Урок - лекция с элементами беседы и лингвистического анализа текста (2 часа )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А.П.Чехов Презентация к уроку русского языка в 9 классе. Подготовила:
Advertisements

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Технология развития устной речи Веселова З.Т., Заслуженный учитель РФ.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Презентация к уроку по психологии на тему: Презентация «Особенности публичного выступления».
Ораторское искусство Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Урок русского языка 8 класс Рассуждение на дискуссионную тему: «Как правильно вести полемику?» Презентация посвящена подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Комплексный анализ текста. Текстоведческий анализ 1.Определите тему текста, озаглавьте его. 2.Выразите основную мысль в виде тезисов. 3.Установите, к.
Транксрипт:

Урок - лекция с элементами беседы и лингвистического анализа текста (2 часа )

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 2» п. Уренгой Пуровского района ЯНАО Белькова Маргарита Александровна

познакомить учащихся с особенностями ораторской речи, законами речевого поведения оратора ; ЗАДАЧИ : 1. совершенствовать учебно - языковые и коммуникативные умения и навыки ; 2. воспитывать коммуникативно - компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.

РАЗГОВОРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОЙ

РАЗГОВОРНЫЙ ( повседневно - бытовое общение ) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ( произведения художественной литературы ) НАУЧНЫЙ ( учебники, энциклопедии ) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ ( документы, сфера законодательства )

Разговорно - обиходный стиль функционирует в сфере повседневно - бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно - бытовой, дружеской, семейной и т. д. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима !!!

Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики : и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия ( например, « я еле как дошёл », « мама стирается »), диалектов ( бучило, яруга, рушник ( обл.)) и жаргонов (« жесть », « приколись », « что ты гонишь »? и др.)

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д. ( важно не как сказать, а что сказать )

это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями : передать свое отношение к окружающему, к изображаемому. Нарисовать словами картину, описать событие и т. п. Главное отличие в том, что в научно - деловой речи факты сообщаются, а в художественной – изображаются.

конкретность ( описывается именно эта береза, а не береза вообще ) образность, наглядность, эмоциональность.

Задача автора текста : нарисовать словами картину зимнего леса. Как это удается сделать автору ? Использование таких художественных средств языка, как эпитетов : « просторно и ярко », « ослепительный », « играющий колкими звездочками », « буроголовых гаичек », « юных лыжников », « громче и радостней », « с проторенной дорожки », « нетронутый снег », « тишина удивительная », « забытый ручеек », « стеклянным звоном », « в таинственной тьме » Обилие сравнений : « паровозной фарой », « пестрой ватагой высыпавших на опушку », « перед белой, как сон, березой », « черной лентой », « словно спросонья ». Метафоры « Из - за косогора паровозной фарой выкатило солнце », « вспарывая лыжами нетронутый снег », « и где - то под глубоким снегом, в таинственной тьме и тишине теплится жизнь, зреют семена новой весны ». Олицетворения : « лес оживился » Описаны конкретные предметы ( незамерзающий ручеек, стая птичек, конкретная, белая, как сон, береза ) и др

используются большое количество математических терминов ( дифференциал, функция, скорость и т. п.) четкость, стройность, логичность текста достигается употреблением сложных предложений с правильным порядком слов бесстрастность и объективность изложения подчеркивается отсутствием эмоциональных слов, фразеологизмов и вводных конструкций, выражающих авторскую позицию использование отглагольных существительных ( вычисление, применение, рассмотрение, построение ) использование абстрактной лексики Следовательно, перед нами текст научного стиля речи.

Публицистический стиль речи - это стиль периодической печати, ораторской речи и т. д. В нем реализуется информативная и воздействующая функция языка.. Это сближает публицистический стиль с научным и художественным.

Публицистический стиль открыт для элементов научного, делового стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства ( в частности, образность )

ЗАДАЧА публицистического стиля - сообщить информацию и воздействовать на читателя, вызвав определенный отклик. ( запись в тетрадь ) НАУЧНО - ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР – донести научную информацию до широкого круга читателей. ХУДОЖЕСТВЕННО - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР - пишущий стремиться поделиться своими наблюдениями, написать о том, что особенно удивило, поразило, запомнилось.

злободневность лаконичность изложения при информативной насыщенности доходчивость изложения ( газета – наиболее распространенное средство массовой информации ) яркость, страстность, эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания

использование фразеологизмов ( речевых штаммов, клише ), их легкая воспроизводимость ( труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера ) использование перифразы ( белое золото – хлопок, голубые дороги – водные пути, черное золото – нефть и т. п.) повторы инверсия ( обратный порядок слов ) обращения риторические вопросы параллельный способ связи предложений употребление коротких предложений – рубленая фраза эллиптические предложения ( безглагольные фразы ) ( банки - не только для банкиров ) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей : совмещение в одном тексте книжных и разговорных выражений, сочетание стандартных и экспрессивных языковых единиц

Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они обычно экспрессивны ( экспрессия – выразительность ), передают личностное отношение говорящего к тому, о чем он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие говорящего к активному слушанию.

наличие вопросительных предложений « Знаете ли вы, что существует множество разновидностей вести спор ?» вводные слова « конечно », « например », « как правило », « наконец », « одним словом », « безусловно », « таким образом », « с их точки зрения » использование книжной и разговорной лексики « множество разновидностей », « диспута, дискуссии, полемики », « анализируют », « оппонент », « поведение полемистов », « позволяет лучше ориентироваться », « умение определять тактику в споре », « аргументируют свою позицию », « выбирать вариант собственного поведения »; фразеологизмы « наголову разбить противника », « находиться в боевой готовности », поговорки « как на войне », « горе – спорщики ». Назначение текста – воздействовать на читателя, сформировать определенное мнение у читателя. Значит, перед нами текст публицистического стиля речи.

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова о r а r е, что в переводе означает « говорить ». Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в « Толковом словаре живого великорусского языка », подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания : вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Все они подчеркивают, что оратор – это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения : 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия ( у античных народов ); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании ; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Поэтому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях.

В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин. В этом случае оно имеет только одно значение – оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях : хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др.

Трибуна конференции, совещания, митинга на площади … Кафедра в актовом зале, в зале заседаний, в парламенте …

Звучит монолог – проблемный и убеждающий, призывающий к действию и вдохновляющий, приветственный и прощальный, открывающий и закрывающий дискуссию, собрание. Звучит ораторская речь. Каковы ее основные особенности ?

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый. Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Внешний вид оратора - это не маловажно !

Когда говорят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает – эмоциональная или логическая.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Можно ли научиться говорить легко и красиво ?

Конечно, можно, и существует целая наука риторика о правилах ораторской речи

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение : владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили « дар витийства ».

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя ( ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок ).

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору : « Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки серьезностью ».

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Суть теории в следующем : « Прежде чем начать речь о каком - либо предмете, надо четко определить данный предмет »

Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Демосфен ( греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины 322 г. до н. э.) один из знаменитейших ораторов древнего мира.

С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Между тем Демосфен был косноязычен ( картавил ), имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы ; всходил на крутизны, громко читая поэтов ; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха ; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались " филиппиками "

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор « сможет реализовать три великие цели красноречия « убедить, усладить, победить ( воздействовать )».

Другая яркая фигура римского красноречия Марк Фабий Квинтилиан ( ок гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения « Образование оратора ». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.

« Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности ; здесь, как и во всем, вернейший путь средний, а все крайности ошибки ».

В свое время А. П. Чехов писал : " В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным ".

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие

1. Выбор темы В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению : 1) выбор темы ; 2) конкретизация целей высказывания ; 3) изучение материала по теме ; 4) подготовка выступления в развернутом виде ; 5) завершение речи ( подведение итогов ); 6) полное владение материалом.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.

Некоторые ораторы волнуются из - за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет : Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова ; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях : в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д.

Известный судебный деятель XIX века А. Ф. Кони писал по этому поводу : Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует ( а почувствует он непременно и вскоре же ), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Дейл Карнеги, утверждавший, что " многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь ".

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Выступление должно быть четким. Старое правило гласит : оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию.

Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех ( если только они не взаимосвязаны ). Не пытайтесь " втиснуть " слишком много материала в ограниченное время. Помните : " Где мало слов, там вес они имеют " ( Шекспир ).

Отбирая материал для выступления, уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля : " Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше ". Если время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план - конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления ( начала ), основной ( главной ) части и заключения ( завершение речи ).

Оратор должен быть грамотным, начитанным человеком, имеющим большой словарный запас. Никогда не используйте в публичной речи значение слов, которых не знаете, чтобы не попасть в неловкое, смешное положение. Марк Тулий Цецерон

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками так вы лучше его запомните.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

1) уверенное высказывание во время любого общения ; 2) умение говорить на любую тему ; 3) умение точно выражать свои мысли ; 4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами ; 5) умение аргументировать и убеждать.

Подготовить публицистическое выступление, в котором они должны учесть особенности ораторской речи на тему : « Какие поступки, по - вашему, роняют достоинство человека ?» « Что значит жить по совести ?» Экологические проблемы нашего края Проблема национальных отношений в нашем поселке Время выступления не более 2 минут (1 печатный лист, не больше ).

Удачи !

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996 г. Апресян Г. З. Ораторское искусство / Г. З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, с. Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская. - Ростов н / Д : изд - во " Феникс ", М. Гаспарова, В. Борухович « Ораторское искусство древней Греции », г. Москва, из - во « Художественная литература », 1985 г.; Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: " Проспект ", Кохтев Н. Н. Риторика : Учебн. пособие для учащихся 8-9 классов ооу. 2- е изд.- М.: Просвещение, 1996 г. Е. Ю. Махницкая « Сочинение, отзыв, эссе » пособие для подготовки к ЕГЭ, Ростов - на - Дону, « Феникс » 2004 С. И. Радциг « История Древнегреческой литературы », Москва, из - во « Высшая школа », 1969 г.; П. Сопер Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б. И., И. А. Стернин Практическая риторика издание второе Воронеж