ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики Башкортостан Разработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как.
Advertisements

Полифонический роман Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку.
Ф.М.Достоевский. Более ста двадцати лет назад он сказал решительно обо всем, что считается сегодня злободневным... В.Г. Распутин В.Г. Распутин.
«ДВОЙНИКИ» И «АНТИПОДЫ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО. ГБОУ средняя общеобразовательная школа Российско - Словацкой дружбы.
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Опровергает ли Достоевский теорию Раскольникова?
МОУ СОШ С УИОП д. Стулово Слободского района Кировской области Презентация «Двойники Раскольникова» Учеников 11 Б класса Кошурниковой Анастасии, Кушковой.
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше.
Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «Лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее - это взглянуть в него сквозь призму.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Раскольников в своей комнате. Художник Д. Шмаринов.
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ «ЛЦО» Дудникова Любовь Семёновна.
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Часть 1, глава 1. «Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела». Художник Д. Шмаринов.
Антигуманная сущность теории Раскольникова ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
«Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского». 10 класс, монографическая тема.
Урок литературы, 10 класс учебник Лебедева Ю.В. Автор: Образцова Ольга Вячеславовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 города Боброва Воронежской.
Учитель русского языка и литературы МОБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Класс: 10 Образ Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского.
Работу выполнила ученица 10 класса Б Яковлева Ольга.
Урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Презентация подготовлена Шурыгиной Натальей Юрьевной, учителем ЦО 1927 города Москвы,
Транксрипт:

ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики Башкортостан Разработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Учитель русского языка и литературы Искандарова Римма Ильбековна.

Тема урока: «ДВОЙНИКИ» И «АНТИПОДЫ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Цели урока : Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя; подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»; воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие; развитие критического мышления учащихся, интереса к исследовательской работе.

Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон» Лужин. Художник Д. Шмаринов

«…взять просто запросто все за хвост и стряхнуть к черту» Лебезятников - «прогрессист», в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. Выступает против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», ратует за уничтожение брачных уз.

Свидригайлов - загадка Свидригайлов. Художник Д. Шмаринов. 1945г.

Этот герой идет дальше всех: переступает через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникову о сильных личностях. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»? Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идея Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

Она не считает себя существом- более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой.. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата признает его существом более высокого рода. Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра.

Дуня Раскольникова. Художник Д. Шмаринов

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар.

Система образов разбивается на три ряда с отрицательной и положительной подсистемами. Герои – антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова.

Раскольников и Соня

Разумихин и Дуня. Художник И. Глазунов

Порфирий Петрович. Художник Д. Шмаринов. 1955г.

Двойники Раскольникова

Рассматривая в системе образов двойников и антиподов Родиона Раскольникова, автор опровергает теорию Раскольникова, вскры-вает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в гордости, болезни сознания, «цивилизации», но и в ощущениях, в любви и в вере – такого человека «жизнь вынесет». Человек… найдет в себе силы смириться, найдет себя во всех с любовью и найдет себя в себе и обретет «живую жизнь».