Министерство образования Республики Саха (Якутия) МУ УО «Усть-Алданский улус (район)» МОУ «Наяхинская СОШ» Применение информационных технологий учителем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Advertisements

Использование ИКТ на уроках литературы. «Я знаю то, что вижу» «Вдвойне дает тот, кто дает скоро» - латинская пословица. Всеобщая ликвидация компьютерной.
Учитель русского языка и литературы Воронков Алексей Михайлович Сохновская средняя школа.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки, создания.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики ОБОШИ Суджанская школа- интернат Новикова Л. В. учитель физики Выступление на педсовете 11.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». передача знаний и технологий, совершенствование форм и методов обучения, овладение учениками рядом исследовательских,
Информационная культура и медиакомпетентность участников образовательного процесса.
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Даниловская средняя общеобразовательная школа Муниципальное общеобразовательное учреждение Даниловская средняя.
Педсовет Информационно – коммуникационные технологии в УВП.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ МОУ СОШ 2 с.Средняя Елюзань 2010 г.
Компьютер – помощник учителя Советова О.В. – учитель истории и обществознания.
« Управление познавательной и творческой активностью учащихся на уроке с использованием ИКТ » Попова Снежанна Владиславовна учитель начальных классов высшей.
Кораблева Ольга Юрьевна учитель-логопед Место ИКТ в образовательном процессе на логопедических занятиях.
МОУ Летниковская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Использование информационных технологий на уроках физики. Автор: учитель физики.
МОУ Айская средняя общеобразовательная школа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» Учитель Попова Наталья Михайловна.
Управление по образованию, спорту и молодежной политике МО «Усть-Канский район» Научно-методическое сопровождение работы по развитию ИКТ - компетентности.
Транксрипт:

Министерство образования Республики Саха (Якутия) МУ УО «Усть-Алданский улус (район)» МОУ «Наяхинская СОШ» Применение информационных технологий учителем русского языка и литературы Тарабукина Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы С. Балыктаах, 2008г

Оглавление Введение Глава 1. Социальная адаптация учителей Использование возможностей новых технологий Применение ИКТ – условие для развития образовательного пространства Цель и задачи подготовки учителя русского языка и литературы к использованию ИКТ Глава 2. Деятельность учителя по использованию ИКТ 2.1. Кабинет информатики – информационно-образовательный центр школы 2.2.Применение ИКТ в педагогической деятельности 2.3. Внедрение ИКТ в предметную область 2.4. Совершенствование профессиональной компетентности в сфере ИТ 2.5. Компьютерный урок 2.6. Электронный учебник – успех в индивидуальном обучении Заключение Использованная литература

Введение «Я знаю то, что вижу» или «Я вижу то, что знаю» (по следам «Алисы в стране чудес») Bis dat, qui ceto dat («Вдвойне дает тот, кто дает скоро») латинская пословица Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся стабильным компонентом образовательной системы. Новые потребности общества и новые цели образования ведут к серьезным изменениям в положении и функций роли преподавателя.

Глава 1. Социальная адаптация учителей Использование возможностей новых технологий Щеглова С.Н. в своей статье «Адаптация учителей к информации» говорит, что «Учитель в процессе адаптации к информации выступает как личность со всеми её сформированными к данному моменту свойствами. Адаптация взрослых людей к информации требует ресоциализации. Им приходится проходить процесс инкультурации, аналогичный принятию культуры другой страны». Конечно, взрослый человек уже владеет приемами самообразования, самоконтроля, саморегуляции и самосоциализации, и это способствует его вхождению в информационную культуру. Но, с другой стороны, возникают трудности, прежде всего ценностного характера, когда нормы и правила, стереотипы иного рода жизнедеятельности затрудняют освоению нового.

И.С.Василенко в своей работе в 2006 году классифицировал педагогов по отношению к любому инновационному процессу на: новаторов – 6,6%; передовиков – 44,7%; умеренные – 17,7%; предпоследние – 8% и последние – 22,7%. И выделил 5 уровней адаптации учителей, характеризующихся постепенным возрастанием уровня активности субъектов к применению новых ИКТ: - очень низкий (негативный) характеризуется отрицательным отношением ко всем элементам информации; отсутствием навыков овладения методам и приемам ИКТ; - низкий (пассивный) уровень характеризуется безразличным отношением к элементам информации; формальным освоением методов и приемов ИКТ (на уровне игр); - средний (активный) – стремлением в совершенстве овладеть методами и приемами ИКТ, средней познавательной активностью, но недостаточной результативностью внедрения ИКТ в свою трудовую и повседневную жизнь; - высокий (активно-продуктивный) – глубоким освоением ИКТ, умением быстро корректировать свою деятельность; высокой продуктивностью применения ИКТ; - очень высокий (творческий) – творческим освоением ИКТ; высокой познавательной, исследовательской и общественной активностью в области информации.

Применение ИКТ – условие для развития образовательного пространства Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о чем-нибудь.

Применение ИКТ позволяет реализовать: идеи индивидуализации и дифференциации обучения повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. способствует развитие проектных технологий в изучении литературы. разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно- коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес; придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер; во многом способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов; индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Цель и задачи подготовки учителя русского языка и литературы к использованию ИКТ Основной целью подготовки учителей-языковедов является содействие формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Компоненты ИКТ (технический, программный, методический и информационный) позволяют определить систему задач при планировании процесса подготовки учителей.: Совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей; Ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а так же с возможностями их использования в учебном процессе; Ознакомление и овладение методиками преподавания гуманитарных предметов с использованием ИКТ; Усовершенствование навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.)

Глава 2. Деятельность учителя по использованию ИКТ Кабинет информатики – информационно- образовательный центр школы Целью работы кабинета информатики стала: ИТ должна стать обычным инструментарием - для учителей – для расширения возможностей УВП; - учащихся – для индивидуализации их работы на каждой ступени обучения; - администрации – для эффективной административно- хозяйственной деятельности.

В итоге проведенной работы кабинет информатики превратился в образовательный Центр обучения учителей, самообразования учащихся получил определенную организационную структуру информационно-образовательного пространства школы, которую можно представить в таком виде: Информационно-образовательный Центр школы Центр самообразования учащихся Образовательный центр учителей по изучению ИКТ

Внедрение ИКТ в предметную область В предметной среде при подготовке к компьютерным занятиям учитель должен освоить элементарные пользовательские умения, изучить программные возможности обучающих компьютерных программ CD-ROM и практически освоить их использование. Прежде чем начать применять данную технологию в учебной деятельности, я тщательно изучила: методологическую основу ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), теоретическую базу, а также опыт использования ИКТ российскими педагогами. При разработке уроков опиралась на научные труды Селевко Г.К. («Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., НИИ школьных технологий), изучила статьи из Сборников трудов «Информационные технологии в образовании», статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе»,. «Приложения» к газете «1 сентября», просмотрела серию уроков-презентаций с применением метода проектов учителей русского языка и литературы из Интернета, создала проект-презентацию по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель – предметник умел 1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке; 2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке; 3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; 4. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие); 5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 6. организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете; 7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, постепенно можно ввести в свои уроки следующие формы использования ИКТ: - Начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками. - С 8 класса можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации. - В нашей школе на уроках информатики учащиеся 8 класса начинают освоение программ Power Point. Это позволяет строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. На этом этапе важно, чтобы и предметники придерживались единых требований к оформлению ученических работ. - В 9 классе уже и экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.

Совершенствование профессиональной компетентности в сфере ИТ Задача по совершенствованию профессиональной компетентности учителя в сфере ИТ - грамотное и целесообразное использование компьютерной технологии на уроке.

Издательства «С-1», «Интерсофт», «Кирилл и Мефодий» и другие выпускают различные мультимедийные продукции: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы и т.д. Это хорошее подспорье в преподавании, но часто они не могут компьютерным дополнением к текстовому школьному учебнику, так как не всегда с ним согласованы и требуют адаптации к школьным программам. Поэтому особенно интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самим учителем. Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные фрагменты текстов, рисунков из электронной библиотеки, Интернета.

Компьютерные уроки Проводя компьютерные уроки, нужно придерживаться основных дидактических частей этого урока: это вступление, организационная часть; актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН); изучение нового материала (формирование новых ЗУН); закрепление материала – повторение и применение; контроль усвоения; коррекция; обобщение; домашнее задание. Эти части урока могут быть компьютеризованны (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств).

При изучении нового материала от учителя требуется функция координирования, руководства и организации учебным процессом. А «рассказать» материал вместо учителя может компьютер. Привычную черную доску заменяет монитор, а при наличии диапроектора, возможен и огромный электронный экран. На экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству». Богатство содержательной поддержки делает урок не только более усваиваемым, но и неизмеримо увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

При закреплении изученного материала: компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов соответствующую корректировку. В части Повторение может быть представлено в любом формате репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, развивающими играми и т.д. Компьютерный контроль знаний имеет преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, повышается объективность оценки, ученик видит деятельную картину собственных недоработок.

Эти примерные качества определяют структуру особенностей компьютерного урока. Дидактическая модель: -актуализация -новая информация - закрепление - контроль -коррекция - обобщение -домашнее задание

Концептуальное положение: - Мотивация -Культуросообразность -Целесообразность Цели задачи: - ЗУН - компетентность - информационная культура - развитие личности - воспитание

Методы: - поисковые - творческие - практические -наглядные - словесные -индивидуальные, групповые

Средства ИКТ: - CD, DVD -сканер, принтер - цифровая съемка - электронный учебник -обучающая программа Контроль и оценивание: - индивидуальный подход - быстрота - деятельность - объективность

Заключение Широкое использование мультимедийных пособий в данное время только начинается. Это говорит о том, что еще мало опыта работы с электронными учебниками в рамках полного курса. С.В.Селеменов в статье «Мультимедийный учебник по истории» утверждает, что «…рано говорить о методике применения электронных учебников как устоявшейся системе. Еще предстоит четко определить: - место мультимедийного учебника в процессе обучения; - формат подачи сведений, совместимый с компьютером; - алгоритм отношений в связке «учитель-компьютер- ученик».