Коррекционная программа «Развитие эмоционально – ценностной сферы у детей с нарушением зрения» Педагога – психолога Центра развития ребенка – Детского сада 11 «Подснежник» г. Якутска Тарасовой Натальи Васильевны
Общие задачи Общие задачи
Разделы программы 1. Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений 1. Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений 2. Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях 2. Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях 3. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, другом человеке, кукле, животных, рисунке 3. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, другом человеке, кукле, животных, рисунке 4. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией 4. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией 5. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке. 5. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке.
Разделы программы 6. Обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния персонажей в сюжетном изображении 6. Обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния персонажей в сюжетном изображении 7. Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике. 7. Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике. 8. Формирование умения управлять своими эмоциями, способами преодоления двигательного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц. 8. Формирование умения управлять своими эмоциями, способами преодоления двигательного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц. 9. Формирования навыка культурного общения 9. Формирования навыка культурного общения
Диагностика «Выявление понимания ребенком эмоциональных реакций человека» «Выявление понимания ребенком эмоциональных реакций человека» «Сила нервных процессов» «Сила нервных процессов» «Образ Я» «Образ Я» «Самооценка» или «Лестница» «Самооценка» или «Лестница» Проективные методики: «Автопортрет», «Моя жизнь» Проективные методики: «Автопортрет», «Моя жизнь» Социометрический тест ( модификация теста Дж. Морено) Социометрический тест ( модификация теста Дж. Морено)
Наблюдение Изучение негативных личностных проявлений Изучение негативных личностных проявлений Изучение социальных эмоций Изучение социальных эмоций Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье
Эмоции в сказках «Приключение Чипполино»
Мимическая гимнастика Пальцы – лучики проснулись, наклонились, потянулись, Быстро встали на зарядку, рассчитались по порядку Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись
За снежинками – снежинки тихо кружатся, летят! Укрывает все тропинки покрывалом снегопад В теплый солнечный денек, прилетел к нам ветерок, Стал волною он играть, нашу лодочку качать.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Главная задача специалистов – сохранение здоровья
У ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНЫМ ДИАГНОЗОМ НАРУШЕНО ВОСПРИЯТИЕ МИМИКИ
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ « МНЕ ВЕСЕЛО КОГДА …» РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ « МНЕ ВЕСЕЛО КОГДА …»
При чувствовании определенных эмоций важно передать пантомимику
ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВАЖЕН ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ
I год обучения Умение различать черты лица и схему тела начало года конец года Умение воспринимать и воспроизводить мимические движения (спокойное состояние, радость, плач) Начало года конец года
Умение совершать жестовые и пантомимические движения (кивок головой, повороты головы, поднятие и опускание плеч) начало года конец года
II год обучения Умение воспринимать и воспроизводить мимические движения (страх, злость, удивление) начало года конец года Умение воспринимать и воспроизводить жестовые движения (стой, иди сюда, бранить, стучать, тише) ачало года конец года
Умение применять неречевые средства (мыть лицо, чистить зубы, обуваться, вешить белье, вытирать пыль, очень холодно) начало года конец года III год обучения Умение воспринимать и воспроизводить мимические движения (вина, обида, жадность, усталость, глупость) начало года конец года
Умение совершать жестовые движения (набираю номер, помиримся, упрямство) начало года конец года Умение принимать неречевые средства (подметаю пол, копаю яму, поливаю цветы) начало года конец года
Представление детей с нарушением зрения о полярных эмоциях