Развитие речи младших школьников (из опыта работы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие речи младших школьников (из опыта работы) учителя начальных классов МБОУ «Пестенькинская НОШ»
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 31» Выполнила: Казанцева Ирина Павловна учитель начальных классов г.Барнаул.
L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над.
Применение разнообразных видов работы по развитию речи детей на уроках русского языка. Мастер – класс МОУ Заславская СОШ Зубова Людмила Александровна.
Обучение рассказыванию как средство формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи Плотникова Ирина Васильевна Учитель-логопед «МОУ Прохоровская.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
В системе Л.В. Занкова Подготовила учитель высшей категории МОУ гимназии 9 Шеверда Л.А.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Интегрированных занятий по развитию речи для учеников 1- х классов интенсивной педагогической коррекции с русским языком обучения.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
МОУ Средняя общеобразовательная школа 13 о.Александров Учитель начальных классов Высшая квалификационная категория Стаж работы -17 лет.
Формирование основ речевой компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения Из опыта работы учителя высшей категории Лихошерстовой.
МОУ «Канашевкая СОШ» Методика подготовки к ЕГЭ Можайский Пётр Евгеньевич, учитель русского языка и литературы.
Развитие творческого потенциала на уроках русского языка Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, радостной.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Особенности логопедического обследования обучающихся в ходе эксперимента по апробации программы «Классическая начальная школа» Учитель-логопед МОУ «Кадетская.
Транксрипт:

Развитие речи младших школьников (из опыта работы)

Старикова Татьяна Николаевна учитель начальных классов МОУ «СОШ 9»

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». М.Пришвин

Заповеди учителя Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников. Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь. Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Творчество в организации внеклассной работы. Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Место развития речи в системе обучения русского языка Система обучения грамматике Система развития речи Система обогащения речи лексическими средствами Система обогащения речи грамматическими произношениями Система развития навыков устной связной речи Система предупреждения и преодоления ошибок в произношении Система развития связной речи Система обучения русского языка Система развития навыков связной письменной речи

Задачи по развитию речи: обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений формирование навыков связной речи (устной и письменной)

Основные правила развития языковой способности Третье правило - логичность логичность Второе правило - систематичность систематичность Первое правило - наглядность наглядность

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет. «Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ Сократ

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.

В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников: -собственный опыт жизни школьников; - наблюдения школьников; - материал, почерпнутый из книг; - из рассказов учителя; - различные картины, кинофильмы и др.; - разные жанры: повествование, описание, рассуждение.

Из школьных сочинений: «Лунная ночь. Тишина. Вдруг подул сильный ветер. Закружились снежинки в удивительном танце. Началась метель». Женя Ж. «Ах, какая радость! Лед на реке тронулся! Вода в реке мутная. По мутной воде плывут громадные льдины. Прилетели грачи. Они вьют гнезда». Настя Л. «Снежинки бывают разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в виде звезды». Снежана П.

«Маленькие хитрости" Необычное начало каждого урока. Разговорные пятиминутки. Словарная и орфографическая подготовка. Фонетическая зарядка. Еженедельное «Свободное сочинительство». Применение игровых приемов, заданий. Игра - ради дела. Упражнения по речевому этикету.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова».

Пример работы со словарными словами по книге Василия Агафонова стихотворение «Газированная газета» Что случилось тут у нас? Из газеты вышел газ! Словно снег газета тает И по ветру не летает! Меньше марки стала эта Очень странная газета! Все решим проблемы разом: Мы её наполним газом! Газированной газете Газ нужней всего на свете? Нет, сказать я должен, ей Буква «А» всего нужней!

Сороке нынче сорок лет, Она для всех даёт обед. Потом даёт она обет Не кушать целых сорок лет!.. Да, быть обжорою беда! Зато вам хватит срока, Чтобы запомнить навсегда, Как пишется «СОРОКА»!

Работа над предложением и текстом Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям.

Виды работы над предложением ответы на вопросы (только полные ответы); постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе); составление предложений по картинке, по прочитанному тексту; составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время); соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими; восстановление деформированного предложения, текста.

Виды работы над текстом деление сплошного текста на отдельные предложения; составление связного текста по вопросам; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста по опорным словам; составление связного текста из деформированных предложений; составление рассказа по данному началу; составление рассказа по его концу.

Закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. «Определения уровня развития мелкой моторики рук» Учебный год Уровень развития мелкой моторики выше нормыв нормениже нормы ученика: Макарова Серафима, Еременко Анна, Кадиев Магомед 6 учеников: Гладков Михаил, Андрияш Никита, Исмаилов Амир, Овчинников Кирилл, Свищук Полина, Файзуллин Линарис 5 учеников: Абзатова Амина, Алексеенко Семен, Оводков Никита, Сапетный Артем, Дымерец Сергей

Систематическая работа дает свои результаты. Возрос интерес учащихся к урокам русского языка Повысилась доказательность ответов учащихся Уменьшилось смещение звукового и буквенного анализа слов Возросла самостоятельность высказываний учащихся Повысилась культура поведения детей

В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.