«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы МОУ Искровской СОШ
Почему Мастер не заслужил света? Если Мастер «заслужил покой», то почему Левий сообщает это «печальным голосом»? Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ? Куда должен взять с собою Мастера Воланд, проходит ли награда по его «ведомству»? Что значит «покой» и как соотносится со «светом» и «тьмой» в романе М.Булгакова?
Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы : Христианским требованиям Философской концепции мира в романе Жанровой природе романа Эстетическим реалиям XX века
«зона героев» Мастер оставался слишком земным Мастер отчаялся Мотив самоубийства Отсутствие стремления к свету Единство с возлюбленной далее
Одностороннее решение проблемы добра и зла Дуалистическая модель мира Древняя идея о конечном примирении Бога и Дьявола Литературная традиция «зона автора» далее
роман трагический фарсовый лирический философский сатирико - -бытовой автобио - графический «зона жанра» далее
«зона эпохи» В XX веке идея достигнутого, остановившегося времени, счастья-награды не бесспорна. Разлад церковной жизни и жизни культурной.
Что есть булгаковский «покой»? Б.В.Соколов пишет о Мастере: «Лишь в потустороннем мире он находит условия для творческого покоя» Е.В.Карсалова: «…булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не смог попасть в «свет», но это награда, воплощенная мечта Мастера, возможность легко творить»
«Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. «Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
«Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. «Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля- звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля- звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Покой у Булгакова – не божественный премирный покой, а телесно-душевный; он потому и обманный, что не божественный. Любовь и творчество, хотя они и высоко ценятся Булгаковым, не являются вечными ценностями и не могут служить достаточным основанием для того, чтобы войти в истинный покой – место пребывания Бога.
эпилог «Мастер одной рукой прижал к себе подругу и погнал шпорами коня к луне, к которой только что улетел прощенный в ночь на воскресенье пятый прокуратор Иудеи»
Изменение было неожиданным для Елены Сергеевны Булгаковой: «Мне так нравились последние слова романа, - говорила она. – Я не понимала, зачем что-то добавлять после них».
…в потоке лунного света «складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека …и уходит со своим спутником к луне»
Вывод Такой финал является логическим следствием развития романного сюжета, определенным итогом христианских мотивов в классической мировой литературе, предметом эстетической игры.