Урок русского языка в 10 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме « Простое осложнённое предложение » на основе текстов художественной литературы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А 20 Тренинг Предложения с союзом И merelenko-su.uCoz.ru.
Advertisements

Дверь-ассоциативное мышление. Простое осложнённое предложение.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение изученного материала по темам: «Уточняющие члены предложения»; «Вводные слова»; «Предложения с обращениями». Работа с тестами в паре (как один.
Предложения определенно-личные. Цель : дать понятие определенно-личных предложений; формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения;
Интеллектуальная викторина по русскому языку. 5 класс. "Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация"
Синтаксис и пунктуация Повторение 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
КОПЫЛОВА Л.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 8 класс Тема урока: «Предложения с обращениями и вводными словами»
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Систематизация и обобщение знаний по теме «Наречие» Выполнила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина.
Здравствуйте, садитесь. Доброе утро, ребята! Я очень рада, потому что вновь вижу вас, и мы сей час займёмся интересной работой.
Синтаксис и пунктуация. 5 класс Тестирование по теме «Синтаксис» при подготовке к ЕГЭ в 5 классе. Матюшина Галина Ивановна.
1. Проверь свой ответ на вопрос, нажав на кнопку. 2. При положительном ответе (их один или два), кнопка изменит цвет на зелёный и появится кнопка изменит.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Урок русского языка. 5 класс. Однородные члены предложения.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Подготовка к ЕГЭ 11 класс Землянкина Марина Алексадровна, учитель русского языка и литературы МОУ « Уртазымская средняя общеобразовательная.
Была ли любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского искренней и чистой? Выполнил ученик 10 класса Бейсеков Нуржан.
У, всё, получится, нас, сегодня.. У нас всё сегодня получится.
Транксрипт:

Урок русского языка в 10 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме « Простое осложнённое предложение » на основе текстов художественной литературы, изучаемых в 10 классе. а Составитель Слатинская Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 8 г. Конаково Тверской области.

Орфографическая разминка. Орфографическая разминка. Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам : Соприк.. сновение с действительностью, бесплодные сож.. ления, созд.. вал улучшения, прогр.. ссивная инт.. лл.. генция,.. патия ко всему, ярко забл.. стали, соб.. рается прославиться, неприм.. римо вр.. ждебные силы, подп.. рать ногами, р.. в.. люционные д.. мократы. 1. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова»; 2. орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»; 3. орфограмма «Чередующаяся безударная гласная в корне слова».

Проверяем ! орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова» сожаление создавал прогрессив- ная непримиримо враждебные орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» апатия революционные демократы интеллигенция орфограмма «Чередующаяся безударная гласная в корне слова» соприкоснове- ние заблистали собирается подпирать

Чем может осложняться простое предложение ? Простое предложение осложняется однородны ми членами обособленн ыми членами уточняющи ми членами вводными конструкци ями обращением

Расставьте знаки препинания. Чем осложнены данные предложения ? 1) Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа. Из какого произведения примеры? Кто его автор? 3)Под влиянием различных смутных чувств сознания уходящей жизни желания новизны она заставила себя дойти до известной черты заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну а пустоту… или безобразие. 2)Небольшая низенькая комнатка была очень чиста и уютна и убрана довольно роскошно но без особого вкуса.

Проверяем ! 1) Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Все предложения осложнены однородными членами. И. С. Тургенев « Отцы и дети » 3) Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну, а пустоту … или безобразие. 2) Небольшая низенькая комнатка была очень чиста, и уютна, и убрана довольно роскошно, но без особого вкуса.

Работа с заданием А 19 ЕГЭ по русскому языку. Каждое изделие народного искусства является памятником духовной жизни народа ( ) и его корнями, питающими современную культуру. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Работа с заданием А 19 ЕГЭ по русскому языку. Работа с заданием А 19 ЕГЭ по русскому языку. Величественная красота моря ( ) и его беспредельная даль сразу очаровывают человека, впервые оказавшегося на морском берегу. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. 4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Работа с заданием А 19 ЕГЭ по русскому языку. Работа с заданием А 19 ЕГЭ по русскому языку. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу ( ) и видны были стволы мачт. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. 4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член. 3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения. 2) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения. 1) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение. 1) Николай Петрович быстро обернулся, и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку. Попробуйте назвать произведения, примеры из которых здесь приведены. Кто их автор ? 3) Сидя подле неё разговаривая с нею, о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз, и улыбки относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастью. 2) То был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста, приятной наружности, с тёмно- серыми глазами гулявшими, беспечно по стенам.

Проверяем ! Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку. (обособл. обст. и обособл. опр.) И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Проверяем ! То был человек лет тридцати двух- трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно- серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам. (обособл. опр. и однор. несогл.опред.) Илья Ильич Обломов из романа «Обломов». И.А.Гончаров

Проверяем ! Сидя подле неё, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз и улыбки, относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастью. (обособл.обст., обособл.опр.) Андрей Болконский и Наташа Ростова. «Война и мир». Л.Н.Толстой

Работа с заданием А 20. Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? 1) 1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Работа с заданием А 20. Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? 1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 3, 5 3) 2, 3, 4, 5 4) 3, 5

В 5. Среди предложений 1–5 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений. (1) Весь следующий день прошел в ожидании норд - оста северного ветра, нудно дующего с окрестных холмов. (5)Грязно-серые сети и развешанная на бечевках рваная роба дополняли пейзаж. (4)В песчаных прибрежных пещерах, выбитых в желтых сухих утесах, жили рыбаки загорелые оборванцы с женами и полуголыми детьми. (3)Устав от бесплодного ожидания бури, я поехал на Северную сторону. 2)На сигнальной мачте с рассвета висел штормовой сигнал черный конус и черный квадрат.

В предложениях из романа И. А. Гончарова « Обломов » расставьте знаки препинания, выделите вводные конструкции, обращения. Счастливый, сияющий, точно « с месяцем во лбу » по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами : « Ольга ». Что же погубило тебя Илья? Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине.

Проверяем ! Счастливый, сияющий, точно « с месяцем во лбу », по выражению няньки, пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами : « Ольга ». ( вв. сл.) Что же погубило тебя, Илья? (обращ.) Дом Обломовых, бог знает отчего, всё беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. (вв. сл.) К зиме, однако ж, свидания их становились всё реже наедине. (вв. сл.)

Работа с заданием А 21 В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 4) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 2) 2, 3 1) 1, 2

Работа с заданием А 21 За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 4) 1,5 3) 1,2,3,4 2) 1,2,5,6 1) 1,2

Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор. 1) Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. Из каких произведений примеры? Кто автор? 4) Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. 3)Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. 2)Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему.

Проверяем ! 1) Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. ( Осложнено однородными членами и обособленными определениями.) 2)Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему. (осложнено уточняющим членом.) Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание». Ф.М.Достоевский

Проверяем ! 4) Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. ( Осложнено обособленным обстоятельством, однородными членами.) Из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Выводы по уроку. Какой теме был посвящён урок ? Д/з упр Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений? Какие литературные произведения сегодня вспомнили? Чем могут осложняться простые предложения?

Спасибо за работу на уроке.