Педагог-психолог Михайлова Татьяна Владиславовна ТЕМА: Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей с ОНР и ЗПР с использованием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Advertisements

«Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанника»
Коррекционно – развивающая программа «Путешествие по стране Добра»
Лего- конструирование Конструкторы являются универсальной игрой, в них любят играть дети всех возрастов и они никогда не наскучат. Родители не должны забывать,
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
Курсовая работа на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПЕРЕМЕНАХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В МЛАДШЕМ.
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
Стимулирование игрового интереса как условие и фактор развития дошкольника к опыту работы воспитателя МДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» города Георгиевска.
Муниципальное Бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида 39 г. Арзамас Нижегородской области Игра как основной метод развития личности.
МАСТЕР-КЛАСС В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ.
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
«Дошкольник как субъект деятельности. Установление субъект субъектных отношений» Подготовила: старший воспитатель Клюкович Е.С. МБДОУ «ДСОВ 75» г. Братск,
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре Подготовила воспитатель « Детский сад комбинированного вида « Солнышко.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Транксрипт:

Педагог-психолог Михайлова Татьяна Владиславовна ТЕМА: Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей с ОНР и ЗПР с использованием оборудования ЛЕГО-ДАКТА. Педагог-психолог Михайлова Татьяна Владиславовна ТЕМА: Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей с ОНР и ЗПР с использованием оборудования ЛЕГО-ДАКТА.

Запрос педагогов: * «Дети не умеют играть»; * «Дети не умеют договариваться, ссорятся, дерутся, обзываются»; * «Много агрессивных, импульсивных, тревожных детей в группе…» Запрос родителей: * «Мой ребенок тревожный…» (или агрессивный, импульсивный) * «Как научить ребенка играть»? * «У моего ребенка нет друзей…» Наличие оборудования: Наличие конструктора ЛЕГО-ДАКТА, с которым играть «просто так» было не интересно и казалось, что из этого может получиться нечто большее. Запрос автора: Как оптимизировать работу с детьми с ЗПР и ОНР по коммуникативному развитию? Уроки ЛЕГО-МИРА

Родители. Могут посещать занятия в качестве зрителя или участника. Могут вносить предложения. Могут получать информацию о ходе занятий. Могут получить психологическую консультацию. Воспитатели и специалисты. Обучаются приемам преодоления коммуникативных нарушений, семинары, педагогические советы, обсуждения изменений, происходящих в детях в результате занятий. Педагог-психолог. Убеждает взрослых в необходимости поиска новых подходов в сотрудничестве с детьми и построения с ними партнерских отношений, принятия индивидуальности ребенка

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Для тех людей, которые беспомощны в области общения, межличностных отношений необходимо проводить психокоррекцию коммуникативных нарушений Таким образом преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте - является актуальной проблемой общей психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

1. Общение как коммуникация (обмен информацией и переживаниями). 2. Общение как межличностное взаимодействие. 3. Общение как понимание людьми друг друга 1. Общение как коммуникация (обмен информацией и переживаниями). 2. Общение как межличностное взаимодействие. 3. Общение как понимание людьми друг друга

Интерактивная сторона общения – построение общей стратегии взаимодействия партнеров по общению. Коммуникативная сторона общения – общение, связанное с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами. Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми. Негативизм – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованию и ожиданиям других. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека. Статус социальный – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Тревожность – свойство личности, которое проявляется в возникновении частых ощущений беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или предполагаемых. Эгоцентризм – неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к другому. Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Коммуникации это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Причины плохой коммуникации: 1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет анализа и понимания людей. 2. "Предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. 3. Плохие отношения между людьми. 4. Отсутствие внимания и интереса к собеседнику, интерес возникает когда человек осознает значение информации для себя. 6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, нелогичность. 7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Формирование коммуникативных способностей Коммуникативные умения (умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях) Невербальная коммуникация (мимика, жесты, пантомимика) Диалогическое общение (умения начинать и поддерживать и заканчивать разговор, проявлять внимание и взаимопонимание, высказывать пожелание) Установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, предупреждать и разрешать конфликт) Овладение языком

Коммуникативные нарушения у старших дошкольников Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) Снижение потребности в общении Несформированность способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, конфликтность). Недоразвитие игровой деятельности. Специфические особенности личности (заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности, обидчивость, импульсивность). Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно сказывается на поведении детей (не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со сверстниками). Эмоциональные нарушения (неврозоподобные и психопатоподобные нарушения). Снижение активности и самостоятельности в процессе общения. Вторичные личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями (агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, конфликтность, обидчивость, импульсивность и др.) Недоразвитие игровой деятельности. Снижение уровня интеллекта. Низкий социальный опыт ребенка.

Анкетирование воспитателей ( анкета М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000). Социометрический опросник для детей старше 5 лет (выявляет 'популярных' и 'непопулярных' детей, насколько реализована потребность в общении) Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б.Эльконину) Анкетирование воспитателей ( анкета М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000). Социометрический опросник для детей старше 5 лет (выявляет 'популярных' и 'непопулярных' детей, насколько реализована потребность в общении) Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б.Эльконину)

первый блок (2 занятия) - контактный. Обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решение проблемы. Используются развлекательные игры, предметные и подвижные игры. второй блок (8 занятий) - коррекционно-направленный + обучающий. Осуществляет коррекцию негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения. Помимо этого добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка. Используется игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность. третий блок (2 занятия) - развлекательный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. первый блок (2 занятия) - контактный. Обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решение проблемы. Используются развлекательные игры, предметные и подвижные игры. второй блок (8 занятий) - коррекционно-направленный + обучающий. Осуществляет коррекцию негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения. Помимо этого добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка. Используется игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность. третий блок (2 занятия) - развлекательный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.

Контрольный этап позволит увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием методики Рене Жиля. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.

Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации); Интерактивные игры (совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности, т.е. игра на взаимодействие); Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; Психогимнастика; Игротерапия. Сказкотерапия. Психогимнастика М.И.Чистяковой. «Грамматика фантазии» Д.Родари. ТРИЗ - изодеятельность. Игры Клауса Фопеля. Этюды; Совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно- взаимодействующая формы совместной деятельности. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; Беседы; Моделирование и анализ заданных ситуаций; Сочинение историй; Свободное и тематическое конструирование, лепка, рисование, художественный труд; Релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки). Примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке.

1 этап Запрещение разговоров между детьми во время игры. 2 этап Учимся видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему во время игры. 3 этап Учимся согласовывать собственное поведение с поведением других детей во время игры 4 этап Совместно переживаем эмоциональные состояния (как положительные, так и отрицательные). 5 этап Учимся проявлять взаимопомощь, сопереживание и сорадование. 6 этап Учимся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. 7 этап Учимся делиться со сверстниками и помогать им в процессе совместной деятельности.

Совместно- индивидуальная Совместно- последовательная Совместно- взаимодействующая

Цель работы: формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Психическое развитие ребенка в игре (воображение, образное мышление, предпосылки логического мышления). Субъективное ощущение внутренней свободы, эмоциональный комфорт (в игре ребенок чувствует подвластность ему вещей, действий, отношений ) Коммуникативное развитие ребенка в игре (ребенок в игре получает опыт взаимодействия со взрослыми, опыт взаимопонимания со сверстниками, учится пояснять и согласовывать свои действия с действиями других людей)

Организация игры включает в себя два момента : 1.формирование игровых умений в совместной игре педагога с детьми и 2. создание условий для самостоятельной детской игры. Первый принцип: Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с детьми Второй принцип: Педагог должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Третий принцип: При формировании игровых умений надо ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстникам

1. Чтение первой сказки о ЛЕГО-МИРЕ. Создание мотивации, стимулирование познавательного интереса, актуализация доброго начала личности. 2. Игра «Тени». Отказ от вербального общения, как средство переориентации детей с себя на сверстника, отказ от стереотипных действий в игре. 3. Появление Феи-Хранительницы ЛЕГО-МИРА с Волшебными Дарами. 4. Конструирование домиков по схемам парами. Рисование стен будущих комнат. Совместно-индивидуальная коллективная деятельность. 5. Волшебное появление маленьких человечков – жителей ЛЕГО- МИРА. 6. Совместная режиссерская игра. 7. Ритуальное прощание. Волшебное заклинание: «Давайте не будем сердиться – улыбка всегда пригодится!» Подарки на память (раскраски на тему игр).

1. «Что было бы если бы…» («Грамматика фантазии» Дж.Родари. развитие словотворчества и воображения.) Сооружение несуществующих видов транспорта. Фантазирование. 2. Игра «Закончи постройку» ( Совместная дея­тельность, способствующая развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план). 3. Игра «Угадай-ка» ( в этой игре дети учатся делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности) 4. Домашнее задание. Игра «День помощника» учит детей сопереживать другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети по­могают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т.д.

1. Игра «Актеры». Психогимнастика, развитие психомоторики, умения принимать роль и выражать ее в движениях, мимике, пластике. 2. Игра «Театр». Это продолжительная часть занятия, включающая в себя репетицию, припоминание сказки, разбор ролей и назначение артистов. Комментарий. Возможны конфликтные ситуации при распределении ролей. Возможные способы преодоления: Фанты. Способ, «предложенный» маленькими человечками: вытягивание перевернутых «фотографий» ролей наугад. Считалки. Стимулирование мальчиков отдавать первенство хода девочкам. Стимуляция самостоятельных рассуждений детей. 3. Игра «Аплодисменты». Предоставление возможности каждому ребенку побывать в центре внимания и получить заряд положительного отношения, принятия, любви. 4. Игра «Комплименты». Учимся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

1. Жители Лего-Мира сообщают о своем желании устроить зоопарк в городе, просят помочь детей. Мотивация на совместную деятельность 2. Психогимнастика. «Не скажу, но покажу». Развитие выразительных движений, снятие психического напряжения, создание возможности для самовыражения и понимания чувств других и, как следствие, развитие способности к более конструктивному взаимодействию со сверстниками. 3. Отгадывание загадок( развитие наглядно-образного и предпосылок логического мышления). 4. Совместно-последовательная конструктивная деятельность. Развитие умения договариваться о совместной постройке, понимание смысла следования правилам Лего-Мира. 5. Игра "Обнималки". Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности 6. Обыгрывание построек. Закрепление правил сюжетной игры, обучение приемам саморегуляции и преодоления конфликтных ситуаций.

1. Беседа о сказочном персонаже – Бабе –Яге. Актуализация темного начала сказочного героя. Преодоление страха, который вызывает это персонаж. Фантазирование. Актуализация светлого начала персонажа. 2. Путаница. Воспитание дружеских взаимоотношений, готовности помогать друг другу. Воспитание сплоченности, как средстве достижения одной цели. 3. Отгадай настроение Бабы-Яги. Учимся на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей. 4. Мостик. Воспитание дружеских взаимоотношений, готовности помогать друг другу. Воспитание сплоченности, как средстве достижения одной цели. 5. Рисование доброй Бабы – Яги, как символ победы над собственным страхом.

1. Игра «Злой Дракон». Учимся видеть сверстника, согласовывать собственное поведение с поведением других детей во время игры, совместно переживаем отрицательные и положительные эмоциональные состояния. 2. Придумай «противодраконий ужин». Фантазирование, словотворчество, раскрепощение. 3. «Противодраконий» танец. Психогимнастика. Развитие выразительных движений, снятие психического напряжения, создание возможности для самовыражения и понимания чувств других и, как следствие, развитие способности к более конструктивному взаимодействию со сверстниками. 4. Рисование, разрывание рисунка с Драконом, как символическая победа над страхом, который внушает этот персонаж.

1. Игра «Дракончик заблудился». Учимся видеть сверстника, обращать на него внимание, согласовывать свое поведение с поведением других детей. Развитие эмпатии, сопереживания. 2. Игра «Придумай сказочное животное». Фантазирование, преодоление ригидности восприятия, развитие творчества. Поделки и рассказы детей о животных могут являться и диагностическим материалом. 3. Раскраски с изображением противоположных эмоциональных состояний. Развитие восприятия чувств другого человека на примере сказочного персонажа. Закрепление символической победы над страхом, который внушает Дракон.

1. Нахождение записки от Таньки и Ваньки, в которой написано о пропавшем Коврике Мира. 2. Полет на воздушном шаре. Релаксация, снятие мышечного напряжения, развитие воображения. 3. Игра «Волны». Предоставление возможности каждому ребенку побыть в центре внимания сверстников, выразить свои эмоции и расположение друг к другу при помощи движений. 4. Игра «Шторм». Совместное переживание положительных эмоциональных состояний. 5. Конструирование фотоаппаратов. Развитие мелкой моторики, умения действовать по образцу. 6. Рисование свечками и проявление краской «фотографий»..Рисование воском позволяет постепенно сформировать умения подчинять свои действия замыслу, представлять свой будущий рисунок в деталях, как бы рисовать мысленно. Этот прием решает задачу развития внутреннего плана действий. 7. Встреча с Лягушкой-Царевной, придумывание новой сказки. Такая работа позволяет научить детей новому, более сложному способу построения игры – совместному сюжетосложению. Таким образом создаются предпосылки развития умения ребенка выстраивать новые последовательности событий и при этом быть ориентированным на партнеров – сверстников: пояснять для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. 8. Получение даров от Лягушки-Царевны (раскраски со сказочными сюжетами)

1. Изготовление «мягких фотографий». В этом задании используется техника «стриженой нити». Развивается, тактильное восприятие, мелкая моторика. Детям нравится структура получающихся работ. Развивается творчество и фантазия. Изготовленные поделки можно использовать в последующих играх с маленькими человечками. 2. Встреча с Танькой и Ванькой. Сказочные персонажи как воплощение отрицательных чувств. 3. Игра «Заблудившиеся дети». Продолжаем учиться переживать совместные чувства (как положительные, так и отрицательные), учимся поддерживать друг друга. 4. Игра «Кто смешнее засмеется». Это модификация игры Смирновой, Холмогоровой четвертого этапа, когда дети переживают сближавшие их общие и одинаковые чувства. 5. Игра «Волшебные очки». Учимся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников. 6. Подарок – раскраски Смешариков.

1. Игра «Хлопаем вместе» Клауса Фопеля. У каждого ребенка свой темперамент и свой привычный ритм движений. Именно поэтому дети долж­ны уметь хотя бы иногда синхронизировать собственный ритм с ритмом других. Для этого необходимо чувствовать свой ритм и одновременно ритм других, а это не так-то легко. Всему этому дети могут поучиться в ходе предлагаемой игры. 2. Игра «Гномики». Учимся проявлять взаимопомощь, сопереживание, сорадование. 3. Психогимнастика – свободные танцевальные движения под музыку. 4. Игра «Угадай-ка» ( в этой игре дети учатся делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности) 5. Игра «Закончи постройку» ( Совместная деятельность, способствующая развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план).

1. Игра «Добрые волшебники». Учимся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. 2. Игра «Царевна-Несмеяна». Совместно переживаем эмоциональные состояния радости и печали. 3. Перемена. Волшебные танцы под музыку – ассорти из разных мультфильмов. Во время музыкальной паузы ведущий должен обратить внимание как на раскрепощенность группы в целом, так и на отдельных ее участников. При необходимости ведущий подключается к танцам детей, повышая эмоциональный настрой группы и отдельных (скованных) детей. 4. Придумай и собери несуществующее животное. Дети объединяются парами и тройками. Получают кирпичики Лего и придумывают несуществующее животное. 5. Заучивание считалочки. Развиваем чувство юмора, память и артикуляцию. 6. Конкурс хвастунов. Хвастаемся соседом справа. Главное, чтобы дети заметили особенности сверстника и смогли не только поло­жительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстника­ми.

1. Игра «Коврик Мира». Учимся стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорается спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира» без помощи педагога, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии 2. Игра «Хороший друг». В этой игре дети получают возможность фантазировать под музыку, выражать свои нежные и полные любви чувства. Кроме того, эта игра объединяет детей.