Повторительно- обобщающий урок Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века и их вклад в модернизацию России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Либеральные реформы г.г. XIX века. Царь – Освободитель Почему император Российской империи получил такую оценку своей деятельности? …Крепостное.
Advertisements

Либеральные реформы х гг.. ЦАРЬ ОСВОБОДИТЕЛЬ «Лучше, если ликвидация крепостничества произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится сверху»
Урок проводит Козлова Марина Валентиновна. Александр II Я.И.Ростовцев Д.А.Милютин Вел. Князь Константин Авторы реформ Н.А.Милютин.
Александр II Освободитель 1855 – 1881 гг.. Реформа Реформа (франц. reforme, лат. reformo) – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной.
Готовимся к ЕГЭ. Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Военно-техническая отсталость России, что показала.
Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Презентация по теме "Либеральные реформы х гг. XIX века"
Тема: Россия между реформами и контрреформами (60-70е годы XIX века)
Великие реформы гг. XIX века Учитель истории Локоткова Л.В.
"Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России" Антонина Сергеевна Матвиенко.
Либеральные реформы хх годов XIX века История 8 класс Хромых Александр Станиславович.
Великие реформы Александра II. Александр II император с 1855 года С.Платонов: «…За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя,
Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
СПАС НА КРОВИ. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ. В детстве отличался живостью, сообразительностью, воспитатели отмечали в нём сердечность, весёлый нрав. Воспитание его.
Либеральные реформы х гг. Домашняя работа: Параграф 23 «5» - 2,6 вопросы «4» - 1,3,5 вопросы «3» - 4 вопрос Понятия выучить.
Эпоха Великих реформ Александра II. «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнёт самоуничтожаться.
Д/з § (пересказ) Урок План урока: 1.Понятие реформа. Причины реформ. 2.Земская реформа. 3.Городская реформа. 4.Судебная реформа. 5.Военная.
Либеральные реформы х годов. Цель урока: Изучить особенности буржуазных реформ х годов XIX века. Используемые ЦОРы:
Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Земская и городская реформы. Судебная реформа 1864 года. Военная реформа.
1.Отмена крепостного права при Александре II. 2.Земская и городская реформы Александра II. 3.Судебная реформа 1864 года. 4.Военная реформа Александра II.
Реформы Александра II (Реформы 1860 – 1870 х гг.).
Транксрипт:

Повторительно- обобщающий урок Либеральные реформы х годов XIX века и их вклад в модернизацию России

Царь – Освободитель Почему император Российской империи получил такую оценку своей деятельности? Почему император Российской империи получил такую оценку своей деятельности? Александр II ( )

Александр II Освободитель …Крепостное право на крестьян отменяется навсегда (Александр II)

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ датареформа крестьянская земская образования судебная военная

ЛИБЕРАЛИЗМ (от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и (от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод. идейное

Родоначальники либерализма: Дж. Локк Ж.Ж. Руссо А. Смит Ш. Монтескье Основные идеи: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства.

Проблемное задание Каким образом либеральные реформы Каким образом либеральные реформы х гг. XIX века способствовали модернизации России?

Что такое модернизация? Модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному в ходе либеральных реформ Модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному в ходе либеральных реформ

Заполните таблицу: РеформыМодернизацияТрадиционализм крестьянская земская образования судебная военная

Б.М. Кустодиев. «Чтение Манифеста» Б.М. Кустодиев. «Чтение Манифеста»

Повторим понятия и термины: выкупная операция выкупная операция мировой посредник мировой посредник «излишки», «отрезки» «излишки», «отрезки» временнообязанное положение временнообязанное положение сельское самоуправление (сход) сельское самоуправление (сход) «круговая порука» «круговая порука» общинная собственность на землю общинная собственность на землю

Крестьянская реформа МодернизацияТрадиционализм отмена отмена крепостничества крепостничества личная свобода личная свобода для крестьян для крестьян получение получение прав граждан прав гражданПережитки: малоземелье малоземелье выкупные выкупные платежи платежи общинная общинная собственность собственность отработки отработки

Г.Г. Мясоедов. «Земство обедает»

Повторим понятия и термины: земское самоуправление земское самоуправление всесословные выборные органы: всесословные выборные органы: земское собрание земское собрание земская управа земская управа гласные (депутаты) – выборы по куриям гласные (депутаты) – выборы по куриям земский сбор земский сбор земский врач (учитель, агроном, статистик) земский врач (учитель, агроном, статистик)

Земская реформа Губернское и уездные земские собрания курия выборных от крестьянских обществ сельский сход волостной сход уездный съезд выборщиков курия землевладельцев курия городских избирателей И З Б И Р А Т Е Л И Губернская и уездная земская управа – исполнительные органы

Земская реформа МодернизацияТрадиционализм созданы органы местного созданы органы местного самоуправления самоуправления гласные (депутаты) распоряжались земским налогом (бюджетом) гласные (депутаты) распоряжались земским налогом (бюджетом) земства становились ячейками гражданского общества, пытались влиять на политику правительства земства становились ячейками гражданского общества, пытались влиять на политику правительства отсутствует высший отсутствует высший законодательный законодательный (представительный) орган (представительный) орган власти власти политическая деятельность политическая деятельность земств не допускалась земств не допускалась большое количество большое количество должностей занимали дворяне должностей занимали дворяне фактически земства находились фактически земства находились под контролем местной под контролем местной администрации администрации

С.-Петербургский университет

Повторим понятия и термины: новый университетский устав новый университетский устав автономия ВУЗов автономия ВУЗов выборность деканов и ректоров выборность деканов и ректоров устранение сословности (при приеме в гимназии) устранение сословности (при приеме в гимназии) укрепление преемственности (начальное училище - классическая гимназия – университет; реальная гимназия – технический ВУЗ) укрепление преемственности (начальное училище - классическая гимназия – университет; реальная гимназия – технический ВУЗ)

Реформа образования МодернизацияТрадиционализм новый университетский устав увеличивал самостоятельность университетов, освобождал от бюрократической опеки новый университетский устав увеличивал самостоятельность университетов, освобождал от бюрократической опеки закреплял за университетами право решать внутренние вопросы, выбирать деканов и ректоров закреплял за университетами право решать внутренние вопросы, выбирать деканов и ректоров Шел рост рядов интеллигенции, повышение общественной активности студентов Шел рост рядов интеллигенции, повышение общественной активности студентов в Москве открыты Высшие женские курсы – попытка уравнять право на в Москве открыты Высшие женские курсы – попытка уравнять право на образование для женщин и мужчин образование для женщин и мужчин разрушение сословных границ – равный доступ в гимназии разрушение сословных границ – равный доступ в гимназии школьная реформа помогла демократизации школ, но не сделала его бесплатным и всеобщим (обязательным) – отставание школьная реформа помогла демократизации школ, но не сделала его бесплатным и всеобщим (обязательным) – отставание в университеты можно было поступить только после окончания классической гимназии, и только мужчинам в университеты можно было поступить только после окончания классической гимназии, и только мужчинам (дискриминация женщин) (дискриминация женщин) вскоре начинается наступление на автономию университетов (боязнь революции) вскоре начинается наступление на автономию университетов (боязнь революции)

В.М. Маковский. «Оправданная»

Повторим понятия и термины: суд присяжных; вердикт суд присяжных; вердикт присяжный поверенный (адвокат) присяжный поверенный (адвокат) выборный мировой суд выборный мировой суд равенство всех перед судом равенство всех перед судом независимость суда от администрации независимость суда от администрации несменяемость судей несменяемость судей гласность гласность состязательность состязательность презумпция невиновности презумпция невиновности право обвиняемого на защиту право обвиняемого на защиту

Судебная реформа МодернизацияТрадиционализм равный для всех бессословный суд равный для всех бессословный суд состязательный суд состязательный суд (судья, адвокат, прокурор) (судья, адвокат, прокурор) гласный суд (желающие гласный суд (желающие присутствуют - гарантия против произвола) присутствуют - гарантия против произвола) мировой суд (люди чаще обращаются в суд, растет правовая культура) мировой суд (люди чаще обращаются в суд, растет правовая культура) несменяемость судей - принцип справедливого суда несменяемость судей - принцип справедливого суда не был реформирован Сенат не был реформирован Сенат высшая судебная инстанция высшая судебная инстанция для т.н. податных сословий для т.н. податных сословий (крестьян, мещан) сохранились (крестьян, мещан) сохранились телесные наказания (розги) телесные наказания (розги)_____________________________ Судебная – самая последовательная из всех либеральных реформ. Она дала гражданам России равные права в суде, т.е. была демократичной, формировала бессословное гражданское общество и правовое государство

Панорама. Оборона Севастополя гг. Почему Россия проиграла в Крымской войне?

Повторим понятия и термины: всеобщая воинская повинность всеобщая воинская повинность сокращение армии в мирное время и увеличение запаса сокращение армии в мирное время и увеличение запаса реформа военного управления реформа военного управления реформа высших военных заведений реформа высших военных заведений создание военных округов создание военных округов перевооружение перевооружение разработка новых уставов разработка новых уставов

Преимущество реформы – в картинках 25 лет службы рекрута 6 лет службы солдата-срочника 25 лет службы рекрута 6 лет службы солдата-срочника

Военная реформа МодернизацияТрадиционализм сокращен срок службы, а с 1874 г. – всеобщая воинская повинность, что ускорило ломку сословного строя сокращен срок службы, а с 1874 г. – всеобщая воинская повинность, что ускорило ломку сословного строя действительная военная служба: 6 лет и 9 лет запаса, а на флоте 7 лет и 3 года запаса действительная военная служба: 6 лет и 9 лет запаса, а на флоте 7 лет и 3 года запаса срок службы снижался в зависимости от образованности (с высшим образованием – полгода) срок службы снижался в зависимости от образованности (с высшим образованием – полгода) функционировало 6 академий, функционировало 6 академий, 9 военных и 11 юнкерских училищ 9 военных и 11 юнкерских училищ отменены телесные наказания отменены телесные наказания шло перевооружение армии и флота шло перевооружение армии и флота офицерский состав пополнялся, в основном, дворянами офицерский состав пополнялся, в основном, дворянами реформы тормозились генералитетом, не понимавшим особенностей наступающей эпохи – эпохи реформы тормозились генералитетом, не понимавшим особенностей наступающей эпохи – эпохи мировых войн, когда необходимо иметь многочисленную и хорошо подготовленную армию, способную быстро мобилизовываться мировых войн, когда необходимо иметь многочисленную и хорошо подготовленную армию, способную быстро мобилизовываться

Российские либералы Разработчики реформы отмены крепостного права Я.И. Ростовцев Н.А. Милютин Ю.Ф. Самарин Я.И. Ростовцев Н.А. Милютин Ю.Ф. Самарин

Российские либералы Дмитрий Милютин, Сергей Зарудный, А.В. Головнин, военный министр, статс-секретарь министр народного разработчик Госсовета, рук-ль просвещения, военной реформы проекта судебной разработчик реформы реформы реформы реформы

Александр II и российские либералы Какова судьба российских реформаторов- либералов? Какова судьба российских реформаторов- либералов? Все, за редким исключением, были отправлены в отставку. Им на смену пришли консерваторы. Все, за редким исключением, были отправлены в отставку. Им на смену пришли консерваторы.

Политический кризис на рубеже х гг. XIX в. Замедление темпов реформ в 70-е гг., проявление охранительных тенденций во внутренней политике после покушения на Александра II в 1866 г. Замедление темпов реформ в 70-е гг., проявление охранительных тенденций во внутренней политике после покушения на Александра II в 1866 г. Отсутствие политических свобод в стране. Отсутствие политических свобод в стране. Русско-турецкая война гг., истощила экономику, но не удовлетворила общественность своими результатами. Русско-турецкая война гг., истощила экономику, но не удовлетворила общественность своими результатами. Деятельность организации "Народная воля", которая развернула индивидуальный террор, убийства полицейских, чиновников, организовала "охоту на царя». Деятельность организации "Народная воля", которая развернула индивидуальный террор, убийства полицейских, чиновников, организовала "охоту на царя». Активизация либерального движения, критика власти в печати Активизация либерального движения, критика власти в печати ("Вестник Европы", "Русские ведомости") ("Вестник Европы", "Русские ведомости") Формирование в среде высших сановников (министры Лорис - Формирование в среде высших сановников (министры Лорис - Меликов, Милютин, Абаза) группы либералов-реформаторов. Меликов, Милютин, Абаза) группы либералов-реформаторов – «либеральная диктатура», или «диктатура сердца» – «либеральная диктатура», или «диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова. План продолжения либеральных (освободительных) реформ. М.Т. Лорис-Меликова. План продолжения либеральных (освободительных) реформ.

Трагедия реформатора О каком трагическом событии рассказывает рисунок? О каком трагическом событии рассказывает рисунок? Почему произошло данное событие? Почему произошло данное событие?

Храм Воскресения Христова г. На месте убийства императора был воздвигнут храм Воскресения Христова («Спас на крови»). Сохранены: часть чугунной решетки Екатерининского канала, плиты панели и часть булыжной мостовой со следами крови государя. Это место окружено решеткой с четырьмя колоннами, накрытыми сверху шатром, увенчанным крестом. С трех сторон храма помещены плиты с надписями о крупнейших событиях царствования Царя Освободителя.

Памятник Александру II скульптор А. Рукавишников г. скульптор А. Рукавишников г. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: Отменил… крепостное право и освободил крестьян от многовекового рабства. Провёл... реформы. Ввёл городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта

Итоги: Реформы Александра II, проводимые «сверху», способствовали процессу модернизации России: Реформы Александра II, проводимые «сверху», способствовали процессу модернизации России: активизировалась экономика – шел промышленный переворот, активизировалась экономика – шел промышленный переворот, развивалось гражданское сознание, создавались элементы гражданского общества и правового государства. развивалось гражданское сознание, создавались элементы гражданского общества и правового государства. Но из-за непоследовательности власти перестройка структур общества шла болезненно, что активизировало революционную деятельность. Но из-за непоследовательности власти перестройка структур общества шла болезненно, что активизировало революционную деятельность. Взошедший на престол Александр III Взошедший на престол Александр III отказался от проекта М. Лорис-Меликова. отказался от проекта М. Лорис-Меликова.

Подготовка к ГИА. Часть А 1. Кто из перечисленных деятелей участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы? 1) Н.А. Милютин 2) М.М. Сперанский 3) Н.Г. Чернышевский 4) Н.Х. Бунге

Подготовка к ГИА. Часть А 2. Как назывался постоянно действующий исполнительный орган согласно земской исполнительный орган согласно земской реформе 1864 г.? реформе 1864 г.? 1) волостной сход 2) уездное земское собрание 3) уездная земская управа 4) губернское земское собрание

Подготовка к ГИА. Часть А 3. Что тормозило развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве во второй половине XIX в.? отношений в сельском хозяйстве во второй половине XIX в.? 1) расслоение крестьянства 2) сохранение помещичьего хозяйства 3) разрушение крестьянской общины 4) ввоз в Россию сельскохозяйственных машин

Подготовка к ГИА. Часть А 4. Политика М.Т. Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел получила министра внутренних дел получила название название 1) «полицейская диктатура» 2) «либеральная оттепель» 3) «диктатура сердца» 4) контрреформы

Подготовка к ГИА. Часть В 5. Прочитайте отрывок из воспоминаний русского помещика и назовите орган, созданный во время «Великих реформ»: «Это первое собрание поразило меня во многих отношениях: гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди, сели между нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вниманием, спрашивали объяснение на счет того, чего не понимали, и соглашались с нами со смыслом, и вовсе не в силу преданий покойного крепостного права». «Это первое собрание поразило меня во многих отношениях: гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди, сели между нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вниманием, спрашивали объяснение на счет того, чего не понимали, и соглашались с нами со смыслом, и вовсе не в силу преданий покойного крепостного права». Ответ: ____________________.

Ключ к тестам. 1. 1) 2. 3) 3. 2) 4. 3) 5. земское собрание Домашнее задание. Написать эссе. Домашнее задание. Написать эссе. Т е м ы: I уровень. «Александр II – Освободитель?» II уровень. «Чего не сделал Александр II, и кто был недоволен?» был недоволен?» III уровень. «Александр II – либерал?»