Геометрические символы
ТОЧКА ( ) В древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира), его Начало, Центр и Первопричину. Место, откуда все происходит и куда все возвращается.
Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства. В древнеегипетском храме – это обелиск, знаменующий рождение первого луча.
А позднее - золотая ладья, в которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.
Собор Св. Софии Константинопольской Стамбул
Собор Сан-Марко. Центральный неф.XI в. Венеция Собор Св. Софии Константинопольской. Интерьер
Базилика Св. Петра Рим. Реконструкция
Базилика Рождества Христова. Интерьер. Вифлеем
В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия, умирающего и воскрешающего бога растительности.
Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ – может превратиться в луч солнца, в стрелу, копье. Даждьбогом, Хорсом Божество солнца называли Даждьбогом, Хорсом
Стрибог Бог ветра – под именем Стрибог
МОКОШЬ МОКОШЬ – Мать Сыра Земля. Всемогущие боги трепещут перед ней, ведь в руках у Мокоши, священные нити судеб. Она прядёт полотно из жизненных нитей.
Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и воды. Волнообразность движения объединяла в сознании древних воду, огонь и змея. В результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага.
Перун Громовержец Перун Громовержец – грозный бог, покровитель князей и воинов
КРУГ Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.
Обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной стороны, он конечен (ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его, потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.
Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с женским началом, а его центр – с мужским. Женское начало Мужское начало
Темная часть круга – это «ИНЬ», женское начало, а светлая – «ЯНЬ», мужское начало.
Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму, жизнь и смерть, день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле.
Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных образов (яйцо, черепаха, диск). Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Пьеро Делла Франческа
Форма ТОНДО Форма тондо в силу своей идеальности и абсолютной законченности используется только в период классики («Тондо» - круглые по форме картины или рельеф)
«Мадонна Дони» Микеланджело
Мадонна Делла Седиа (Мадонна в кресле) Рафаэль Одно из самых прекрасных изображений Девы Марии с младенцем
КВАДРАТ Квадрат – это, прежде всего символ земли. Квадрат ассоциировался с понятиями равенства, простоты, единообразия и порядка. Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.
Обручение Девы Марии. Рафаэль Композиция состоит из круга (небо) и квадрата (земля)
«Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» Рафаэль Обратите внимание на то, что изображение Девы Марии обрамлено не только навесом балдахина, но и сводчатыми стенами на заднем плане
Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиция картины и ее символики является «Крещение Христа» Пьеро Делаа Франческа
ТРЕУГОЛЬНИК Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и пирамиды – своеобразных лестниц в небо. Наиболее значимым для изобразительного искусства является треугольник в квадрате, означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.
«Святое семейство» Рафаэль (Когда помимо Мадонны с младенцем в композиции присутствует Иосиф, объект картины именуется Святым семейством) Треугольник фигур хранит божественное дитя
«Мадонна в скалах» Треугольной формой- символом виртуозно владел Леонардо да Винчи
Мона Лиза (Джаконда) Устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней гармонии
Тайная вечеря
КРЕСТ Один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и низа) указывает на его двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание, прибавление (вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть, инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.
В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и с фигурой человека с раскинутыми в стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»)
Шествие на Голгофу. Рафаэль
Сошествие во ад (Воскресение). Икона XVI в.
Поклонение волхвов. Сандро Боттичелли - Проанализируйте выбранные вами произведения живописи с точки зрения геометрического кода ? Святой Марк на троне в окружении четырех святых. Тициан
Рукоположение. Никола Пуссен Рукоположение – одно из таинств христианской церкви, сопровождающее посвящение в сан любого священника. Здесь художник изобразил «первое рукоположение» в истории христианства. Христос говорит апостолу Петру, опустившемуся перед Ним на колено, что ему суждено стать камнем, на котором Он воздвигнет свою церковь. В левой руке Спаситель держит золотой ключ от врат рая, в правой – железный ключ от дверей преисподней.