Импрессионизм и пейзажная лирика Афанасия Афанасиевича Фета Поэт - художник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Афанасий Афанасьевич Фет Художественные особенности поэзии.
Advertisements

Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
Искусство образной речи урок-исследование художественного текста А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» Составила учитель: Тарасенко С.И. Муниципальное общеобразовательное.
Восягина Елена ученица 10 класса МОУ СОШ п. Известковый.
Лирика и судьба А. А. Фета ( ) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет.
Ученица 10 класса МОУ СОШ п. Известковый Тишкина Екатерина.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация по творчеству А.А.Фета
Афанасий Афанасьевич Шеншин (Урок по литературе для 5 класса). Автор – Судакова С. Р.
Родился 23 ноября 1820 г. в селе Новоселки Орловской губернии. Будучи внебрачным сыном помещика А.Н.Шеншина и Каролины Фет (что вскрылось, когда будущему.
Афанасий Афанасьевич Фет 1820 – 1892 гг.. Биографические данные: Тайна рождения:: отец – помещик А. Н. Шеншин; мать – немецкая подданная Шарлотта - Елизавета.
« Философия природы в лирике А.А.Фета». Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться. А. Фет.
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Анализ лирического стихотворения Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе преподавателя русского языка и литературы Лопатиной Люсьены Константиновны.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Назывные предложения 8 кл. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях; уметь находить назывные предложения; показать выразительные особенности предложений.
Афанасий Афанасьевич Фет ( ). «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском.
Импрессионизм и импрессионисты Импрессионизм и импрессионисты.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Поэт - музыкант, поэт - художник. Как беден наш язык ! – Хочу и не могу. – Не передать ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною …
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 – 1892) МКОУ СОШ 6 города Кирово-Чепецка Кировской области Шиляева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Импрессионизм и пейзажная лирика Афанасия Афанасиевича Фета Поэт - художник

Цели: Образовательные: Образовательные: Рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта А.А.Фета; Рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта А.А.Фета; Выявить выразительные средства,придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; Выявить выразительные средства,придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; Познакомить учащихся с творчеством художников- импрессионистов; Познакомить учащихся с творчеством художников- импрессионистов; Научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике А.А.Фета. Научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике А.А.Фета.

Развивающие: Развивающие: Развивать логическое и аналитическое мышление; Развивать логическое и аналитическое мышление; Развивать умение работы со словарем; Развивать умение работы со словарем; Развивать навыки выразительного чтения, память; Развивать навыки выразительного чтения, память; Развивать образную речь; Развивать образную речь; Развивать умение работать в группах; Развивать умение работать в группах; Развивать умение видеть цветовое единство изображения. Развивать умение видеть цветовое единство изображения.

Воспитательные: Воспитательные: Приобщать детей к чтению лирических произведений; Приобщать детей к чтению лирических произведений; Прививать чувство прекрасного путём воздействия на эмоции; Прививать чувство прекрасного путём воздействия на эмоции; Воспитывать на примере произведений А.А.Фета любовь к Родине. Воспитывать на примере произведений А.А.Фета любовь к Родине.

Здоровьесберегающие: Здоровьесберегающие: Использование разных форм работы, исключающих утомляемость детей; Использование разных форм работы, исключающих утомляемость детей; Контроль за осанкой; Контроль за осанкой; Создание комфортных условий для работы. Создание комфортных условий для работы.

Оборудование: Оборудование: Портрет А.А.Фета; Портрет А.А.Фета; Пейзажные работы художников- импрессионистов ( Моне, Мане, Сислей, Ренуар и др.) Пейзажные работы художников- импрессионистов ( Моне, Мане, Сислей, Ренуар и др.) Словарь литературных терминов; Словарь литературных терминов; Альбомные листы, цветные карандаши. Альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока: Структура урока: Организационный момент; Организационный момент; Мотивация; Мотивация; Постановка целей; Постановка целей; Актуализация; Актуализация; Ход урока; Ход урока; Закрепление; Закрепление; Итоги; Итоги; Рефлексия; Рефлексия; Домашнее задание. Домашнее задание.

Учитель литературы: - Ребята, сегодня к нам на урок пришел удивительный человек – Афанасий Афанасиевич Фет. С собой он принес много своих стихотворений. Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведения, как раньше общались с ним его современники.

«Шепнуть о том, о чем язык немеет. Усилить бой бестрепетных сердец, Вот чем поэт лишь, избранный, владеет, Вот в чем его и признак, и венец» Учитель литературы: -Как вы понимаете значение этих слов? (ответы учеников)

Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и иногда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и, когда слово «немеет», на помощь приходят звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету. Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен,- считал поэт.- Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»

Стихи Фета – это мир неопределенных мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намек на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

Учитель литературы: -Ребята, какие стихи Фета вы знаете? -Какие знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателей в такой степени, как стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» давайте поговорим о нем. (чтение стихотворения)

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..

Учитель: -Как вы воспринимаете это стихотворение? -Можно ли его пересказать? -С какой интонацией его нужно читать? -Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамичный? -Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст? -Вы заметили, что в данном стихотворении нет ни одного глагола? Что движет стихотворением?

-Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы? -Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину? Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему? -Какие краски вы бы использовали, описывая эту природную зарисовку? Вывод: в этом стихотворении нет четкости, нет завершенного образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

Учитель: -Ребята, я хочу предложить вам еще одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу»(чтение стихотворения)

Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной…я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу. 2 сентября 1885 г.

Учитель: -А как вы воспринимаете это стихотворение? -Чем оно кажется вам необычным? (его можно положить на музыку) -Почему Фет разделил стихотворение на строфы? -Какая интонация присуща данному стихотворению? -Какую рифму использовал поэт? Почему? -Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Какую они играют роль? -О чем говорят повторы в начале и в конце стихотворения? -Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод: Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения). ***Физкультминутка***

Учитель: XIX век стал веком расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи. В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан. Художники второй половины XIX века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам.Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переплавляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали,плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.

Свою картин художник назвал «Впечатление – восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены: что же это такое? Почему над ними издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега…Репортер журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».

Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и черного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает черный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных дней, серебристости пасмурного дня? Даже черные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не черной краской.

Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умение по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «черного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как импрессионисты, «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.

Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А.Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью восприятия и подачи поэтического материала. Всё это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта: -Подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений; -Фрагментарность композиции; -Индивидуальная точка зрения на мир; -Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого; -Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света; -Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придает изображению неуловимый, таинственный, размытый характер; -Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности. -Подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений; -Фрагментарность композиции; -Индивидуальная точка зрения на мир; -Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого; -Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света; -Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придает изображению неуловимый, таинственный, размытый характер; -Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Мультимедийная экскурсия по выставочному залу ( рассматриваем картины художников-импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро…)

ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ (работа в группах)

1группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…» 2 группа: при помощи красок рисует свои впечатления от картины; 3 группа: анализирует стихотворение «Печальная береза»; 4 группа: при помощи красок рисует свои впечатления от картины; (Затем следуют выступления учащихся)

Вывод: Фет – поэт, художник. Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета.Он так воспринимал природу, жизнь.Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живет на ней.Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета: -ритм, рифма; -повтор слов; вопросительные и восклицательные предложения; - построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное - не точно воспроизвести реалии, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги: Итоги: Рефлексия: Рефлексия: -Что необычного мы увидели в поэзии Фета? -Что необычного мы увидели в поэзии Фета? -Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников-импрессионистов? -Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников-импрессионистов? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: -Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации. -Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.