Формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников посредством метазаданий Формирование когнитивных универсальных учебных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Advertisements

Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Умение решать проблемы или задачи - одно из важнейших познавательных универсальных действий. Н.В.Невижина, учитель начальных классов МОУ НШДС 14.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Психологическое сопровождение ФГОС Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта второго поколения является реализация развивающего.
Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе Гимназия 6 г. Лангепас.
Формирование метапредметных результатов обучения.
Шелковникова И. Л. Куйбышев 2011 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Транксрипт:

Формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников посредством метазаданий Формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников посредством метазаданий

Объект исследования - процесс формирования когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданийуниверсальных учебных действий посредством метазаданий Объект исследования - процесс формирования когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданийуниверсальных учебных действий посредством метазаданий Предмет исследования – метазадания как средство формирования когнитивных универсальных учебных действий младших школьников. Актуальным на сегодняшний день является применение метазаданий. Универсализм метазаданий состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Гипотеза исследования Применение метазаданий позитивно влияет на формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников, если: обучение учитывает возрастные особенности когнитивных процессов учащихся; используется обучение детей проблемно- поисковой деятельности; задания подбираются по принципу от простого к сложному. Применение метазаданий позитивно влияет на формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников, если: обучение учитывает возрастные особенности когнитивных процессов учащихся; используется обучение детей проблемно- поисковой деятельности; задания подбираются по принципу от простого к сложному.

основана на трудах: Л.С.Выготского П.Я.Гальперина А.Н.Леонтьева Д.Б. Эльконина А.Г. Асмолова А.З. Зака Н.В. Костюковича В.В. Подгорной В.Ю. Савкуевой и др. Н.В. Громыко Методологическая основа исследования

Когнитивные (познавательные) УУД Познавательные универсальные учебные действия Универсальные обще-учебные Универсальные логические Универсальные знаково- символические В Федеральных государственных образовательных стандартах II поколения отмечается, что в сфере когнитивных универсальных учебных действий выпускники начальной школы должны научиться воспринимать и анализировать информацию и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеть действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы выполнения заданий.

I. На первом этапе изучался научно-теоретический материал, проводился подбор методических и дидактических материалов, выбор способов формирования когнитивных универсальных учебных действий младших школьников. II. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выяснение у детей 2 «а» (экспериментальная группа) и 2 «б» (контрольная группа) классов уровня сформированности когнитивных универсальных учебных действий. III. Третьим этапом работы было проведение серии экспериментальных занятий, направленных на формирование у детей экспериментальной группы когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий. IV. Заключительный, четвертый этап исследования, проводился теми же методами, что и второй – сентябрь 2011г. Цель этого этапа – выявить какие-либо изменения в уровне сформированности у детей обеих групп когнитивных универсальных учебных действий. I. На первом этапе изучался научно-теоретический материал, проводился подбор методических и дидактических материалов, выбор способов формирования когнитивных универсальных учебных действий младших школьников. II. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выяснение у детей 2 «а» (экспериментальная группа) и 2 «б» (контрольная группа) классов уровня сформированности когнитивных универсальных учебных действий. III. Третьим этапом работы было проведение серии экспериментальных занятий, направленных на формирование у детей экспериментальной группы когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий. IV. Заключительный, четвертый этап исследования, проводился теми же методами, что и второй – сентябрь 2011г. Цель этого этапа – выявить какие-либо изменения в уровне сформированности у детей обеих групп когнитивных универсальных учебных действий.

Метазадания – задания универсального назначения, содержащие познавательную задачу, для решения которой ученику требуется расширение и углубление предметного знания умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами; умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами; умение производить мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство) умение моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.

Метазадание II - установление отношений между данными и вопросом, между знанием и незнанием Этапы выполнения метазадания I - анализ текста задания III - составление плана решения задачи V - проверка и оценка решения задачи, рефлексия. IV - осуществление плана решения Метазадания предлагаются по одному предмету: н-р по математикепо одному предмету: интегрированные метазадания используются для проверочных работ интегрированные метазадания

Диаграмма 1 Результаты изучения умения младших школьников анализировать до и после формирующего эксперимента (%) Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Колич ество детей % % Высоки й Средни й Низкий00420 Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Колич ество детей % % Высоки й 4515 Средни й Низкий Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что при включении метазаданий в учебный материал существенно возрастает уровень когнитивных УУД учащихся. До После

Диаграмма 2 Результаты изучения умения младших школьников комбинировать до и после формирующего эксперимента (%) Уровни Экспериментал ьная группа Контрольная группа Колич ество детей % % Высоки й Средний Низкий00525 Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Колич ество детей % % Высоки й 5102 Средни й Низкий030525

Диаграмма 3 Результаты изучения умения младших школьников рассуждать до и после формирующего эксперимента (%) Уровни Эксперимент альная группа Контрольная группа Колич ество детей % % Высокий Средний Низкий00210 Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Колич ество детей % % Высокий4102 Средний Низкий025210

Диаграмма 4 Результаты изучения умения младших школьников планировать до и после формирующего эксперимента (%) Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Количе ство детей % % Высокий63015 Средний Низкий00315 Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Количе ство детей % % Высокий6515 Средний Низкий035315

Диаграмма 5 Результаты изучения умения младших школьников классифицировать до и после формирующего эксперимента (%) Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Коли честв о детей % % Высокий Средний Низкий00420 Уровни Эксперимента льная группа Контрольная группа Коли честв о детей % % Высокий4102 Средний Низкий035420

Диаграмма 6 Результаты изучения умения младших школьников устанавливать закономерности до и после формирующего эксперимента (%) Уровни Экспериментал ьная группа Контрольна я группа Колич ество детей % % Высоки й Средни й Низкий00840 Уровни Экспериментал ьная группа Контрольна я группа Колич ество детей % % Высоки й Средни й Низкий035840

Победители I-ой улусной метаолимпиады

математикаУваровский Дима1 место 4 кл Винокурова Э.К. мета-олимпГаврильева Алена2 место русский языкГаврильева Алена2 место окр мирКылаев Никита3 место мета-олимпкоманда1 место Уваровский ДимаГаврильева АленаКылаев Никита

Улусный семинар учителей начальных классов «Метапредметный подход как новая технология образовательного процесса»

Заключение: 1. Усвоение учебного материала, основанное на метазадании предполагает активную работу самого учащегося. При этом в его сознании любая информация соотносится с уже известным, понятым ранее материалом. Именно это соотнесение вызывает поисковую мыслительную деятельность ребёнка. Использование на уроках метазаданий формирует у младших школьников когнитивные УУД. 2. В метазаданиях скорость решения не зависит ни от памяти, ни от знаний. Решая предложенную поисковую задачу, ребенок пробует разные подходы: если подход не ведет к цели, он отказывается от него. Находит другой подход к решению, другие способы. В метазаданиях он проявляет способность быстро отказаться от версии, ищет новое и оригинальное - проявляет гибкость мышления. 3. Учитель, создавая учебные ситуации для формирования когнитивных универсальных учебных действий учащихся, должен оценивать оригинальность, информативность, гибкость мышления, а также новизну решения. Задача учителя – не только сообщать знания, но и повышать познавательную активность и трудолюбие учащихся. Задача ученика – учиться, развивая у себя ценные черты характера и личности. В таких условиях обучения дети сами учатся рассуждать, доказывать, самостоятельно и творчески мыслить, применять изученное в практической деятельности и делать умозаключения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!