса, Пока роса, Роса долой – И мы домой.

Определите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, предложите вариант редактирования, запишите свой вариант Вариант рукописи Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола. Не обращая внимания на актрис с страстными взглядами. За год произошло свыше полутораста стычек. Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки. Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах.

Сравните свой вариант с вариантом правки М.Горького Замечание М.Горького «Этих как ка можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова». «Три С невыносимо свистят». Неуместно сочетание «ста», «сты». Для замены слога «из» использовать «иногда». Трижды «лось» звучит плохо.

Учитывая уроки предыдущего задания и советы М.Горького, из предложенных аббревиатур выберите название нашего школьного театра, аргументируйте выбор. Предложите свой вариант ТОУ – театральная организация учащихся. КИТ – клуб интересующихся театром. ТКУ – театральный клуб учащихся. ТКШ – театральный клуб школьников. ШТИ – школьное театральное искусство. ШТО – школьное театральное общество. ОТИ – общество театрального искусства.

Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. Стучат каблучки, как будто копытца, - девчонка к колонке сбегает напиться. Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.

Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности I группа. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. Чуждый чистым чарам счастья, Чёлн томленья, чёлн тревог Бросил берег, бьётся с бурей, Ищет светлых снов чертог. (Бальмонт.) II группа. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин.)

Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Аллитерация – приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков.

Анализируя фонику следующих отрывков из стихотворений, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише (запишите клише в тетрадь): … благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)

1) Только ночью видишь ты вселенную. Тишина и темнота нужна, Чтоб на эту встречу сокровенную, Не закрыв лица, пришла она. 2) Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам.

Первоначальный вариантОкончательный вариант Любви печальную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал. Любви безумную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал. Услышишь суд глупца И черни смех холодный... Услышишь суд глупца И смех толпы холодный… Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор… Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор… Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом бесчувственных (презрительных) невежд… Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом насмешливых невежд… Слова надежды повторяя, Чужда тоски душа твоя. Слова разлуки повторяя, Полна надежд душа твоя. И красные мчались на юг эскадроны.И красные скакали на юг эскадроны. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.

Первоначальный вариантОкончательный вариант С раннего утра сюда стало стекаться всё население села. Рано утром сюда начали идти люди со всего села. Пограничники охраняют границу как зеницу ока. Пограничники надёжно охраняют границу. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, - это художественная летопись Москвы. На беспримерном примере полёта «Союза – 9» основывались авторы в снимании фильма. В основу фильма был положен беспримерный полёт космического корабля «Союз – 9». Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

Домашнее задание Подготовьте письменный связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии стихотворения «На холмах Грузии…». Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи. (Объём работы 1,5 – 2 страницы)