1 «Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности » Бредгауэр В.А. Учитель физики МОУ лицей 3 г. Екатеринбург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Advertisements

Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Что такое метод проектов?. Проект – реалистический замысел о желаемом будущем, который содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
Система интегрированных процедур в образовательном процессе, включающая многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов,
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
1 Метод проектов В образовательном процессе. 2 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как смогу это применить»
Метод проектов как средство самореализации учащихся и учителя. Школа – это место, где шлифуют булыжники и уничтожают алмазы. Роберт Ингерсолл "Не так важно,
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Асбестовского городского округа.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Проектная деятельность учащихся. Осуществляет деятельностный подход в обучении Осуществляет деятельностный подход в обучении Развивает метапредметные.
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Транксрипт:

1 «Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности » Бредгауэр В.А. Учитель физики МОУ лицей 3 г. Екатеринбург

2 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться» Л.Н. Толстой

3 Информационная компетентность - - интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов: - интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов: отбора, отбора, усвоения, усвоения, переработки, переработки, трансформации трансформации и генерирования информации и генерирования информации

4 Проект (лат. projectus – брошенный вперед) Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения: - создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, - создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, - помогает обучаемому стать успешным, талантливым учеником

5 Зародился в 1919 г. в США, связан с: осуществлением прагматического подхода к обучению («все из жизни, все для жизни» - Дьюи, Торндайк, Кильпатрик), осуществлением прагматического подхода к обучению («все из жизни, все для жизни» - Дьюи, Торндайк, Кильпатрик), положением психологии о том, что обучаемый с большим удовольствием выполняет ту учебную работу, которая привлекательна для него, которую сам выбрал. положением психологии о том, что обучаемый с большим удовольствием выполняет ту учебную работу, которая привлекательна для него, которую сам выбрал. утверждением: «жизнь – лучшая лаборатория, она подсказывает учебные задания» утверждением: «жизнь – лучшая лаборатория, она подсказывает учебные задания»

6 Проект предполагает разработку: - замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, - путь решения проблемы, который осуществляется по- разному

7 Проектирование и рефератирование в образовательном процессе (различия): Параметры сравненияПроектРеферат НаправленностьОриентирован на работу с различными источниками информации Ориентирован преимущественно на работу с текстами Область распространения Предполагает выход в социальное и культурное пространство Не выходит за рамки образовательного пространства, школы, класса ОснованиеИсходит из проблемного и основополагающего вопроса Исходит из конкретного учебного вопроса Ведущие виды деятельности Исследовательская, творческая, игровая и т.д. Поисковая с элементами исследовательской Используемые методыОпирается на систему методов и их интеграцию Основан преимущественно на логических и описательных методах Формы образовательного процесса Опирается на новые формы организации учебного процесса Не требует изменения форм учебного процесса РезультатРезультат реальныйТекст

8 В чем преимущество проекта? Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность

9 Достоинства метода проектов: Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу. Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Формирование информационной компетентности учащихся Формирование информационной компетентности учащихся

10 Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

11 Учитель в особой позиции - сотрудничества с учащимися. Поэтому педагогу необходимо: умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся; переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.

12 Главные условия организации работы над проектом Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности. Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта. Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету; движение в общеучебном интеллектуальном развитии. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету; движение в общеучебном интеллектуальном развитии. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуй ее промежуточные результаты. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуй ее промежуточные результаты. Доступность информации о ходе проекта. Доступность информации о ходе проекта. В школе должна быть обширная библиотека - медиатека, в любую минуту доступная ученикам и учителям. В школе должна быть обширная библиотека - медиатека, в любую минуту доступная ученикам и учителям. Внутри и вне классного помещения должны быть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах (в частности, ребята могут пользоваться коридорами, где тоже можно устроить рабочие уголки). Внутри и вне классного помещения должны быть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах (в частности, ребята могут пользоваться коридорами, где тоже можно устроить рабочие уголки). Наличие в классах и других рабочих комнатах справочной литературы и материалов для самопроверки. Наличие в классах и других рабочих комнатах справочной литературы и материалов для самопроверки. Часы в каждом классе. Часы в каждом классе. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий.

13 Классификация проектов По характеру результата: информационный проект; информационный проект; исследовательский проект; исследовательский проект; обзорный проект; обзорный проект; проекты- инсценировки. проекты- инсценировки.

14 Классификация проектов По форме: видеофильм; видеофильм; рекламный ролик; рекламный ролик; телепрограмма; телепрограмма; интервью с известными людьми; интервью с известными людьми; журнальный репортаж; журнальный репортаж; рок-опера. рок-опера.

15 Классификация проектов По профилю знаний: монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему; монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему; межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время. межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

16 Классификация проектов По числу участников: личностные; личностные; парные; парные; групповые. групповые.

17 Классификация проектов По продолжительности: краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков); краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков); средней продолжительно сти – один - два месяца; средней продолжительно сти – один - два месяца; долгосрочные - до года. долгосрочные - до года.

18 Классификация проектов на основе материалов Е.С. Полат исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов; исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов; творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников; творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников; ролево - игровые - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы; ролево - игровые - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы; информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов,предназначенных для широкой аудитории; информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов,предназначенных для широкой аудитории; практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

19 Формы продуктов проектной деятельности Внешние продукты Веб-сайт (предметный, тематический) Веб-сайт (предметный, тематический) Атрибуты несуществующего государства Атрибуты несуществующего государства Видеоклип Видеоклип Газета Газета Игра Игра Костюм Костюм Музыкальное произведение Музыкальное произведение Спектакль Спектакль Анализ Анализ Публикация Публикация Справочник Справочник Учебное пособие Учебное пособие Урок Урок

20 Внутренние продукты: Развитие способностей: вербально-лингвистических; вербально-лингвистических; логико-математических; логико-математических; визуально-пространственных; визуально-пространственных; моторно-двигательных; моторно-двигательных; межличностных; межличностных; внутриличностных; внутриличностных; музыкально-ритмических; музыкально-ритмических; натуралистических. натуралистических.

21 Работа с информацией Поиск информации УРОВЕНЬ I задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта; следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем УРОВЕНЬ II определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом; определяет «белые пятна» в имеющейся информации; демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель); использует бумажные и электронные каталоги УРОВЕНЬ III определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации; прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта; формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе УРОВЕНЬ IV указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе; обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику; вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации

22 Работа с информацией Обработка информации УРОВЕНЬ I структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенных учителем; высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта; делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации УРОВЕНЬ II систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно с учителем; высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоятельно полученных данных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.); указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями; определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта; использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности

23 Работа с информацией Обработка информации УРОВЕН Ь III самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений; интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта; дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным; сопоставляет информацию, полученную из разных источников; делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия) УРОВЕН Ь IV предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации; делает аргументированный вывод

24 Работы участвовали в конкурсах, фестивалях, были опубликованы и помещены в сборники статей, а также используются на уроках при изучении соответствующих тем.

25 Желаю успехов !