К.Паустовский «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к сочинению – описанию природы «Зимний пейзаж».
Advertisements

Зимний пейзаж УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6 класс УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Зимний пейзаж 6 класс.
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
1. Прослушайте музыкальный фрагмент итальянского композитора А. Вивальди. 2. Словесно нарисуйте картину, изображенную композитором при помощи волшебных.
Творческая работа учащихся по русскому языку (2 класс) по теме: Наши зимние сочинения.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Их строение и языковые особенности. Жанры публицистики, Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 17 г. Новомосковска Тульской области Ларикова Ирина.
Урок по развитию речи на тему: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Зима»»
Проект обучающихся 3 класса МОУ «Оршинская СОШ» Зимняя природа глазами детей.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Авторы исследования: Ученики 2 класса Руководитель: Насонова Л.В.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Урок русского языка 6 класс. Сочинение –описание природы. Пейзажная зарисовка. Константинова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы Гимназии.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ. СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно.
Описание природы. Зима. "И оживают картины природы…"
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Описание природы. Зима" (урок развития речи)
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Транксрипт:

К.Паустовский «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов».

Основной вопрос: Как изображается красота окружающего мира? Тема учебного проекта: Особенности публицистических жанров. Творческое название: «В журналисты б я пошел…» «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов». К.Паустовский

ЦЕЛЬ Раскрыть содержание и особенности понятия «красота окружающего мира» через жанры публицистики.

ЗАДАЧИ Выявление языковых средств, с помощью которых раскрывается понятие красоты окружающего мира Определение газетных жанров, отображающих красоту окружающего мира Сопоставление роли художественного и публицистического стиля в освещении особенностей данной проблемы Обобщение результатов творческой деятельности учащихся при реализации проекта.

Вопросы учебной темы: 1. Особенности публицистического стиля. 2. Разнообразие газетных жанров. 3. Использование разных стилей в публицистике. 4. Способы создания газетных жанров.

Особенности публицистического стиля: 1. Цели – освещение происходящих событий, разъяснение актуальных вопросов общественно- политической жизни, привлечение внимания к нравственным проблемам, интересным людям. 2. Задача речи - сообщение информации, воздействие на мысли и чувства читателя. 3. Сфера применения – газеты, журналы, телевидение, общественные выступления. 4. Форма речи - устная (радио, телевидение); письменная. 5. Жанры - газетная и журнальная публицистика: заметка, обзор, рецензия, статья, отзыв, интервью, репортаж, очерк, зарисовка, фельетон, информация и др.

1) документальность, фактологическая точность, использование профессиональных слов, терминов; 2) особенности лексики: выразительность, эмоциональная окрашенность; использование (наряду со стилистически нейтральной и книжной) разговорной лексики; слов в переносном значении, метафор; заимствованной лексики; 3) открытая оценочность речи; 4) особенности синтаксиса: использование устойчивых сочетаний слов; предложений с причастными и деепричастными оборотами; прямой и косвенной речи; риторических вопросов, вводных слов; предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; распространённые обращения, повторы, сравнения, антитезы. Особенности языка публицистического стиля:

Проблемы самостоятельных исследований: 1. Отражение красоты окружающего мира в художественной литературе. 2. Изображение природы в жанрах публицистики.

Как прекрасен этот мир? Посмотри!

Посмотрела группа интервьюеров совместно с группой, анализировавшей произведения художественной литературы в составе: Шильдт Екатерины Шильдт Екатерины Даниловой Юлии Даниловой Юлии Косинцевой Ирины Косинцевой Ирины Балашова Мирия Балашова Мирия Давыдова Анастасия Давыдова Анастасия Шереметьева Анастасия Шереметьева Анастасия И вот что у нас получилось…

Как прекрасен этот мир? Чтобы ответить на этот вопрос, мы, интервьюеры, вышли в город… Чтобы ответить на этот вопрос, мы, интервьюеры, вышли в город… В. –Здравствуйте, предствьтесь, пожалуйста! О. –Жигалова Наталья. Работаю мастером- парикмахером в новом, только что открывшемся салоне по улице Торговой. В. –Скажите, в чём видите Вы красоту окружающего мира зимой? О. – Город становится чище. Очень люблю снег, когда он идёт, в моей жизни происходят перемены к лучшему. В. – Значит, Ваше любимое время года- зима? О. – Несомненно. Снег для меня не только символ удачи, но и минуты наслаждения, покоя, умиротворения. В. – Спасибо. Но пусть и летом Вам сопутствует удача! Оказывается, красота природы зимой у всех ассоциируется со снегом. А многие отвечали строками из поэтических произведений.

Тогда мы решили обратиться к произведениям художественной литературы и выяснить, в чём поэты и прозаики видят красоту окружающего мира зимой…

У наших зим особенная прелесть: Под утро успокоится пурга, И хлынет свет, как будто загорелись Закатом подожжённые снега. Сидит ворона на дубу жар-птицей, Стоят оградой терема-леса, И, кажется, вот-вот начнут твориться,. Как в мудрой русской сказке, чудеса… Н. Рыленков. Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая. М. Дудин.

Снег идёт, снег идёт, К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт. Словно с лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Снег идёт густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время… Б. Пастернак.

Прозой о красивом? Да! Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно- зелёные ветви высоких и маленьких елей. Соколов- Микитов. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. А. Толстой.

Красота зимнего пейзажа невозможна без снега. Яркими изобразительными средствами представлено это явление природы в художественной литературе: Яркими изобразительными средствами представлено это явление природы в художественной литературе: Олицетворения: успокоится пурга, зима отряхнула, зима пустила, снег идёт, тянутся цветы, крадучись, играя в прятки, сходит небо, проходит время и др. Олицетворения: успокоится пурга, зима отряхнула, зима пустила, снег идёт, тянутся цветы, крадучись, играя в прятки, сходит небо, проходит время и др. Метафора: загорелись снега, терема-леса, пустила гулять горностая, белые звёздочки, кружевные арки, тяжёлые снежные шапки. Метафора: загорелись снега, терема-леса, пустила гулять горностая, белые звёздочки, кружевные арки, тяжёлые снежные шапки. Сравнения: как будто загорелись, ворона сидит жар- птицей, оградой стоят терема-леса, словно с лестничной площадки и др. Сравнения: как будто загорелись, ворона сидит жар- птицей, оградой стоят терема-леса, словно с лестничной площадки и др. Эпитеты: чистейший, белейший, легчайший, розовые деревья. Эпитеты: чистейший, белейший, легчайший, розовые деревья.

Что же такое снег? С таким вопросом на этот раз мы вышли к горожанам.

А как же газетчики изображают это явление? хроника заметка А репортаж А интервью А А – отношение автора к событию самый малый газетный жанр (что произошло, кто участвовал, где и когда) краткое сообщение о важном факте, событии (как происходило, авторское отношение к тому, о чем говорит) Достоверно и динамично воспроизводит картину событий через непосредственное восприятие автора, обязательно находящегося на месте действия («эффект присутствия») Предназначенный для печати, радио, телевидения речевой жанр, в основе которого лежит беседа журналиста с каким-либо лицом.

Есть такие газетные жанры! 1.Статья. Задача статьи- привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. В ней обязательно проявляется личная позиция автора. 2.Путевая заметка. Одна из разновидностей путевого очерка- жанра художественной публицистики. Это зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. 3. Путевой очерк. Художественно- публицистический жанр, в котором соединяются художественные и публицистические средства.

«Творческий отдел» Учитывая результаты исследований «газетчиков», создали путевую заметку, статью в газету и фоторепортаж. Состав группы: Хмелевская Кристина Хмелевская Кристина Родионова Мария Родионова Мария Коваленко Екатерина Коваленко Екатерина

Пробуем перо… Путевая заметка. Чудное время- каникулы. Можно читать книги, гулять по улицам города. А можно отправиться путешествовать по нашей удивительной области, ближе узнать земляков, увидеть необычайно красивый мир родины. Разве есть в этом сомнения? У меня- нет! Со мной мои родственники. Мы едем из села Муромцево, что на северо-востоке Омской области. Разговор- восхищение живописностью тамошних мест. Всех поразили сосняки- величественные массивы… За окном машины- поля, укрытые, как мне кажется, не очень-то лёгким белым одеялом. Вдали- деревенские дома, принаряженные обильным снегопадом. Чем живут там люди? Что их радует? Тревожит? Восхищает?

Продолжаю заметку… Пока я думаю, наша машина уже подъехала к посёлку Чернолучье, где мы должны остановиться на лыжной базе. Наскоро выпив горячего чая, цепляю на ноги лыжи, хватаю плеер и- на лыжню! Здравствуй, лес! Как живёшь ты в это чудесное время года? Внезапно меняется небо. Кажется, что оно вмиг становится дырявым, потому что сверху на меня посыпались снежинки. Ловлю одну из них на варежку. Какая красавица! Чего только не сотворила выдумщица- природа! Каждая снежинка похожа или на кружевную салфетку или на нарисованную на стекле картинку. Вы всматривались когда-нибудь в произведения Снежной Королевы? Порывы ветра принесли за собой пухлую снежную тучу, и пошёл тяжёлый крупный снег. Узенькая тропинка, проложенная лыжниками, оказалась мгновенно занесённой снегом. Снегопад словно крался по лесу, исподтишка заключая деревья в снежно- меховые объятия. Здесь просто императорская сокровищница! Бриллиантами заботливо укрыты изумрудно- зелёные ели и горящие рубиново- красные ягоды рябины. Не правда ли, слова «рубин» и «рябина» очень похожи? Мягкий снег, словно бархатная накидка, укутал не только деревья, но и меня. Где-то послышался звон. Это сосульки на голых ветвях застучали друг о друга под аккомпанемент ветра. Просто маленький симфонический оркестр! Резко налетевший порыв ветра унёс снеговую тучу. Кончился снегопад. Позади остался лес. Очень жаль, ведь нам было так хорошо втроём под музыку в плеере… Я возвращаюсь на базу и думаю: зачем же мы, живущие в многоэтажках- муравейниках, летим куда-то за ощущением счастья? А ведь здесь- не ощущение, здесь- оно само! Вечером нас ждёт встреча с бардами, с новыми интересными( я уверена) друзьями. Но об этом напишу потом… Слишком сильны впечатления от соприкосновения с природой. А через два дня- Крутая Горка! Кристина Хмелевская, 9-1 класс.

Пробуем перо… Статья в газету. «Надо ли слушать классическую музыку?» Надо! Без неё невозможно ощущение прекрасного. «… Если при слушании музыки в вашем воображении начинают вырисовываться какие-то определённые образы, более или менее значимые картины- это хорошо! Если не будет возникать никаких образов, никаких картин, не смущайтесь. Плохо только одно: если вы вообще не слушаете хорошей музыки, если она вас никак и ничем не увлекает и не волнует»,- так видел данную проблему Д. Кабалевский. Пётр Ильич Чайковский писал о своём творчестве: «…Сочиняя музыку, автор должен непрерывно иметь в виду сцену, то есть, помнить, …что нельзя злоупотреблять вниманием слушателя, который пришёл не только слушать, но и смотреть…». В балете «Щелкунчик», написанном в 1892 году, он средствами музыки выразил идею борьбы Добра и Зла, победы Света над Мраком. В черновиках «Вальс снежных хлопьев» композитор называет «Вальс- гамма», потому что этот танец представляет собой нисходящую гамму звуков, создаёт образ падающего снега. Разорванные, отделённые друг от друга мотивы, напоминают своим рисунком маленькие пушистые снежинки, кружащиеся в воздухе. Слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружатся при дуновении ветра.

Пробуем перо… Необычная, таинственно -манящая мелодия создаёт ощущение приближающегося праздника, наполняет душу волшебными воспоминаниями. Закрываешь глаза – и снова видишь, как в дом заносят большую пушистую ёлку, чувствуешь, как по всем комнатам разносится запах хвои и мандаринов. Теперь переносишься мыслями на улицу – везде улыбающиеся, немного усталые от приятных забот и мыслей лица людей. И верится, что вот-вот произойдёт что-то сказочно-необыкновенное… Падает снег. Внезапно он начинает идти густыми, лёгкими, белыми хлопьями. Они вьются в воздухе. На третью четверть вальса они образуют снежный хоровод, затем сильный порыв ветра развевает его и приглашает в свой завораживающий танец, заставляя кружиться в снежном вихре. Для меня этот вальс – сладостные воспоминания о детстве, попытка найти сказку в современной жизни. В музыке нет конкретных мыслей. Но она может наводить на них. Она передаёт печаль или страсть или захватывает каким-либо ощущением, влияя на сознание человека… «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», -- говорил П.И.Чайковский. Я тоже хочу этого. А вы? Мария Родионова, ученица 9 -2 класса.

Наш фоторепортаж Всмотритесь в снимки! Вы думаете, что один сделан в Финляндии, а другой в Сибири? Ничего подобного! Это одно и то же озеро. Как в детской загадке: найдите отличия. Даже не важно, сколько. Важно- какие. Летом и зимой? Но не правда ли, красиво во всех состояниях?! И это маленькое озерцо находится неподалёку от остановки « Авиационная», что в Старом Кировске. Да где же отличия? Думаем… Несколько раз в сутки гудят над озером стальные птицы, взлетая и приземляясь. А на него редко садятся утки и даже чайки. А стрекоз и бабочек там не увидишь… Приблизьте объектив. И вот оно- отличие! Летом- это бытовая свалка(фотографировать не хочется!). Но- счастье! Зимой там царствует снег. Всё чисто и надёжно. «Сказочные терема» возводятся вокруг озерца. Праздники гуляют: торжество «Нового города». А может быть, лучше не праздновать, а дать жизнь этому чудесному уголку нашего Омска? PS: в озере до сих пор водится рыба…

Итак, мы пришли к выводу! Газета играет очень важную роль в нашей жизни. Информационные жанры различаются соотношением между чистой информацией и выражением личностного авторского начала. Для неинформационных газетных жанров важен анализ, комментарий, затрагивающий какую-либо проблему; оценка, выражение своего отношения к событиям, поэтому посредством их можно и нужно показывать читателю красоту окружающего мира. Жанры всякие нужны! Жанры всякие важны!

«В журналисты б я пошел…» Учебный проект реализовывался на 16-ти элективных занятиях 9-х классов. 17-ое занятие является итоговым, на котором участники проекта представили свои исследования в виде презентаций. Руководители проекта Китриш Татьяна Ивановна, Мамонтова Тамара Алексеевна - учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 55».