Особенности авторской песни Цурунова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Верхнетуломская СОШ Кольского района Мурманской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Авторская песня
Advertisements

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ 6 «В» КЛАССА ПОДГОТОВИЛИ: КИРИЛЛОВА.Н. СИБРЕНКОВА.А. ТРУСОВА.Н. КОЮШОВА.Г. ГУРЫЛЁВА.Д.
Поэзия, которую поют… Встреча первая Из истории бардовской песни Коллективный творческий проект 2008.
Особенности русской рок-поэзии Цурунова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Верхнетуломская СОШ Кольского района Мурманской области.
Бардовская песня. Направление: Песня Истоки: СтуденческаяСтуденческая и туристическая самодеятельность туристическая самодеятельность Место и время возникновения:
Авторская песня.. Авторская песня, или бардовская музыка песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями.
Бардовская песня Поэты-барды Иванов Александр, ученик 11класса МБОУ СОШ76.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ 2 р.п.Дергачи» Саратовской области Тема проекта: Авторская песня. Автор: Балашова Наталья Николаевна,
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
« Я люблю, и значит я живу!» (по творчеству В.Высоцкого) Литература (развитие речи) 11 класс Недугова Галина Ивановна МБОУ ЦОР с. Рыркайпий Иультинский.
Поэзия трубадуров, миннезингеров и вагантов Презентацию составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Турушева Любовь Ивановна.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Заключительный этап работы над проектом: Поэты- « шестидесятники»
Театр и музыка едины Работу выполнили учащиеся 10А класса ГБОУ СОШ 901: Толчина М., Белышкова М. Руководитель: Гуженко Т.В. Часть 1.
Тема урока Театр и музыка едины Учитель истории СОШ 41 Константинова Елена Петровна.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Учитель русского языка и литературы, Высотина Екатерина Автономовна/
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
«Будет ныне учреждён Наш союз вагантов Для людей любых племён, Знаний и талантов.» ( из поэзии вагантов)
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Транксрипт:

Особенности авторской песни Цурунова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Верхнетуломская СОШ Кольского района Мурманской области

Цель: на основе рассмотрения особенностей авторской (бардовской) поэзии формировать гуманистическое мировоззрение и художественный вкус старшеклассников

Заявленная цель предполагает решение следующих задач: сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная); продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная);

развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных», философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных», философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу ); (развивающая);

содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувство собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности старшеклассников, развитию духовного начала (воспитательная).

Словарь: Словарь: диалогичность диалогичность синтетичность синтетичность словоцентричность словоцентричность интертекстуальность интертекстуальность

Эпиграф И я, забывшись в песенном бреду, Как заклинанье, повторяю снова, Что музыкант лишь тот, кто слышит слово, Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу. А. Розенбаум. «Музыка или стихи».

Авторская песня Т Трубадуры М Менестрели иннезингеры В Ваганты Б Барды…

Трубадуры: (Франц., серед. XII в. – серед.XIV в.) Рыцари, являвшиеся неплохими поэтами и певцами (art de trobas «искусство сочинять»), воспевали идеальную любовь мужчины и женщины.

Идеалом возлюбленной рыцаря-трубадура была земная женщина, но не простая, а самая прекрасная, самая чистая и благородная, напоминающая собой Деву Марию. Относился же рыцарь к своей Прекрасной Даме с трепетным восхищением и поклонением.

Менестрели: Происходит от позднелатинск. ministerialis «состоящий на службе». Это профессиональный музыкант и поэт, но не свободный, а находящийся на службе у феодала или того же трубадура.

Менестрели исполняли песни, восхваляющие своего господина, или пели песни, сочиненные своим господином тем же рыцарем-трубадуром.

Миннезингеры: немецкие рыцарские поэты и музыканты (в перев. с немецкого «minnesinger» означает «певец любви»). Чаще всего пели о любви. Их песни простые и лаконичные строгие, даже суровые, в них больше размышлений, чем горячих чувств.

Ваганты: существовали в Европе в XIIXIII вв. (в перев. с лат. vagantes значит «бродячие», «скитающиеся»).

Ваганты на латинском языке слагали сатирические, застольные, студенческие и любовные песни, а также многочисленные песенные пародии, высмеивающие богатых и высшее церковное духовенство.

Барды Англ. слово кельтского происхождения. Барды были древними певцами-сказителями у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.

Барды пели самые различные песни: героические баллады, религиозные, боевые, лирические, сатирические...

Когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племён

Высшая власть у кельтов принадлежала друидам (главным духовным руководителям и учителям мудрости кельтов).

Служителей кельтских богов называли евбагами (совершали обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда выполняли обязанности судей).

Третьим звеном были барды мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и воспевавшие мир и любовь.

Авторская песня Т рубадуры Менестрели Миннезингеры Ваганты Барды… Какое из названий, по-вашему, оказывается самым точным и самым подходящим для русских авторов-певцов?

Бард – поэт, музыкант, исполнитель собственных песен. Перед вами рисунок Марата Кима. Как вы думаете, какую мысль хотел передать художник? Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

В 1157г. в Киеве появилась книга-песенник, где над строками кириллицы воспроизведены музыкальные знаки. В 1157г. в Киеве появилась книга-песенник, где над строками кириллицы воспроизведены музыкальные знаки г. – дата создания знаменитого Слова о полку Игореве, написанного в ритмически- напевной форме 1187 г. – дата создания знаменитого Слова о полку Игореве, написанного в ритмически- напевной форме Важнейшей чертой средневекового русского искусства была его синтетичность. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах искусства. Важнейшей чертой средневекового русского искусства была его синтетичность. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах искусства.

– – Как вы понимаете значение слова «СИНТЕТИЧНОСТЬ»? – Синтез каких видов искусства характерен для песенной лирики?

«Особенности авторской (бардовской) песни». 1) 1) Синтетичность (синтез музыки и стихов); 2) …

Вопросы: – Понравилось ли вам произведение? Почему? – Как звучит песня, какова её интонация? – Какие образы, ассоциации рождает текст песни? – Какие ключевые слова вы выделили? – Какая задача ложится на музыку, а какая на стихи?

«Особенности авторской (бардовской) песни». 1) 1) Синтетичность (синтез музыки и стихов); 2) 2) искренность, задушевность, ; диалогичность ; 3) 3) …

Что же доминирует в бардовских произведениях: мелодия или стихи ?

По жанру авторская песня – песня - новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.

Вывод: музыка в произведениях бардов откровенно подчинена содержанию

Специфика жанра состоит в его С Л О В О Ц Е Н Т Р И Ч Н О С Т И, т.е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.

«Особенности авторской (бардовской) песни». 1) 1) Синтетичность (синтез музыки и стихов); 2) 2) искренность, задушевность, диалогичность; 3) 3) словоцентричность (особая, акцентированная роль слова); 4) …

Интертекстуальность – художественный прием, основанный на свойстве текста включать в себя другие тексты или отсылать читателя к ним.

Три основных интертекстуальных приёма: цитата – реминисценция – аллюзия – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста-источника видоизмененное, но узнаваемое заимствование намёк на другой текст, событие, явление, лицо, которое должно быть известно читателю

«Особенности авторской (бардовской) песни». 1) 1) Синтетичность (синтез музыки и стихов); 2) 2) искренность, задушевность, диалогичность; 3) 3) словоцентричность (особая, акцентированная роль слова); 4) 4) интертекстуальность.

Можно ли считать авторскую песню наследницей традиций русского поэтического слова?

Основные этапы формирования авторской песни Хрущёвская «оттепель»: период начавшегося процесса реабилитации личности, превращения бездумных «винтиков» государственной машины в самостоятельно мыслящих индивидуумов, готовых взять на себя ответственность как за свои действия, так и за судьбы мира, за всё происходящее вокруг.

Любимые герои авторов-исполнителей: альпинисты, геологи, моряки, лётчики, солдаты, спортсмены, циркачи, «короли» городских дворов … (отважные, сильные, верные, рисковые люди – им можно доверять, на них можно положиться в трудной ситуации) Романтические идеалы. Основные образы-мифологемы: образы друга или дружбы, образ дороги как линии жизни, пути испытаний и надежд, пути к познанию себя

. 2. Вторая половина 1960-х гг. – начало 1980-х годов: крушение надежд на гуманизацию общественного устройства, вместо эйфории социального оптимизма – апатия и цинизм. Авторская песня стала единственным островком духовной свободы. Голос барда – голос совести больного общества. Ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить свои идеалы и редеющий дружеский круг. Песня протеста.

3. 3. С середины 1980-х гг. – по настоящее время: авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество. В настоящее время жанр авторской песни переживает творческий кризис.

Чему научило меня общение с бардами ?

Литература: Андреев Ю.А. Андреев Ю.А. Наша авторская…: история, теория и современное состояние. – М.: Молодая гвардия, – 271 с. Авторская песня: сборник / Авторская песня: сборник / сост., авт. предисл., ст. и ввод. заметок В.И. Новиков. – М.: АСТ: Олимп, – 511 с. – (Школа классики: ШК: Книга для ученика и учителя). Популярная история музыки Популярная история музыки / Автор-сост. Е.Г. Горбачёва. – М.: Вече, – 512 с., илл. (32 с.) Якименко Р.В. Якименко Р.В. «Слова и ноты»: художественный синтез в бардовской и рок- лирике на уроках литературы в 11 классе // Русская словесность. – – С. 26 – 30.