Дислексия Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Advertisements

Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская начальная общеобразовательная школа».
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Дислексия Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия Термин применяется по отношению к детям, неспособным приобрести нормальные навыки чтения, а также в части случаев испытывающих значительные трудности в овладении письмом. Термин применяется по отношению к детям, неспособным приобрести нормальные навыки чтения, а также в части случаев испытывающих значительные трудности в овладении письмом. Нарушение, выражающееся в трудностях при обучении чтению, даже несмотря на правильное объяснение, адекватный интеллектуальный уровень и отсутствие социально-культурных, средовых препятствий, оно зависит от базовых когнитивных нарушений, имеющих зачастую генетические причины. Генетические факторы – нарушения чтения у нескольких членов семьи; отсутствие культуры чтения в семье; большой состав семьи (отсутствие многообразия форм общения); Нарушение, выражающееся в трудностях при обучении чтению, даже несмотря на правильное объяснение, адекватный интеллектуальный уровень и отсутствие социально-культурных, средовых препятствий, оно зависит от базовых когнитивных нарушений, имеющих зачастую генетические причины. Генетические факторы – нарушения чтения у нескольких членов семьи; отсутствие культуры чтения в семье; большой состав семьи (отсутствие многообразия форм общения); Низкая способность к концентрации внимания, они более беспокойны, отвлекаемы, импульсивны Низкая способность к концентрации внимания, они более беспокойны, отвлекаемы, импульсивны В отечественной литературе количество школьников, страдающих дислексией, оценивается в пределах 3-4,8%, в зарубежных источниках – от 1 до 10%. В отечественной литературе количество школьников, страдающих дислексией, оценивается в пределах 3-4,8%, в зарубежных источниках – от 1 до 10%. Встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. Встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. Британская ассоциация дислексии представляет данные по всей популяции: у 4% населения - дислексия в тяжелой форме, у 10% - определенные трудности в чтении. Британская ассоциация дислексии представляет данные по всей популяции: у 4% населения - дислексия в тяжелой форме, у 10% - определенные трудности в чтении.

Сопутствующие расстройства Выделяют общую отсталость в чтении по неврологическим основаниям и специфическую задержку чтения (дислексию) Выделяют общую отсталость в чтении по неврологическим основаниям и специфическую задержку чтения (дислексию) Общая отсталость в чтении часто связана с явными неврологическими расстройствами и сопровождается многими другими отклонениями развития, такими как нарушение координации движений, восприятия, продуктивных способностей, речи. Общая отсталость в чтении часто связана с явными неврологическими расстройствами и сопровождается многими другими отклонениями развития, такими как нарушение координации движений, восприятия, продуктивных способностей, речи. Специфическая задержка чтения (дислексия) сочетается с узким кругом сопутствующих расстройств – это в основном нарушение речи, произношения, правописания, при этом знания по другим предметам могут соответствовать школьным требованиям Специфическая задержка чтения (дислексия) сочетается с узким кругом сопутствующих расстройств – это в основном нарушение речи, произношения, правописания, при этом знания по другим предметам могут соответствовать школьным требованиям Дети со специфической задержкой чтения (дислексией) умственно более развиты, чем дети с общей отсталостью в чтении, прогноз развития чтения у них значительно хуже. Дети со специфической задержкой чтения (дислексией) умственно более развиты, чем дети с общей отсталостью в чтении, прогноз развития чтения у них значительно хуже.

Признаки дислексии и дисграфии отмечаются у 66% детей с СДВГ ( в детской популяции – 11,9%) Признаки дислексии и дисграфии отмечаются у 66% детей с СДВГ ( в детской популяции – 11,9%) Нарушения чтения могут выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Нарушения чтения могут выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания и «проглатывают» слова и целые предложения. Другие читают быстро, но изменяют окончания и «проглатывают» слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать. Дислексия при СДВГ

Анализаторы, принимающие участие в формировании лексической стороны речи Речеслуховой анализатор Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Зрительный анализатор

Дискретное (аналитико- синтетическое) чтение Л. П.П. Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1. Восприятие букв. 2. Анализ графем, соотнесение с фонемой. 3. Объединение букв в слияния и слоги. 4. Проговаривание слова. 5. Распознавание знакомого слова. 6. Понимание текста – соотнесение с образом. ИТОГО: 6 шагов чтения.

1. Восприятие букв. 2. Анализ графем, соотнесение с фонемами. Проблемы чтения Этапы чтения, на которых возникают трудности: Пути коррекции 3. Объединение звуков в слияния и слоги. 4. Проговаривание слова. 5. Распознавание знакомого слова. 6. Понимание текста– соотнесение с образом. 1. Увеличение шрифта, использо- вание очков, формирование пространственных представлений. 2. Создание ассоциативных связей (обходного пути) для буквенно- звуковых соответствий. 3. Создание зрительной опоры для объединения букв в слоги. 4. Исправление нарушенного звукопро- изношения, контроль правильности речи. 5. Расширение словарного запаса (формы слова, родственные слова и т.д.) 6. Создание представлений (образов) для каждого значения слова, создание образов по прочитанному тексту. 1. Восприятие букв. 2. Соотнесение графемы с фонемой.

Ступени формирования навыка чтения овладение звуко-буквенными обозначениями послоговое чтение становление синтетических приемов чтения синтетическое чтение

Условия успешного овладения навыком чтения 1.Сформированность устной речи. 2.Фонематический слух. 3.Лексико-грамматическая сторона речи. 4.Пространственные представления. 5.Зрительный анализ, синтез, мнезис. 6.Достаточное развитие психических функций.

Формы дислексии Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематического восприятия -недоразвитие фонематического анализа Типы ошибок - Побуквенное чтение - Искажение звуко-слоговой структуры слова - Вставки - Пропуски букв - Перестановки слогов

Семантическая дислексия - нарушение звуко-слогового анализа и синтеза - побуквенное чтение - механическое чтение без понимания прочитанного Типы ошибок - Нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении.

Аграмматическая дислексия - недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений - ограничение словарного запаса Типы ошибок - замена падежных окончаний - нарушение согласования существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др.

Мнестическая дислексия - нарушение процессов установления связей между звуком и буквой - нарушение речевой памяти Типы ошибок - нарушение последовательности букв слов - пропуски - трудности усвоения букв - замены

Оптическая дислексия - нарушение зрительного восприятия форм, - оптико-пространственной ориентации, - зрительного гнозиса, анализа и синтеза, - памяти, внимания. Типы ошибок - смешения и замены графически сходных букв

Литеральная оптическая дислексия - недоразвитие зрительной памяти Типы ошибок - нарушение узнавания изолированных букв, их дифференциация

Вербальная дислексия - органическое поражение головного мозга Типы ошибок - трудности прочтения слов - зеркальное чтение

Тактильная дислексия - несформированность временной и пространственной ориентации Типы ошибок - смешения тактильно сходных букв - искажения - пропуски букв

Моторная дислексия - затруднение движения глаз при чтении Типы ошибок - моторная дислексия речедвигательного воспроизведения

Природный темп деятельности Природный темп деятельности Регрессии Регрессии Отсутствие антиципации Отсутствие антиципации Артикуляция Артикуляция Малое поле зрения Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень организации внимания Уровень развития памяти Уровень развития памяти

Результаты теппинг - теста 16 точек и меньше – ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе; 16 точек и меньше – ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе; 16 – 20 точек- нормальный средний темп работы; 16 – 20 точек- нормальный средний темп работы; 20 точек и больше – ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе. 20 точек и больше – ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Родился зай... в лесу и все боял... Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадет с дере... ком снега у зайчи... душа в пят... Родился зай... в лесу и все боял... Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадет с дере... ком снега у зайчи... душа в пят... Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... Нико... я не бою...! крик... он на весь лес. боя... Нико... я не бою...! крик... он на весь лес. Вот не бою... нисколь..., и все тут! Вот не бою... нисколь..., и все тут!

КОРАБЛИК По_хватил р_чей мой корабл_ _ и поне_ его. К_угом во_ны кип_т, по_брасыва_ _ его, из сто_оны в с_орон_ кида_ _. А кора_лик плыв_ _ дал_ше и да_ _ше. Я ря_ом с ни_ бег_. Друг_ _ ребя_ _ за м_ой спеш_ _. Но вот и ре_а. По_лыл мо_ кораб_ _ в речн_ _ даль. Вот уже крохо_ной точк_ _ мель_нул и скры_ся. Ре_ята во_руг шум_ _, крич_ _: Ю_кин ко_аблик не по_онул, в ре_у упл_ _! Может, до са_ _ го мор_ теперь добер_ _ся.

1.Тает снег. (3 слога) 2.Лес пожелтел. (4 слога) 3.Небо хмурое. (5 слогов) 4.Поле опустело. (6 слогов) 5.Почитайте мне сказку. (7 слогов) 6.В лесу весной поют птицы. (8 слогов) 7.Зимой на улице холодно. (9 слогов) 8.Посмотрите в окошко на детей. (10 слогов) 9.Летом солнышко греет очень сильно. (11 слогов) 10.Курочка повела своих деток погулять. (12 слогов) 11.Сердитый мороз нарумянил детям щёки. (13 слогов) 12.Вечером няня рассказывает детям сказки. (14 слогов) 13.Пчела летит на душистый цветок за сладким мёдом. (15 слогов) 14.Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю. (16 слогов) 15.Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш. (17 слогов) 16.Бабушка и Маша ходили после обеда погулять в лес. (18 слогов) 17.Во время дождя все птицы в лесу перестают петь свои песни. (19 слогов) 18.Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. (20 слогов) 19.Мальчики ходили в лес и поймали там маленького мальчика. (21 слог) 20.Маленькие котята целыми днями бегают и играют друг с другом. (22 слога.)

Полуглобальное чтение Л. П.П. Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1. Восприятие слогов. 2. Объединение слогов в слово. 3. Проговаривание слова. 4. Распознавание знакомого слова. 5. Понимание текста – соотнесение с имеющимися образами. Итого: 5 шагов чтения.

Глобальное чтение Л. П.П. Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1. Восприятие слова. 2. Проговаривание слова. 3. Распознавание знакомого слова. 4. Понимание текста– создание образа. Итого: 4 шага чтения.

Чтение про себя Л. П.П. Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1. Восприятие слова. 2. Распознавание знакомого слова. 3. Понимание текста – создание образа. Итого: 3 шага чтения.

Быстрое чтение Л.П.П. Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1. Восприятие текста. 2. Понимание текста– создание образа. Итого: 2 шага чтения.

Фоточтение Л. П.П. Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1.Восприятие и запечатление текста в памяти. Итого: 1 шаг чтения.