Лидерство и руководство как формы групповой власти Преподаватель психологических дисциплин Иващенко Наталии Петровна ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили: Кузнецова А. Бейсенбаева У. Сагынбек С. Кожакмет А. Син Цзын Лидерство и руководство Выполнили: Кузнецова А. Бейсенбаева У. Сагынбек С. Кожакмет.
Advertisements

Выполнил : Студент 2 курса 1 группы ОТДЕЛЕНИЯ « МЕНЕДЖМЕНТ » Абуханов Мурад 1 Кафедра « менеджмент »
Руководство, власть, лидерство.. Понятие руководства Руководство – это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы,
Тема. Власть как регулятор управленческой деятельности 1. Природа и сущность власти 2. Типология власти.
Феномен лидерства и руководства Последнее слово – всегда за первым. Леонид С.Сухоруков.
Групповая дифференциация и лидерство. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ НА УЧАСТНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Политическое лидерство Это личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Лидерство Тема 12. План Понятие лидерства Отличие менеджера от лидера Подход к лидерству с позиции личностных качеств Поведенческий подход к лидерству.
Урок обществознания в 11 классе Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Дербина Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания.
Тема 14. Руководство: власть и личное влияние, партнерство.
Тот, кто вырвался вперед на соревнованиях лидер. Тот, кому верят многие лидер. Тот, за кем идут лидер. Тот, кто имеет успех в жизни лидер. Тот, кто умеет.
Тема 13. Власть и влияние. План лекции НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ФОРМЫ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ ВЛИЯНИЕ ПУТЕМ УБЕЖДЕНИЯ ВЛИЯНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ.
Специфика деятельности организатора работы с молодежью 1. Стиль руководства и условия его эффективности. 2. Факторы и условия, определяющие эффективность.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИДЕРСТВЕ…. План Положение личности в группе.Положение личности в группе. Что такое «лидерство»?Что такое «лидерство»? Лидерские роли,
Транксрипт:

Лидерство и руководство как формы групповой власти Преподаватель психологических дисциплин Иващенко Наталии Петровна ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. И.А.КУРАТОВА» Социальная психология

План: 1. Власть как групповой психологический феномен. 2. Лидерство. 3. Руководство.

Наличие цели в группе не обеспечивает активность ее членов в направлении ее достижения. Необходимы отношения, которые бы регулировали активность Влияние - поведение одного человека, способное вносить изменения в поведение другого человека Власть - возможность влиять на других людей Внутригрупповая власть - потенциальное или актуальное влияние, которое одни члены группы могут оказывать на других

Формы психологической власти в малой группе: Лидерство Руководство

Сравнительный анализ лидерства и руководства Общее: Влияние на группу Субординация Организация процессов

Сравнительный анализ лидерства и руководства Лидерство Психологический момент Неформальный руководитель Выбирают Элемент микросреды Нет системы санкций Нестабильное положение Руководство Социальный момент Формальный руководитель Назначают Элемент макросреды Есть система санкций Стабильное положение

Лидерство - … – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. А.С.Чернышов – субординированность позиций участников в зависимости от их ценностных потенциалов и ценность вкладов в жизнедеятельность группы Р.Л.Кричевский

Структура лидерства: Лидер Последователь

Лидер - … – член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий (Р.Л.Кричевский) – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы (Л.И. Уманский) – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.

Механизм выдвижения в позицию лидера Выдвижение в позицию лидера может происходить на основе механизма ценностного обмена (Р.Л. Кричевский, Н.С. Жеребова, Е.М. Зайцева). Схематически это выглядит так: Психологически суть ценностного обмена состоит в следующем: - ценностные характеристики индивидов (значимые свойства лидерства, направленность, умение, опыт и т.д.), - актуализируемые ими в ходе групповой деятельности с пользой для других членов группы и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет - признание (ключевые компоненты статуса лидерства) в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями. Ценностный обмен процесс лидерства межличностное взаимодействие

Теории лидерства Теория черт Человек станет лидером, если обладает определенными чертами: Доминантность Интеллект Уверенность в себе Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость Общительность Масштабность мышления Ситуационная теория Лидера выдвигает ситуация Синтетическая теория Лидером в каждой конкретной ситуации станет тот, кто обладает набором черт, соответствующих требованиям ситуации. Немаловажными являются характеристики последователей

Типология лидерства ОснованиеЛидер может быть… Сфера взаимоотношений Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) Формальный (официальный) Смешанный Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе лидер по определению путей к достижению групповой цели лидер по оптимальному решению технических задач лидер по установлению психологического климата лидер по содержанию групповой атмосферы Функции, реализуемые лидерами лидер-инициатор лидер-организатор (деловой лидер) лидер-эрудит лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) лидер-умелец Типы групповой деятель- ности: инструментальная и экспрессивная инструментальный лидер (функциональный лидер) эмоциональный лидер универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) С позиции организованностилидер-организатор (лидер-созидатель) лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель Характер деятельностиуниверсальный лидер (лидер в любой обстановке) ситуативный лидер По стилю руководстваавторитарный лидер; демократический; либеральный

Выделяют следующие виды лидеров: 1. Лидер – организатор. Суть отношений между лидером и группой можно описать как заключение трансакции (сделки) с каждым из членов группы. 2. Лидер – творец. Привлекает к себе, прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешенными и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей. 3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот его стиль.

4. Лидер – дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет, открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. 6. Лидер – утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относиться к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию. 7. Лидер – реформатор. Способный вдохновить людей на совершение действий, прежде считавшихся невозможным. Часто это называется подвигом. На подвиг людей можно вдохновить лишь в том случае, если они сами чувствуют свою ответственность за достижение общей цели. Лидеры – реформаторы обычно обладают провидческим даром, они философы, но не только теоретики, сколько практики. Практики не в том смысле. Что делаю практическую работу за людей, которыми руководят, а практики в хорошем смысле – люди, практически воплощающие свою мечту, лично убеждая своих последователей в достижимости этой мечты

Типы лидерства (психоаналитический подход): 1. «Соверен или патриархальный повелитель» Лидер в образе строгого, но любимца отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают. 2. «Вожак» В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе. 3. «Тиран» Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер – тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются смирно. 4. «Организатор» Он выступает для членов группы как сила для поддержки «Я – концепции» и удовлетворения потребности каждого, снижает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель» Человек становиться лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков. 6. «Герой» Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер – герой увлекает людей за собой. 7. «Дурной – пример» Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других. 8. «Кумир» Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, идеализируют. 9. «Изгои» 10. «Козел отпущения» Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения Ум и логика Рассудительность Проницательность Оригинальность Концептуальность Образованность Знание дела Речевая развитость Любопытство и познавательность Интуитивность Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество Честность Личностная целостность Смелость Самоуверенность Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Потребность в достижениях Настойчивость и упорство Энергичность Властность Работоспособность Агрессивность Стремление к превосходству Обязательность Участливость Умение заручаться поддержкой Умение кооперироваться Умение завоевывать популярность и престиж Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать Умение убеждать Умение менять себя Умение быть надежным Умение шутить и понимать юмор Умение разбираться в людях

Лидерские стили Необходимость продолжения исследований лидерства привела к смене угла, под которым рассматривалось это явление. От вопроса кто является лидером, перешли к вопросу, что и как лидеры делают, и место подхода с позиции личностных черт занял поведенческий подход. Самая известная нам теория, которую до сих пор используют на практике – это три лидерских стиля К. Левина: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский, либерально-попустительский). Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Содержание трёх стилей руководства КритерииАвторитарный стильДемократический стильПассивный стиль Природа стиля Сосредоточие всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в уста- новлении целей и выборе средств Коммуникационные потоки идут преиму- щественно сверху Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров Принятие решений раз- дельно по уровням на основе участия Коммуникация осуществ- ляется активно в двух направлениях Снятие лидером с себя ответственности и отре- чение от власти в пользу группы/ организации Представление возмож- ности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникация в основ- ном строится на «горизон- тальной» основе Сильные стороны Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обяза- тельств по выполнению рабо- ты через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индиви- дуальной инициативы Демократический стиль требует много времени Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

Руководить – оказывать влияние на одного человека или многих людей таким образом, чтобы они изменяли свое местоположение, свою точку зрения, направление своих мыслей и действий Структура руководства Социальный аспект (администирование) Психологический аспект (авторитет)

Источники влияния руководителя на подчиненных Принуждение Вознаграждение Традиции Харизма Экспертная власть

Принуждение Предполагает жесткую систему контроля со стороны руководителя за всеми этапами и аспектами деятельности подчиненных Средство принуждения - страх «Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой- то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то неприятности»

Вознаграждение Правильно организованное вознаграждение – мощный источник влияния Средства вознаграждения: Деньги Карьера Авторитет и др. «Трудно представить себе типичный способ вознаграждения, который устроил бы самых разных людей»

Традиции устоявшиеся в культуре стереотипные представления о взаимоотношениях руководителя и подчиненных Механизм действия - признавая власть авторитета, я ощущаю себя принадлежащим к группе, а следовательно защищенным «Начальник всегда прав» «Недостойного человека начальником не сделают»

Харизма – власть, основанная на личном влиянии, на отождествлении подчиненного с руководителем Черты харизматичной личности: Обмен энергией Внушительная внешность Независимость характера Хорошие риторические способности Восприятие восхищения своей внешностью Достойная и уверенная манера держаться «Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом»

Экспертная власть Основана на предположении подчиненного о том, что руководитель обладает ценными знаниями в отношении различных рабочих проблем и вопросов «Если человек знает(или считает), что его партнер обладает ценными знаниями в проблемной области, он склонен подчиняться его влиянию»

Стили руководства: Директивный стиль Дела планируются заранее, но цели не известны всем членам группы Информация только у руководителя Принятие решений осуществляет сам Непрерывное наблюдение, единоличный контроль Обратной связи в чистом виде нет. Система санкций, оценок. Приказы и распоряжения идут сверху вниз, носят ясный и четкий характер Делегирование полномочий строго ограничено Кооперативный стиль Подробное изложение ближайших и отдаленных целей Открытый и взаимный обмен информацией Принятие решения совместно с группой Контроль на начальном этапе и за результатом, в промежутке – самоконтроль Непрерывный поток обратной связи. Поощрение успехов Разрешаются обсуждения и замечания Широко используется делегирование полномочий

Результат эффективной работы руководителя - … когда каждый член группы предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач Эффективное руководство всегда должно сочетаться с лидерством «Любому руководителю для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера»

Социально-психологические явления в малых группах Совместимость и срабатываемость Социально-психологический климат(психологическая атмосфера) Принятие групповых решений Моббинг

Литература: 1. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Под. ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», – 264 с. 2.Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. – М.: «ТЦ Сфера», – 544 с. 3.Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, под.общ.ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, – 431 с.