МБОУ СОШ 5 п.г.т. Сафоново Тимофеева И.И.. Организационный момент I.Организационный момент ОтличноеРавнодушноеПлохое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причастие В.И. Даль: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого.
Advertisements

Презентация « Тундра Кольского полуострова» Тундра Кольского полуострова расположена южнее Арктики, но все еще за северным полярным кругом. Она занимает.
Деловая игра Причастие (Обобщение изученного материала)
Доброе утро! Приглашаем на урок. Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим:
МКОУ «Курочкинская ООШ» Тальменского района Алтайского края ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ урок русского языка, 7 класс, УМК Т.А. Ладыженской Автор: Вааль.
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов Причастие – это часть речи, причастная.
Подготовил учитель: МБОУ «Гапкинская СОШ» Костромина Елена Михайловна.
Подготовьте рассказ о деепричастии добавочное действие глагол признаки предмета по действию вид время возвратность изменяется по родам и падежам не изменяется.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!!!. Домашнее задание:создайте мини-текст (5-7 предложений) по картине, используя причастия.
Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
Выполнила учитель русского языка Казимирова О.В..
Причастие! Слово-то какое!.. Шамкова И. В. МОУ «Першинская средняя общеобразовательная школа» Как Причастный оборот, хочу я В жизни быть причастным ко.
Фрагмент урока русского языка в 6 классе Тема: Причастный оборот Учитель: Тетерко Ю. А., МКОУ СОШ с. Осиновая Речка.
Цель урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия – особой формы глагола; научить их отличать причастие от других частей речи, устанавливая.
ИСКУССТВО произведение представитель вида искусства вид искусства чему учит что воспиты- вает чему учит что воспиты- вает.
Урок русского языка в 7 классе Деепричастный оборот Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской области 2011.
Урок русского языка в 5 классе «Синонимы». Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий! Вы, проворные ткачи – Вихри.
-ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -вш- (-ш-) Действительные причастия -ем- (-ом-) -им- -нн- -енн- -т- Страдательные причастия.
Урок русского языка 7 класс. Владимир Иванович Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», об этой части речи метко сказал:
«Причастный оборот» Урок русского языка Урок русского языка 7 класс 7 класс Самсонова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская.
Транксрипт:

МБОУ СОШ 5 п.г.т. Сафоново Тимофеева И.И.

Организационный момент I.Организационный момент ОтличноеРавнодушноеПлохое

II.Стадия вызова Работа с текстом З ЗЗ Задания: прочитайте текст, заполните таблицу: 1.Тема текста 2.Основная мысль текста 3.Стиль текста 4.Тип текста Причастия, слова с орфограммами /орфограммы обозначьте/

Текст Тундра Кольского полуострова это горы или возвышенности, заросшие ягельником и кустарниками. Карликовые заросли, засыпа(н,нн)ые снегом, и редкие деревья не являются преградой для северных ветров. Долгая зима на полуострове снежная и метельная. А летом тундра украше(н,нн)а серебристыми коврами ягельников, зелене..щими перелесками, голубе..щими блюдами озер, узорчатыми жилками ручьёв и речек. А какие бурлящие на реках водопады! На Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.

Проверка работы с текстом Назовите тему текста. Определите основную мысль. Есть другие варианты? Определите тип речи. К какому стилю речи относится текст? Какое слово в тексте было для вас новым?

Словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева «Живая речь Кольских поморов» Падун, -а,м. Водопад. Падун на реки ф Колвице теперичу. Кандалакша.

3.Самопроверка

Проверим орфограммы Засыпанные украшена зеленеющими голубеющими

Рабочая карта Ф.И. ученика__________________________ п/п Этапы урокаОтметка 1.Работа с текстомС/о - 2. Групповая работа – «Мудрые совы» Г/о - 3.Осмысление нового материала - карточкаС/о - 4. Закрепление: II вариант- упражнение 225 стр.83, II вариант – карточка В/о 5.Творческое заданиеС/о - 6.Итоговая отметкаС/о -

Шкала затруднений рядытемаосновная мысль тип текста стиль текста 1 2 3

Лингвистический эксперимент Тундра Кольского полуострова это горы или возвышенности, на которых растут ягельники и кустарники. Карликовые заросли стоят под снегом, и редкие деревья не являются преградой для северных ветров. Долгая зима на полуострове снежная и метельная. А летом тундра украше(н,нн)а серебристыми коврами ягельников, перелесками, блюдами озер, узорчатыми жилками ручьёв и речек. А какие на реках водопады! На Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.

III. Стадия осмысления содержания Педтехника «Мудрые совы» Задание 1 группе: найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной. Задание 2 группе: найдите и запишите в тексте ту информацию, которая является для вас новой. Задание 3 группе: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста.

Педтехника «Мудрые совы» М.В. Ломоносов говорил о причастии: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Это свойство причастия заключать «в себе имени и глагола силу» широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия.

Педтехника «Мудрые совы» Педтехника «Мудрые совы» Вот, например, картина прилёта лебедей, описанная И. Соколовым- Микитовым: «Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки». Там, где нужны торжественность, величавость, там мы всегда встретим причастие: Между городом и горою, На которой лежат облака, Мчится злая, Любимая мною, Несмолкающая река. (А. Решетов.) Но в обычной разговорной речи причастия, к сожалению, редки. Об этом писал ещё А. Пушкин: «Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

Проверка выполнения задания Какая информация в тексте была для вас известной? Какая информация в тексте была для вас новой? Основная мысль текста?

Упражнения для глаз: 1)вертикальные движения глаз вверх – вниз (4-6 раз); 2) горизонтальные вправо – влево (4-6 раз); 3) вращение глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

IV. Первичное осмысление учебного материала 1.Работа с карточкой: устраните речевой недочёт (повтор слова который), заменив его причастием. Над светлым северным морем гудят ветра, которые отличаются друг от друга своими характерами. Налетит шапошник, закажет все пути-дороги одинокому баркасу, который плутает под низкими тучами. Подтянет полуночник, начнёт трясти зябь, которая лежит на волнах. Из-за Мурманска сорвётся норд, который не любит шутить. Зато попутный поможет лодчонке, которую безжалостно гонит обедник.

2.Самопроверка Над светлым северным морем гудят ветра, отличающиеся друг от друга своими характерами. Налетит шапошник, закажет все пути-дороги одинокому баркасу, плутающему под низкими тучами. Подтянет полуночник, начнёт трясти зябь, лежащую на волнах. Из-за Мурманска сорвётся норд, не любящий шутить. Зато попутный поможет лодчонке, которую безжалостно гонит обедник.

Правила употребления причастий Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием. Определяемое слово – строго до или после причастного оборота. Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже. Причастия не имеют формы будущего времени. От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, так как они обозначают завершённое действие. От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия, так как они обозначают действие, которое не может перейти на предмет.

Карточка 1.Убегавшие олени от человека-хищника нашли защиту у нового человека-хозяина. 2.Зимой олени уходят в горы, где снежный покров бывает тоньше сдуваемый ветром. 3.А летом оленье стадо опускается в лес на древние тропы, протопанных в ягельном бору. 4.Сотрудники заповедника, встретящие оленей после зимовки, оберегают дикое стадо. 5. Неспешно идут в запряжке уставаемые за долгую зиму ездовые олени.

Взаимопроверка 1. Олени, убегавшие от человека-хищника, нашли защиту у нового человека-хозяина. 2.Зимой олени уходят в горы, где снежный покров, сдуваемый ветром, бывает тоньше. 3.А летом оленье стадо опускается в лес на древние тропы, протопанные в ягельном бору. 4.Сотрудники заповедника, встретившие оленей после зимовки, оберегают дикое стадо. 5. Неспешно идут в запряжке уставшие за долгую зиму ездовые олени.

На разминку становись! Вправо-влево покрутись. Повороты посчитай: -Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать: -Раз-два-три -четыре- пять. А теперь поднимем ручки И опустим их рывком, Будто прыгаем мы с кручи Зимним солнечным деньком. А теперь ходьба на месте: -Левой-правой, стой раз-два. Мы за парты сядем вместе, Вновь возьмёмся за дела.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Первый снег», используя словосочетания: падающий хлопьями, искрящийся на солнце, поражающий белизной, летящие снежинки, укрыта покровом.

Домашнее задание Выучите правила употребления причастий; напишите сочинение-миниатюру, используя причастия: -1 вариант - на тему «Зимний отдых в сопках»; -2 вариант - на тему «Жизнь северных зверей зимой».

VIII. Рефлексия Продолжите предложения: 1. Самым интересным на занятии для меня было… 2. Я научился… 3. Теперь бы я хотел ещё узнать… 4. Мне понравилось… 5. Я хотел бы вам сказать… 6. Самым скучным на занятии было…

Спасибо за урок!

Литература Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман- Орлова Г.К. и др.: Русский язык: Практика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ – 18-е изд., испр. – М.: Дрофа, Чешко Л.А. Русский язык. - Москва,1990. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, Благова Н.Г., О.И. Бычкова, Э.Б. Жижов, Родченко О.Д. Краеведение на уроках русского языка.- Мурманск, картинки. Слайд 27 – фото из архива учителя.