Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК Выполнена Учителем ГОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Advertisements

Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Определите тему Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А.С.Пушкин) Всем хорошим во мне я обязан.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Урок русского языка в 9 классе Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Транксрипт:

Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК Выполнена Учителем ГОУ Лицей 1523 Михайловой Екатериной Викторовной Тема: Система упражнений по обучению сжатому изложению с целью формирования и развития точности и лаконичности связной речи школьников. (Ключевые слова). Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению.

Цель: учить осуществлять компрессию(сжатие) воспринятой информации

Должен получиться не тезисный план или конспект, а связный, логичный текст, соответствующий всем признакам текста.

СЖАТИЕ ТЕКСТА План Полное содержание текста, но определенными средствами компрессии СЖАТИЕ ТЕКСТА ПЛАН Полное содержание текста, но определенными средствами компрессии

Способы сжатия текста Исключение подробностей, деталей; Обобщение конкретных единичных явлений; Сочетание исключения и обобщения (упрощение).

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Содержательная обработка Языковая обработка прослушанного текста Извлечение нужной Умение лаконично Информации передать информацию различными приемами Содержательная обработка прослушанного текста Языковая обработка прослушанного текста

Основные приемы содержательной компрессии текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее )-понимание главного и передача своими словами.

Основные приемы языковой компрессии: 1. Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым. 2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. 3. Слияния: слияние нескольких предложений в одно.

Основные средства связи между предложениями в тексте Слова-заместители Лексические повторы Соответствия видовременных глагольных форм Предлоги Анафора и эпифора Параллелизм Противопоставление Вопросительные предложения Союзы Порядок слов в предложении (прямой и обратный) Последовательность в изложении мыслей Слова-организаторы логических связей Вводные слова, организующие порядок высказывания

Как писать сжатое изложение (памятка для учащихся) После первого чтения: - определите его тему, - обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая - второстепенной. - сформулируйте основную мысль, - определите стиль текста, тип речи, особенности композиции, - выясните значение непонятных слов. - составьте подробный план, выделяя микротемы.

Как писать сжатое изложение (памятка для учащихся) Прослушай текст во второй раз. - Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части (слова – сигналы), наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. - Определи способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение); - Составь сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами; - Напиши сжатое изложение каждой части, свяжи их между собой, чтобы получился текст.

Как писать сжатое изложение (памятка для учащихся) Отредактируйте черновик, обращая внимание на: А) точность передачи сюжета, фактов, логики развертывания текста, связь между предложениями и микротемами (последовательность), членение на абзацы; Б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания, нет ли лишних деталей, ухода от темы; В) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста; Обладает ли текст законченностью; Г) соблюдение лексических и грамматических норм (лексическое значение слов, сочетаемость; Д) орфографическое и пунктуационное оформление текста. Перепишите текст, затем внимательно его проверьте.

Варианты заданий

Работа с текстом. Ознакомительное чтение текста учителем с предварительной постановкой задачи (общие вопросы) О чём идёт речь в тексте? Какова тема? Кто автор текста? Читали ли вы произведения …. (автора) или на эту тему….? Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ? Какое название этому тексту дали бы вы? Автор назвал его…. Почему он выбрал такое название? Запишите свой вариант названия. Какого стиля текст? Докажите. Какие художественные средства использует автор? Что этим достигает? Перечислите.(Эпитеты:……….; Метафоры……. И т.д.) Сколько абзацев? Основная мысль каждого. Ключевые слова. Выделите основную и второстепенную информацию.(От какой можно отказаться информацию?) Как кратко передать содержание прямой речи, диалога? Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать именно эту мысль? Какие вам кажутся наиболее весомыми?

Работа с текстом. (по произведению И.Тургенева «Воробей») Попробуйте определить, что роднит данное произведение с известными вам поэтическими произведениями, и ответьте на вопрос: почему Тургенев назвал своё произведение стихотворением в прозе? Это произведение глубоко лирично, эмоционально, поэтому так много в тексте восклицательных предложений, передающих разные чувства героя и автора. Выражение чувств, эмоций, краткость формы, особый ритм – всё это позволило Тургеневу определить жанр своего произведения как стихотворение в прозе. Выпишите те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения. Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний: собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу, смущённый воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса, замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание) герой: удалился, благоговея, благоговел.

Что обозначает данное слово? (предлагается ребятам определить значение слова благоговение с помощью толкового словаря) (Благоговение – высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо. ) Что вызывает огромное уважение автора? Чем он восхищается? (огромной силой любви маленькой птицы по отношению к своему детёнышу) Какую мысль (очень важное открытие) пытается донести до нас, читателей, И.С. Тургенев? ( Любовь к своему ребёнку - сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь - к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель). В русском языке есть выражение воробьиная душа. Как вы думаете, что оно обозначает? (трусливая натура)

В данном тексте, какое значение имеет слово воробей? (воробей – символ жертвенной любви; смелая птица, готовая пожертвовать собой ради спасения своего детёныша) И.С. Тургенев назвал своё произведение Воробей. Какие названия могли бы предложить для этого текста вы? Попробуйте в названии выразить тему или основную мысль текста. (Тема: спасение жизни детёныша, тема всепобеждающей любви. Идея: любовь – всепобеждающая сила. Только любовью держится и движется жизнь) Что значит сжатое изложение? Подберите синонимы к слову сжатое (краткое, сокращённое, уменьшенное). Как вы думаете, о чём обязательно нужно написать, а что можно опустить (сократить)? Прочитайте текст ещё раз, вычёркивая, на ваш взгляд, не совсем важную информацию. Прочитайте получившийся сокращённый вариант текста. Передаёт ли он суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста? Если да, то вы можете взять его за основу и написать сжатое изложение.

Варианты заданий работы с текстом. Какие слова создают звуковой фон текстов? Какое впечатление создается при чтении этих текстов? Настроение? С помощью каких изобразительно-выразительных средств усиливается определенное ощущение? Работа с ключевыми словами (все вместе). Выпишите в тетрадь ключевые слова (слова- подсказки, относящиеся к каждому из текстов). Оставьте строчку для названия. Сопоставляя названия известных произведений классической музыки с содержанием текстов, определите, о какой пьесе говорится в каждом из них. Запишите названия текстов перед каждой группой ключевых слов.

Ключевые слова Сочетания «ключевые слова», «ключевое слово» общеизвестны и широко используются в школьной и вузовской практике преподавания филологических дисциплин, прежде всего на занятиях по лингвистическому анализу текста.

Читая, подчеркните ключевые слова текста. Дальше, ключевые слова следует складывать в смысловые ряды. представьте, что вы - поисковая машина, которая должна по отрывкам воспроизвести текст. На третьем этапе следует из смысловых рядов формировать основную мысль текста. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие в предложениях. Но не обязательно должен быть ключевое слово в каждом предложении! Смысловой ряд - это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.

Понимание текста сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формам, отметить в каждом абзаце центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким образом единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста.

ПАМЯТКА Теперь, вы должны читать текст в три этапа: первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте, второй раз читая ключевые слова следует выписывать на листок смысловые ряды на третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту(основную идею) текста. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания, и не будет выполняться автоматически

Работа над составлением плана. (примерные вопросы) - С какой целью составляем план текста? - Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль) - Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему). - Прочитайте 1-й абзац.2-ой… О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить? (На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

Методы компрессии текста, ключевые слова 1 микротема ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ _______________________________ 2 микротема ___________________________________________ ___________________________________________ __________________________________ 3 микротема ___________________________________________ ___________________________________________ __________________________________ 4 микротома ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ _______________________________ 5 микротема ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ _______________________________ 6 микротема ___________________________________________ ___________________________________________ __________________________________ Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же что- то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её стра­ницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

Ведущий тип речи – описание. (вариант текста) Книга – одно из величайших созданий человечества. У современной книги было немало прообразов в древности. Первые книги были рукописные: глиняные, деревянные, папирусные, пергаментные, восковые. Вот, например, как выглядела восковая книга: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли желтым или черным воском. Первая и последняя страницы воском не покрывались. Позже, когда появилось книгопечатание, появились бумажные книги.

Ведущий тип речи – рассуждение. (вариант текста) Попав в библиотеку, я был поражен огромным количеством книг. Нестерпимо захотелось прочитать многие из них. Но как же выбрать интересную мне? - А знаете ли вы, что выбор книги - дело чрезвычайно важное?- спросила меня Ольга Ивановна. Она справедливо отметила, что каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как правильно это сделать. Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните имя ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, это поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Во-вторых, ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге. Итак, вы выбрали книгу и готовы к чтению. В добрый путь!

Ведущий тип речи – повествование. (вариант текста) Мы стояли на берегу моря, которое казалось уснувшим и неподвижным. Небо все ниже и ниже склонялось над ним, словно хотело понять, о чем шепчут неугомонные волны. - Стас, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку. В это время к нам подошел мой одноклассник – Мишка Козин. Он только недавно пришел к нам в класс, поэтому его мало кто знал. Наружность его была замечательна. Он был огненно, немыслимо ярко рыж и необыкновенно конопат. Мишка был весь усеян веснушками разных видов и мастей. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Увидев Козина, все стали переговариваться, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, весело засмеялись. Он бросил свой старый дерматиновый портфель на мокрый песок и вдруг увидел у меня в руках книгу. Мишка замер и благоговейно, словно святыню, взял у меня ее из рук. - Стас, дай мне, пожалуйста, книгу. Я так давно мечтал прочитать ее.

Примерные задания к текстам Ведущий тип речи – описание. (вариант текста) Ведущий тип речи – рассуждение. (вариант текста) Ведущий тип речи – повествование. (вариант текста) Какова тема текста? Какова основная мысль текста? (Каков стиль текста? Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? Какова позиция автора? Определить количество абзацев и микротем: Обработать несколько методов сжатия (замену СПП - ПП, Однородные члены - обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно). Сделать компрессию одного - двух абзацев, а дальше самостоятельная работа. Подведение итогов работы в группах Чтение получившихся текстов Какие приемы компрессии текста вы использовали?

Задание Составление миниатюры. Ваша следующая задача – составить сочинение-миниатюру, используя ключевые слова. Темы миниатюр: 1) Книга – наш друг и советчик; 2) Минуты радостного общения с книгой; 3) Моя первая книга.

Ключевые слова, в разной степени отражая процесс компрессии в тексте, обеспечивают связь между его глубинными и поверхностными структурами. Состав, сохранность и иерархия ключевых слов могут быть выявлены в лингвистическом эксперименте с применением методики перифразирования.

«ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ» Задания с поиском ключевых слов – традиционны. Задания «от противного».По данным ключевым словам составить свой текст. Задания, связанные с применением приемов компрессии: - по данным микротемам создать свой текст (сжатый/подробный). - насытить текст «лишней информацией».

«Собрать текст» На карточках фрагменты разных текстов. Необходимо собрать логически и по смыслу связный текст. На выданной карточке список микротем по порядку. Даны другие карточки с разбросанными фрагментами текста. Составить связный текст по заданному образцу.(Микротемы) Найти соответствия. Микротема -фрагмент.

Методы и приемы работы на уроке. 1. На примере готового текста выделение ключевых слов. 2. Создание своего текста с готовыми ключевыми словами. 3.Самостоятельный подбор ключевых слов и последующее создание текста.(10-минутка) 4.Отбор «лишней» информации. 5. Создание текста с «лишней» информацией.

1.Определите тему текста. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова. Как они соотносятся? 2. Определите тип речи. Какой прием организует композицию текста? 3.Укажите смысловые части, докажите, что это смысловые части. 4. Выделите в них ключевые предложения. 5.Составьте цитатный план. Определите тип речи в каждой смысловой части. 6.Как осуществляется связь между предложениями в смысловых частях и между смысловыми частями? Подчеркните эти языковые элементы и охарактеризуйте их.. Сколько их? Как вы объясните их частую употребительность в тексте? 7.Составьте сжатый текст, используя приемы компрессии. Между древней русской литературой и новой существует решительное различие в темпах и типе развития. Давно уже было обращено внимание на то, что средневековые литературы развиваются медленнее, чем литературы нового времени. Одна из причин состоит в том, что писатели и читатели не стремятся к новому как таковому. Новое для них не является само по себе некоторой ценностью, как это типично для XIX и XX веков. Писатели и читатели нового времени ищут новизны – новизны идей, тем, способов выражения и т.д. Произведение новой литературы воспринимается его читателями во времени. Для читателя нового времени далеко не безразлично, когда создано произведение, в каком веке и в каком году, при каких обстоятельствах. Для читателя современной нам новой литературы ценность произведения возрастает, если оно появилось только что, является «новинкой». Это отношение к «новинкам» поддерживается в новое время критикой, журналами и средствами современной быстрой информации, а также модой. Если придерживаться распространенного деления эпох на эпохи привычки и эпохи моды, то Древняя Русь, безусловно, принадлежит к эпохам привычки. В самом деле, в Средние века историческое отношение к литературе отсутствует. Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение, чему посвящено произведение и кем оно создано: какое положение занимал или занимает автор, в первую очередь насколько он авторитетен в церковном и государственном отношении. Поэтому все произведения располагаются как бы на одной плоскости – старые и новые. «Современная литература» для каждого времени в Средние века – это то, что читается сейчас, старое и новое, переводное и оригинальное. Поэтому отправной точкой движения литературы вперед служат не только что появившиеся, «последние» произведения, а вся сумма литературных произведений, наличествующих в читательском обиходе. Неподвижность способов изображения соответствует вере в неподвижность и неизменяемость мира. Задача автора состоит в том, чтобы выявить в мире вечное, неизменяемое. Художественный метод нового времени, при котором автор стремится к наглядности, конкретности и индивидуальному, требует обновления художественных средств, их «индивидуализации». Абстрагирующий же метод Средневековья, стремящийся извлечь общее, убрать индивидуальное и конкретное, не требует обновления и довольствуется общим, бывшим «всегда». Принято говорить, что Средневековая литература традиционна. Под традиционностью подразумевается приверженность к старым формам и старым идеям. Но для Средневековья, как я уже сказал, вообще не существует «старого» и «нового». Здесь ценность в другом: в приверженности средневековой литературы к литературному этикету, к стремлению облекать содержание в приличествующие данному содержанию формы, своеобразная церемониальность литературы. Вот почему в Средние века движение вперед совершается в недрах каждого жанра летописей, жанры ораторских произведений развиваются и вместе, и отдельно от житий и т.д. Поэтому одни жанры опережают развитие других, имеют в своем развитии индивидуальные отличия от других. Все это необходимо учитывать при рассмотрении исторического значения тех или иных литературных эпох.Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития», они также изменяются и меняются по мере изменения самой действительности. Нет «вечных» правил и законов, по которым развитие совершается. (Д.С. Лихачев)

Система упражнений, в которой выделяем четыре группы в соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатых текстов: 1) упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами; 2) упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации; 3) упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли; 4) упражнения, направленные на формирование умения найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Требования к текстам, выбираемым для сжатых изложений(рекомендации). Тексты должны быть: 1) доступными и интересными детям; 2) познавательными и воспитывающими; 3) понятными и несложными по композиции; 4) безупречными в языковом отношении; 5) повествовательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения); 6) включать ­диалоги (по возможности); 7) содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАШЕЙ ПАМЯТИ МЫ ЗАПОМИНАЕМ: 10%ТОГО, ЧТО ЧИТАЕМ 20%ТОГО, ЧТО СЛЫШИМ 30% ТОГО, ЧТО ВИДИМ 50% ТОГО, ЧТО ВИДИМ И СЛЫШИМ 70%ТОГО, ЧТО ГОВОРИМ 90% ТОГО, ЧТО ГОВОРИМ И ДЕЛАЕМ. Без учета индивидуальных особенностей.