1 Концепт как базовое понятие антропоцентрической парадигмы современной лингвистики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок развития речи «Концептуальный анализ слова ОБИДА» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 70» Автор: О. А.
Advertisements

«Как сердцу высказать себя»: от понятия к образу на уроках русской словесности»
Концепт «любовь» в сознании носителей русского языка Хрычёва А. С. 7 «в», гимназия 1 Научный руководитель: Шматина О.Ф. г. Бийск, 2006.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Что такое толерантность?. Ты хочешь знать, как устроен мир… Как общаются между собой живые существа: люди или животные…
Цель: понять нравственные уроки сказки, увидеть неразрывное единство природы и человека.
Стыд, вина и извинение. Цель: Раскрыть значение понятий «стыд», «вина», «извинение». Задачи: Познакомить с понятиями «стыд», «вина», «извинение». Создать.
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
Изучение имен концептов отрицательных эмоций на интегрированных уроках развития речи в профильной школе (на примере концепта Тоска)
О счастье и о доброжелательности!. Поговорки и пословицы о счастье! Где правда, там и счастье. От счастья не бегут, а счастье догоняют. Счастья на деньги.
Открытый урок ОРКСЭ Основы православной культуры 4 е класс МБОУ Междуреченская СОШ Золотое правило этики Учитель: В.В.Ворошилова.
1 Русский язык Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» УМК «Школа России» Русский язык, 3класс.
«Слово о слове» Проектная работа «Слово о слове» Выполнил ученик 3-го класса Горохов Дима Учитель Муковнина С.А.
То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Ответственность и адаптивность - контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких.
Снять напряжение порой Нам помогает алкоголь. Но чаще все-таки друг мой, Он причиняет зло и боль!
Методы семейного воспитания Родительское собрание 1 класс МОУ Николаевская СОШ Классный руководитель: Лысенко Л.А.
В гостях у Словарей (Урок – заседание) Подготовила: Попова Г.Н., учитель русского языка и литературы, высшая категория, МБОУ Наримановского района «СОШ.
«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена.
Транксрипт:

1 Концепт как базовое понятие антропоцентрической парадигмы современной лингвистики

2 Основные подходы к определению концепта Лингвокогнитивный подход Лингвокогнитивный подход Лингвопсихологический подход Лингвопсихологический подход Лингвокультурологический подход Лингвокультурологический подход

3 Лингвокогнитивный подход к пониманию концепта Е.С. Кубрякова: «Концепт – это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (лингва менталис), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова 1996: 90]. Е.С. Кубрякова: «Концепт – это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (лингва менталис), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова 1996: 90].

4 Лингвопсихологический подход к пониманию концепта А.А. Залевская : «Концепт - это спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно- аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека и вследствие этого по ряду параметров отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории» [Залевская 2001: 39]. А.А. Залевская : «Концепт - это спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно- аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека и вследствие этого по ряду параметров отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории» [Залевская 2001: 39].

5 Лингвокультурологический подход к пониманию концепта Ю.С. Степанов: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов 2004: 43]. Ю.С. Степанов: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов 2004: 43].

6 Концептуальный анализ Выявление семантики ключевого слова, репрезентирующего концепт; Выявление семантики ключевого слова, репрезентирующего концепт; Выявление этимологии ключевого слова-концепта; Выявление этимологии ключевого слова-концепта; Анализ лексической сочетаемости ключевого слова; Анализ лексической сочетаемости ключевого слова; Дискурсный анализ концепта; Дискурсный анализ концепта; Ассоциативный эксперимент. Ассоциативный эксперимент.

7 Диалог с ОБИДОЙ

8 Выявление семантики ключевого слова, репрезентирующего концепт ОБИДА 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное им чувство. Терпеть обиды, быть в обиде на кого-н. В тесноте, да не в обиде. Не дать в обиду кого-н. 2. в знач. сказ. О досадном, обидном случае (разг.) Опоздал, такая (какая, вот) обида! [Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, – 944 с.; С. 428.] ОБИДА 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное им чувство. Терпеть обиды, быть в обиде на кого-н. В тесноте, да не в обиде. Не дать в обиду кого-н. 2. в знач. сказ. О досадном, обидном случае (разг.) Опоздал, такая (какая, вот) обида! [Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, – 944 с.; С. 428.]

9 ОБИДА всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. Кривосуд - обида; брань, побои - обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния, имущества, барышей и пр. Всякому своя обида горька. За шутку не сердись, в обиду не вдавайся. Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках. В тесноте живут люди, а в обиде гибнут. Чужая обида (беда, нагота) не разжива. Человек в обидах, праведник во рвинах (пророк Даниил). Обидное житье, плохое. Обидный приговор, почитаемый неправым. Обидные речи, оскорбительные, неправо кого осуждающие. Обидная цена, убыточная. Все это мне обидно слушать. Обидная грамота, стар. жалоба, прошенье. Обидимый, обижаемый, терпящий обиду от обидящего, обижающего, обидчика, -чицы, обидителя, обижателя. Всяк обидимый прощай обидящему. Наши обидчики несудимы. Обидящая свеча, по поверью, на погибель обидевшего, ставится комлем вверх, на что осуждающие это говорят: На зло молящему несть услышания. Обидчикова воля сильнее. От мира челобитчик, а сам (я) никому не обидчик. Обидливый человек, склонный к обидам, нередко обижающий других. | Обидчивый склонный принимать все за обиду, обижаться, оскорбляться. С обидчивым соседом тяжело водиться. Обижать, обиждать, обидеть кого, наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому неправо неприятность. На обидящего Бог. Бог рассудит, никого не обидит. Не обидь малого, не попомнит старый. Обидеть легко, да душе каково? Кого свет видел (кем свет увидел), того и обидел. Себя обидь, а людей не обижай. Судьба моя, судьбина! ведь ты ко мне, погляди на меня, кого ты обижаешь? Бедного обижать, себе добра не желать (или: гибели искать). Люблю того, кто не обидит никого. Бог видит, кто кого обидит (или: кто кого любит). Кто кого обидит, того Бог ненавидит. [ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (факсимильное издание). Т.2. ] ОБИДА всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. Кривосуд - обида; брань, побои - обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния, имущества, барышей и пр. Всякому своя обида горька. За шутку не сердись, в обиду не вдавайся. Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках. В тесноте живут люди, а в обиде гибнут. Чужая обида (беда, нагота) не разжива. Человек в обидах, праведник во рвинах (пророк Даниил). Обидное житье, плохое. Обидный приговор, почитаемый неправым. Обидные речи, оскорбительные, неправо кого осуждающие. Обидная цена, убыточная. Все это мне обидно слушать. Обидная грамота, стар. жалоба, прошенье. Обидимый, обижаемый, терпящий обиду от обидящего, обижающего, обидчика, -чицы, обидителя, обижателя. Всяк обидимый прощай обидящему. Наши обидчики несудимы. Обидящая свеча, по поверью, на погибель обидевшего, ставится комлем вверх, на что осуждающие это говорят: На зло молящему несть услышания. Обидчикова воля сильнее. От мира челобитчик, а сам (я) никому не обидчик. Обидливый человек, склонный к обидам, нередко обижающий других. | Обидчивый склонный принимать все за обиду, обижаться, оскорбляться. С обидчивым соседом тяжело водиться. Обижать, обиждать, обидеть кого, наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому неправо неприятность. На обидящего Бог. Бог рассудит, никого не обидит. Не обидь малого, не попомнит старый. Обидеть легко, да душе каково? Кого свет видел (кем свет увидел), того и обидел. Себя обидь, а людей не обижай. Судьба моя, судьбина! ведь ты ко мне, погляди на меня, кого ты обижаешь? Бедного обижать, себе добра не желать (или: гибели искать). Люблю того, кто не обидит никого. Бог видит, кто кого обидит (или: кто кого любит). Кто кого обидит, того Бог ненавидит. [ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (факсимильное издание). Т.2. ]

10 Выявление этимологии ключевого слова-концепта ОБИДА. Общеслав. Производное от «видеть» - об+видеть. Обида буквально – «наказание, бесчестие» (путем выставления на обозрение: ср. обизор «поношение, бесчестие»). См. позор [Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, с.; С. 206]. ОБИДА. Общеслав. Производное от «видеть» - об+видеть. Обида буквально – «наказание, бесчестие» (путем выставления на обозрение: ср. обизор «поношение, бесчестие»). См. позор [Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, с.; С. 206]. ОБИДА. Вероятнее всего из об+видеть. Об – «вокруг, огибая, минуя», т.е. «обделить взглядом, не посмотреть» [М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс, 1971, том 3, с. 100]. ОБИДА. Вероятнее всего из об+видеть. Об – «вокруг, огибая, минуя», т.е. «обделить взглядом, не посмотреть» [М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс, 1971, том 3, с. 100].

11 Анализ лексической сочетаемости ключевого слова ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль. ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль.

12 Дискурсный анализ концепта Набоков Владимир Владимирович 12 (24) апреля 1899, Санкт- Петербург 3 июля 1977, Монтре, Швейцария, русский и американский писатель; прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. 12 (24) апреля 1899, Санкт- Петербург 3 июля 1977, Монтре, Швейцария, русский и американский писатель; прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик.«Обида»

13 Путя (обиделся, переглотнул, оскорбился) и неуверенно направился к дому, помахивая зеленой палочкой и стараясь сдержать слезы (Вл. Набоков). Путя (обиделся, переглотнул, оскорбился) и неуверенно направился к дому, помахивая зеленой палочкой и стараясь сдержать слезы (Вл. Набоков).

14 Метафорический портрет обиды Атрибутивные метафоры: острая, кипящая, проснувшаяся обида; Атрибутивные метафоры: острая, кипящая, проснувшаяся обида; Предметная метафора: горечь обиды; Предметная метафора: горечь обиды; Глагольные метафоры: нанести, подавить обиду; обида улетучивается, проходит, растет, умолкает, шевелится; Глагольные метафоры: нанести, подавить обиду; обида улетучивается, проходит, растет, умолкает, шевелится; Акустическая метафора: тихая обида, заглушать обиду; Акустическая метафора: тихая обида, заглушать обиду; Вкусовая метафора: горькая обида; Вкусовая метафора: горькая обида; Осязательная метафора: горячая, жгучая, неостывшая обида и т.п. Осязательная метафора: горячая, жгучая, неостывшая обида и т.п.

15 Метафорический портрет обиды Обида наваливается, раздувается, мучает, жжет, не отпускает; Обида наваливается, раздувается, мучает, жжет, не отпускает; Обида проходит, растет, глотается, жжет, заглушается, просветляется; Обида проходит, растет, глотается, жжет, заглушается, просветляется; Обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается. Обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается.

16 О. Мандельштам Еще обиду тянет с блюдца Невыспавшееся дитя, А мне уж не на кого дуться, И я один на всех путях.

17 П. Буаст Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе. Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.