Межпредметные связи в исследовательской деятельности учащихся Учитель химии МОУ СОШ 34 г. Тихорецка Н.М.Соколова
Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно- исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника.
Научными руководителями в таких случаях, как правило, выступают школьные учителя, специализирующиеся в конкретной области, так что вполне закономерно, что сами работы в большинстве случаев могут быть чётко соотнесены с тем или иным школьным предметом. Это воспринимается как нормальное явление.
Замыкание на конкретном предмете порой чревато превращением работы в вещь в себе, в исследование ради него самого безо всякого осмысленного практического выхода. В современной науке (а школьное исследование при любых условиях в какой-то мере науку моделирует) процессы интеграции различных дисциплин очень глубоки. Часто это приводит к созданию смежных дисциплин и даже путанице в них (сравните, например, химическую физику и физическую химию - разница вовсе не очевидна).
В значительной мере это обусловлено активным обменом методами работы и приборами между различными областями науки
Есть примеры, касающиеся применения биологических методов для химии и, в первую очередь, экологии.
Благодаря обмену методиками грани между науками размываются, и очень часто на стыке возникают новые продуктивные идеи или перспективные научные направления.
Исходя из подобных тенденций, можно сказать, что наиболее перспективными представляются школьные исследования, подключающие материал сразу нескольких предметов.
В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно заранее запланировать точки ветвления, в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.
При достаточной продолжительности исследования существует возможность попробовать различные пути. А при наличии достаточного количества желающих можно создать команду школьников, которая будет прорабатывать несколько вариантов параллельно друг другу во взаимодействии.
Вышесказанное справедливо при соблюдении следующих условий: 1. Работа со школьниками начиная с восьмого или девятого класса по принципу « чем раньше, тем лучше» 2.Постановка задачи может подразумевать как субъективную новизну исследования, так и новизну объективную; 3. Активное использование научной литературы, в том числе периодики и Интернет-ресурсов.
Химия и история. Работа ученика 5 класса Бесчастного Евгения на тему «Роль Н. К. Байбакова в развитии нефтегазовой промышленности в Краснодарском крае» заняла 2 место в муниципальном конкурсе рефератов им.Н.К.Байбакова. среди старшеклассников
Химия и экология. Работу ученица Быкова Алёна начала в 8 и завершила в 9 классе. Тема:«Исследование содержания кислорода в воздухе классных комнат школы» Использованный довольно простой метод определения содержания кислорода в воздухе дал интересные результаты. Работа стала дипломантом Всероссийского конкурса им. Вернадского.
Химия и биология. « Изучение микрофлоры кисломолочных продуктов, влияние некоторых факторов на её развитие». Интереснейший объект биологии. (конкретно – микробиологии) Большой интерес вызвал у ученицы 9 класса Быковой Кристины процесс фотографирования изображения в микроскопе. Работа стала дипломантом Всероссийского конкурса им. Вернадского
Химия и экология. Работа ученика 10 класса Мурадханова Руслана. Тема - «Исследование экологических проблем, связанных с деятельностью автомобильных моек Тихорецкого района». Работа стала победителем в номинации краевого конкурса научно-исследовательских работ им. Н.К.Байбакова.
Химия и экология Работа ученика 9 класса Туфикова Евгения «Влияние деятельности промплощадки «Тихорецкая» ТРУМН на экологическую обстановку Тихорецкого района.» Работа заняла 3 место в конкурсе «Семейные экологические проекты».
Химия и экономика Работа ученика 11 класса Мацегорова Сергея на тему « Экономическое обоснование необходимости развития в Тихорецком районе производств химической направленности». Работа стала победителем краевого конкурса в рамках научно-практической конференции Малой академии наук учащихся на Кубани в году. Все перечисленные работы участвовали в муниципальном этапе конкурса «Эврика».
Основные проблемы при организации работы с использованием межпредметных связей. 1. Низкий уровень заинтересованности большинства учащихся в проведении исследовательских работ. 2. Дефицит времени учителя в связи с необходимостью выполнения им в школе во внеурочное время заданий, несвойственных для учителя химии. 3.Отсутствие необходимого оборудования и приборов в школьной лаборатории. необоснованный запрет со стороны Наркоконтроля на использование и требование уничтожения некоторых реактивов, входящих в перечень школьной химической лаборатории. 4.Отсутствие в рамках Научно-практической конференции « Эврика» межпредметных секций.