Обобщающий урок по русскому языку в 9 классе по теме « Виды придаточных предложений ». Эпиграф к уроку. « Знаки препинания служат нотами при чтении »,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды придаточных предложений. (ПРАКТИКУМ). ЦЕЛЬ ПРАКТИКУМА: Проверить умение правильно определять вид придаточного предложения.
Advertisements

Сложное предложение Подготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
Сложноподчиненное предложение Обобщающий урок. Сложноподчиненное предложение - - Сложноподчиненное предложение имеет две части: главную и придаточную.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
Урок русского языка в 9 – м классе на тему :. * Задачи: 1. Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных.
называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение» Подготовила С. В. Макарцева, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 555 «Бедогорье» город Санкт-Петербург.
Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
- это предложения, которые включают главное и одно или несколько придаточных предложений, придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов.
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ и его особенности Урок русского языка в 9 классе МБОУ Куркульская СОШ Алексеевского муниципального района. Учитель-предметник.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей того чувства которое мы называем любовью к родной земле. К. Г. Паустовский.
1.Какую часть речи в главном предложении обычно поясняют придаточные определительные? 2. Назовите 3 способа, с помощью которых придаточные изъяснительные.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Средства связи в СПП Виды придаточных Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 83» г.Перми Глухих Т.В.
Транксрипт:

Обобщающий урок по русскому языку в 9 классе по теме « Виды придаточных предложений ». Эпиграф к уроку. « Знаки препинания служат нотами при чтении », - А. П. Чехов.

Основные виды сложных предложений

Виды СПП С придаточными определительными С придаточными изъяснительными С придаточными обстоятельственными

Какие предложения называются сложноподчиненными ? Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Из каких частей состоит СПП ? Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчинённой, придаточной.

Задание « Установи соответствие » / Утверждения + _ 1СПП состоят из двух простых предложений 2В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных 3Простые предложения в составе СПП всегда равноправны 4Придаточное предложение с главным связано подчинительной или сочинительной связью 5В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова 6Придаточное в СПП в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные 7Придаточное предложение может стоять только после главного

Ключ 2 5 6

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения : 1) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, 5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения

Обстоятельственные придаточные предложения Союзы и союзные слова МестаГде, куда, откуда ВремениКогда, пока, едва, лишь только, как только, в то время как СравненияКак, чем, словно, будто, как будто, как, если бы ЦелиЧтобы, лишь бы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, только бы УсловияЕсли, ежели, коли, когда, как скоро, как бы ПричиныПотому что, оттого что, так как, ибо СледствияТак что УступкиХотя, пусть, пускай, несмотря на то, что; даром что Образ действия и степениЧто, чтобы, как, будто, словно, точно, насколько 8

Цифровой диктант Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, то ставите цифру 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что 1. Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению. 2. Двусоставное предложение может быть неопределенно - личным. 3. Однажды решил - словосочетание со связью примыкание. 4. Союз несмотря на то что – подчинительный. 5. Слово « пунктуация » произошло от слова « пунктуальный ». 6. Независимое предложение в составе СПП называется главным.

Ключ

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(I) 1. Наступила та к... роткая весенняя пора когда солнце еще ( не ) обжигает а ласково гре … т землю. 2. Она ( не ) любила когда ее тревожили утром. 3. Все это было бы смешно когда ( бы ) ( не ) было так грус … но. 4. Мы вошли в ту комнату откуда д … носились г … лоса. 5. Мы ждем с т … мленьем упованья минуты вольности святой как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

Определите тип придаточного предложения (I ) 1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю. 2. Она не любила, когда ее тревожили утром. 3. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. 4. Мы вошли в ту комнату, откуда доносились голоса. 5. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

Ключ к тесту (I) Определительное Изъяснительное Обстоятельственное условия Определительное Сравнения

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(II) 1. Ей снит … ся будто ( бы ) она идет по сн.. говой п … ляне. 2. Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда. 3. Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписат … ся. 4. В степи было тихо ( не ) смотря на то что солнце поднялось. 5. Я упоминаю об этом исключительно для того что ( бы ) подчеркнуть подлинность многих произведений Куприна.

Определите тип придаточного предложения ( II ) 1. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне. 2. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда. 3. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. 4. В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось. 5. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть подлинность многих произведений Куприна.

Ключ к тесту (II) 1. Изъяснительное 2. Обстоятельственное места. 3. Изъяснительное. 4. Обстоятельственное уступки. 5. Обстоятельственное цели.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(III) 1. Как летом роем м … шкара летит на пламя сл … тались хлопья со двора к оконной раме. 2. Зной все усиливался так что стан … вилось трудно дышать. 3. Деревня где скучал Евгений была прелес … ный уголок. 4. Мне хотелось что ( бы ) эта книга была интересна всем. 5. Статья ок … залась настолько сложной что смысл ее был понятен только специалистам – филологам.

Определите тип придаточного предложения (III) 1. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме. 2. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать. 3. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 4. Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем. 5. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам – филологам.

Ключ к тесту (III) 1. Обстоятельственное сравнения. 2. Обстоятельственное следствия. 3. Определительное. 4. Изъяснительное 5. Обстоятельственное меры и степени.

Найди пару Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1. Николай и не заметил, надо прилежно учиться. 2. Скучен день до вечера, установилась теплая, солнечная погода. 3. Чтобы получить хорошую профессию, тихо шелестящих под ветром. 4. Которая бывает в начале сентября, что стало светать. 5. Воздух пропитан ароматом трав, коли делать нечего.

Ключ

Продолжить предложения, используя придаточные. 1. Природу надо беречь ( почему ?) 2. Не будешь тужить ( при каком условии ?) 3. Запоминаются те книги ( какие ?) 4. На привал лучше расположиться там ( где ?) 5. Не забывай о том ( о чем ?)

Спишите, заменяя придаточные определительные обособленными определениями. 1. Лес, который исключительно состоит из одних сосен, называют бором. 2. Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность. 3. Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

Примерные ответы 1. потому что она не вечна. 2. если будешь честно жить. 3. в которых мы находим ответы на волнующие нас вопросы. 4. где можно развести костер, не нанося вреда природе. 5. что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Схематический диктант 1. Ночью звезды светят ярко, если погода безветренная и воздух неподвижен. 2. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые. 3. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. 4. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

Койшаурская долина

Хранитель Пушкиногорья С. С. Гейченко ( )

Демутов трактир. Наб. Мойки, 40

Спасибо за урок !