«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
Advertisements

Дискуссия (от лат.discussio-рассмотрение, исследование)
Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г.
1. Обзор проблемно - дискуссионных форм организации воспитательной работы. Д. В. Чернов, к. и. н., научный руководитель ЦДТ « Содружество ». 2. Дискуссионные.
Дискуссия. Основы организации дискуссии. Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков)
Интерактивные методы в работе социального педагога Социальный педагог МБОУ «Илезская СОШ» Е.А.Байковская.
Дискуссионные методы Активного обучения: назначение, классификация, психологический механизм воздействия Дискуссионные методы – это вид методов активного.
Учебная дискуссия как метод активного обучения Муниципальное учреждение образования города Мурманска Городской информационно-методический центр работников.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Проблема общества – конфликт между родителями и ребенком.
Технология аксиологической групповой проблемной работы (Дискуссия) описание технологии: Поляков Сергей Данилович Технологии воспитания – М, 2002.
Шкута Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 43 х.Бараниковского Технология проблемного диалога и личностного развития учащихся.
Формирование самостоятельной познавательности через технологию дебаты Кожевникова Наталья Николаевна учитель истории МОУ СОШ 22.
Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
Метод дискуссии в преподавании истории и обществознания Презентацию подготовила учитель: Нигматулина Г.В.
1 Методические рекомендации по организации групповой работы Карпова Алла Витальевна, методист отдела УМР, 2012 г.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению.
Транксрипт:

«Как вести дискуссию»

Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы и объема обсуждаемого материала Четкое определение темы и объема обсуждаемого материала Умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию Умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию

Плюсы и минусы дискуссии: «+» Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений «-» Ход дискуссии трудно прогнозировать Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать

Этапы дискуссии: Этап 1-ый, введение в дискуссию: Формулирование проблемы и целей Формулирование проблемы и целей Создание мотивации к обсуждению Создание мотивации к обсуждению Установление регламента и основных этапов Установление регламента и основных этапов Совместная выработка правил дискуссии Совместная выработка правил дискуссии Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий

Приемы введения в дискуссию Предъявление проблемной ситуации Предъявление проблемной ситуации Демонстрация видеосюжета Демонстрация видеосюжета Демонстрация материалов (статей, документов) Демонстрация материалов (статей, документов) Ролевое проигрывание проблемной ситуации Ролевое проигрывание проблемной ситуации Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему Постановка проблемных вопросов Постановка проблемных вопросов Альтернативный выбор Альтернативный выбор

Этапы дискуссии: Этап 2-ой, обсуждение проблемы: Обмен участниками мнениями по каждому вопросу

Функция ведущего: Сформулировать цель и тему дискуссии Установить время дискуссии Заинтересовать участников дискуссии Добиться однозначного понимания проблемы Организовывать обмен мнениями Активизировать пассивных Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы Не допускать отклонения от темы Уточнять неясные положения Помогать группе прийти к согласованному мнению Четкое подведение итогов

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения Уточняющие вопросы Уточняющие вопросы Парафраз Парафраз Демонстрация непонимания Демонстрация непонимания «сомнение» «сомнение» «альтернатива» «альтернатива» «доведение до абсурда» «доведение до абсурда» «задевающее утверждение» «задевающее утверждение» «нет – стратегия» «нет – стратегия»

Этапы дискуссии Этап 3-й, подведение итогов обсуждения Этап 3-й, подведение итогов обсуждения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения Совместная оценка эффективности дискуссии Совместная оценка эффективности дискуссии

Как руководить дискуссией в классе? 1. Приглашайте к участию стеснительных детей 2. Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому 3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять 4. Вытягивайте больше информации 5. Не отвлекайтесь от предмета дискуссии 6. Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли 7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей

«ПОПС» - формула «П» - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что… «О» - обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) …потому, что… «П» - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) … например… «С» - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию вашей позиции) … поэтому…

Подведение итогов обсуждения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу

Правила поведения в дискуссии Я критикую идеи, а не людей Я критикую идеи, а не людей Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Схема размещения в пространстве участников дискуссии – участник коммуникаций - стол

Схема размещения участников дискуссии в пространстве аудитории «А»

«Б»

«В»

Виды групповых дискуссий «Круглый стол» «Круглый стол» «Дебаты» «Дебаты» «Аквариум» «Аквариум» «Эстафета» «Эстафета» «Вертушка» «Вертушка» «Мозаика» «Мозаика» Соревнование Соревнование Прогрессивная дискуссия Прогрессивная дискуссия Конференция Конференция Займи позицию (шкала мнений) Займи позицию (шкала мнений)

Организационные методики, используемые в проведении дискуссии «Вопрос-ответ» «Вопрос-ответ» «Обсуждение вполголоса» «Обсуждение вполголоса» «Клиника» «Клиника» «Лабиринт» «Лабиринт» «Эстафета» «Эстафета» Свободноплавающая дискуссия Свободноплавающая дискуссия

Правила ведения дискуссии для участников: 1. Не говори больше, чем нужно 2. Не говори меньше, чем нужно 3. Не отвлекайся от темы 4. Стремись решить проблему 5. Не говори неправду 6. Выражайся ясно 7. Умей слушать и понимать мнение собеседника