Сочинение на основе художественного текста (часть С ЕГЭ) МОУ «Лицей» Учитель русского языка и литературы высшей категории Майер Елена Николаевна Калачинск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Advertisements

Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Критерии оценивания ответа на задание С1 Ба лл ы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов. (часть С ЕГЭ). Учитель русского языка и литературы Петько Светлана Леонидовна Семинар учителей.
Готовимся к ЕГЭ Часть В. Обособленные члены предложения Автор: Захарьина Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
© МАКАРЕНКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ, 2010 ЛИЦЕЙ 1580 КЛАСС 11-4 ЕГЭ по русскому языку Критерий 4: Аргументация собственного мнения.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО РАССКАЗУ А.П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» Без доброты и сострадания нет человека…
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». 10 класс Учимся писать КОММЕНТАРИЙ Гречух Наталья Ивановна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная.
Цель: формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством написания аргументов к сформулированной проблеме. Задачи: Формирование языковой,
Требования к сочинению. Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.
Транксрипт:

Сочинение на основе художественного текста (часть С ЕГЭ) МОУ «Лицей» Учитель русского языка и литературы высшей категории Майер Елена Николаевна Калачинск 2011 Урок-практикум в 11 классе

Цели: - закрепить навыки работы над пониманием художественного текста при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); - отработка умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям; - совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям.

(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике. (5) Многие считают, что главное «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит не поймаешь! (11) Не всё ли равно кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку. (17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности. (По Л. Пирожковой)

Критерии оценивания ответа на задание С1. К 1. Формулировка проблем исходного текста - Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. – 1 балл - Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. – 0 Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Автор текста рассуждает о речевом портрете личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова поднимает проблему: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста - Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. – 2 балла - Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста. – 1 балл - Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. – 0 Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что в наши дни культура речи стремительно обесценивается. Каждому из нас приходилось сталкиваться с людьми, внешне приятными, но после нескольких минут общения с ними чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета.

К 3. Отражение позиции автора исходного текста - Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. – 1 балл - Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. - 0 Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует человека в глазах окружающих. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, « выращивать его, избавляясь от слов- сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности».

К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме - Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). – 3 балла - Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. – 2 балла - Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. – 1 балл - Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. - 0

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов, отчего ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал. Еще одним примером совершенствования речевого портрета может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать профессиональным оратором, оставившим яркий след в истории.

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

а) Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. …Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. … Но чаю он не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару… Потом его похоронили и забыли. Однако без него жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было его, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.... Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. (Рассказ А.П.Платонова «Юшка»)

б)- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. Все отзывы …о ней были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить … выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым. Платон Человек есть тайна. Ф.М.Достоевский

Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку». Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит». Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается». Образ жизни, поведение: «…жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной; после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей».

Словарь синонимов русского языка: Беспутный – см. безнравственный. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: Беспутный (разг.) – легкомысленный, неосновательный, беспорядочный. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой: Беспутный – 1) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни. 2) Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный. БЕСПУТНЫЙ

… После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей. - «Чего ты чумазым ходишь, детей пугаешь!»– кричали женщины и сердито качали головой. Он жаловался… - они смеялись… «…в ветхом домишке», «избушка», «в маленькой каморке»…- «большая картина». Портрет Сашки Бозина – портрет ангела.

Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак