Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся Наумова М.И., учитель математики МОУ гимназии 26 г. Томска
Общеучебные умения - необходимое условие самостоятельного приобретения знаний и овладения системой знаний.
Виды общеучебных умений 1.Учебно-организационные 2.Учебно-информационные 3.Учебно-интеллектуальные
Виды заданий Репродуктивные Реконструктивные Задания вариативного характера
Самостоятельная учебная работа - это любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: -поиск знаний, их осмысление, закрепление -формирование и развитие умений и навыков -обобщение и систематизация знаний.
Формы организации самостоятельных работ индивидуальные фронтальные групповые
Виды самостоятельных работ (по основному дидактическому назначению) Обучающие – по формированию знаний, по формированию навыков Контролирующие – проверочные, контрольные, обзорные, итоговые
Основные виды самостоятельных работ Работа с книгой Упражнения Выполнение практических и лабораторных работ Проверочные, самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения Домашние опыты, наблюдения Техническое моделирование и конструирование
Типы самостоятельных работ (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности) Воспроизводящие Реконструктивно-вариативные Эвристические Творческие
Самоконтроль Математический диктант: - вопросы по тексту - задания на повторение - слабо усвоенные задания - задания на вычисления Наиболее эффективна взаимопроверка соседями по варианту.
Самостоятельная работа с книгой Регулярная проверка содержания объяснительного текста Составление памятки – закладки по тексту Составление конспекта, вопросов к тексту Составление аналогичных заданий Чтение вслух
Самопроверка Составление обратных задач Проверка вычислений обратным действием Проверка с помощью калькулятора «Найди ошибку»
Составление алгоритмов, конспектов, заданий При объяснении материала По тексту Для устного счета
Карточки с готовыми ответами Задания с набором ответов (есть лишние) «Лото» (с лишними ответами) «Поле чудес» Тестовые задания
Дифференцированные задания Карточки-показы для слабых учащихся Карточки, рассчитанные на среднего ученика Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы
Применить РЗ и вычислить 1. Образец: 57*64+57*36=57*(64+36)=57*100=5700 Выполни по образцу: 41*39+41*61=41*(__+__)=41*__=___ 2.Задание: 41*__+41*__=__*(__+__)=__*__=___
Вычислительные навыки «Конкурс на лучшего счетчика» Эстафета «Кто быстрее?» «Цепочки» Таблицы
Впиши число в последний квадратик 40 : 5 : * 3
Впиши число в первый квадратик 81 :8 +11 *
Вычисли устно и запиши результат 1) 53*10-1=_____ 2)27*100+13=___ 3) 8* =___ 4) 1000*6-2=____ 5)48+2*100=____ 6)(48+2)*100=___
Заполни пропуски __ + 37 = 81__ - 15 = __ = __ = * __ = 459 * __ = : __ = 7__ : 12 = 5
Запиши еще три числа последовательности 1, 10, 100, 1000, … 3, 8, 13, 18, …
Реши уравнение 100 – х = 29х – 48 = х = 156х * 9 = 63 Х : 12 = 672 : х = 6
Запиши общую часть двух слов Н О ( _ _ ) Р А Ж П О Л ( _ _ ) ША Н И ( _ _ ) Р
Устный счет Сложить (умножить) с числом в центре
Составьте примеры на деление из данных чисел
Выполните умножение 25*1635*936*5 25*4868*996*5 25*6497*994*50 125*864*9924*75 125*1647*9942*11 125*7235*19956*101
Назовите последнюю цифру произведения * *12372
Исследовательская деятельность 9 класс, алгебра, «График квадратичной функции» 8 класс, геометрия, «Теорема Пифагора» 10 класс, алгебра и начала анализа, «Логарифмы» 5 класс, урок, занятие спецкурса
Творческие задания Написать сочинение «Я думаю, что без математики можно обойтись…» Сочинить сказку «Как я учил(а) своего любимого героя …» Тема в картинках Составить объявление Сделать рекламный буклет «Поле чудес» Номер журнала
«Поле чудес» Выполни действия и отгадай одну из наиболее распространенных мер веса: 17*81+17*19 Г27*88+27*12 Р 18*99-18*89 К98*199-98*189 И 13*96+13*4 А37*89+63*89 Л 16*98-16*88 О62*498-62*398 М –
Разгадать ключевую фразу следующей темы 2³- Д3³- Т8²- О 6²- Ь9²- З 4²- И 5³- Л5²- Н10³- Я 3²- Е 7²- А !
Учебники серии «МГУ- школе» Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. «Математика 5», «Алгебра и начала анализа 10, 11»
5 класс. Урок по теме: «Степень с натуральным показателем» 1. Это мы знаем (экскурс в прошлое) Как можно записать сумму короче ? = 5 * 4 = = 14 * 3 = 42 а +а + а + а + а + а = а * 6 = 6а
2. Новое знание Как можно записать произведение одинаковых множителей короче? 2 * 2 * 2 = ? 3 * 3 = ? а * а * а = ? Слушаем версии.
А вычислить мы можем значение этих выражений? 2 * 2 * 2 = 8 = ? 3 * 3 = 9 = ? а * а * а = ? Нет! Как быть?
Поступает предложение: 2 * 2 * 2 = 2³ 3 * 3 = 3² а * а * а = а³ !!!!!
Учебник, 156, стр. 39 А) 3²=9б) 3*2=6 В) 5²=25г) 5*2=10 Д) 9²=81е) 9*2=18 Ж) 2³=8з) 2*3=6 Как вы думаете, зачем нам дали авторы это задание?
Литература 1.Злоцкий Г.В. Карточки-задания при обучении математике. - М.: Просвещение, Карп А.П. Даю уроки математики.. – М.: Просвещение, Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, Леонтьева М.Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры. – М.: Просвещение, Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. – М.: Просвещение, Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! – М.: Просвещение, Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике.- М.: Просвещение, Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. – М.: Просвещение, Ткачева М.В. и др. Занятия с репетитором. – М.: Просвещение, Эрдниев. П.М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике. – Учпедгиз – Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение, Газета «Математика. Первое сентября» и библиотечка «Первого сентября» 13.Журнал «Математика в школе»